Обществознание 5

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МО Алапаевское
МОУ «Заринская СОШ»

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

На заседании ШМО

директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н

рук-ль ШМО: _________________
Устьянцев И.Е.
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.

приказ №112 от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Обществознание»
для 5 класса основного общего образования
на 2023 - 2024 учебный год

п.Заря
2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание».
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов
реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс
интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые,
этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную
систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит
обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе,
необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и
обязанностей. Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту,
посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.
Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении,
Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла,
справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые
нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего
нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо
обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в
начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие
социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в
расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально
значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой
жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся
расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их
общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии
с ними.
Цели изучения учебного предмета «Обществознание»
Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и
самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования,
и самообразования.
Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия
в жизни гражданского общества и государства.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных

задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию
и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить
следующие задачи: создать содержательные и организационно - педагогические условия
для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры
(знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоциональнооценочной деятельности); способствовать усвоению на информационном, практическом и
эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма,
уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях
социальных альтернатив); помочь сориентироваться в основных этических и правовых
нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и
учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; содействовать
освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в
пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся
школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); обеспечить практическое
владение способами получения адаптированной социальной информации из различных
источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию
личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в
содержание курса; предоставить возможность учащимся существенно расширить
активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и
понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и
воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в
процессе ориентировки в социальной информации; помочь формированию
осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и
социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие
партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; предоставить для практического
освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения
образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив
допрофессиональной подготовки.
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки
учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного
стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Человек. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек —
биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество
— особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о
будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.
Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное
хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности
подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и
спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа
жизни.

Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени
школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение
учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Дружный класс.
Труд. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие
благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки
мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Родина. Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права
субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России.
Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва
— столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России.
Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное государство.
Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура
России. Межнациональные отношения.
Обобщение. Подведение итогов.
Резерв. В случае отмены уроков из-за праздничных дней, а также, в случае введения
карантина
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества в сфере:
патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно - нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания:
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками

познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение
интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и
мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из
истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в
современную эпоху;
трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем
современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к
новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного
ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях в сфере:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира.

Дата
изучения

Виды деятельности

Контр.

Практич
.

№
п/п

Наименовани
е
разделов/тем

Количество
часов

Всего

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Виды и
формы
контроля

Эл./цифров
ые
источники

1

Человек

5

0

1

01.09.202
230.09.20
22

Устный опрос.
Обсуждение.
Сводная
таблица по
классу

http://resh.e
du.ru/
http://uchi.r
u/
http://www.
yaklass.ru/
http://interm
eturok.ru/
http://datale
sson.ru/
http://olimpi
um.ru/
http://.infour
ok.ru/

3

03.10.202
218.11.20
22

Рассказать и обсудить с учениками цели
и ценности человеческой жизни.
Объяснить природу человека,
рассказать о человеке, как о
биологическом существе, его отличии
от животного. Рассказать о
наследственности, найти вместе с
учениками наследственные признаки.
Объяснить особенности отроческого
возраста, его ценность в жизни
человека, обсудить признаки и
особенности подросткового периода.
Обсудить с учениками будущее:
профессию, цели, мечты, способ
достижения желаемого. В форме игры,
составить сводную таблицу проявления
самостоятельности каждого отдельного
ученика и класса в целом.
Рассказать о том, что такое семья: какие
бывают семьи и межсемейные связи.
Объяснить, как государство защищает и
помогает семьям, обсудить с учениками
основные закон Семейного кодекса РФ.
Рассказать о видах семей, об
отношениях между поколениями.
Обсудить виды семейных традиций и
ценности. Что такое хозяйство, забота о
старших, воспитание, взаимоуважение,
терпение к старшему поколению.
Обсудить рациональное распределение
времени и важность выполнения
возложенных обязанностей. Рассказать

2

Семья

6

0

Устный опрос.
Творческое
задание.
Письменный
опрос

http://resh.e
du.ru/
http://uchi.r
u/
http://www.
yaklass.ru/
http://interm
eturok.ru/
http://datale
sson.ru/
http://olimpi
um.ru/

3

Школа

4

0

0

28.11.202
228.12.20
22

4

Труд

5

0

1

26.12.202
2
03.02.202
3

5

Родина

14

0

3

06.02.202
305.05.20
23

о здоровом образе жизни, полезности
физической культуры, важности
увлечений (помимо учебы) для полноты
жизни.
Рассказать о роли образования в роли
человека. Объяснить значение
образования в жизни человека и для
общества. Рассказать об этапах
школьного образования, объяснить:
почему важно получать образование не
только в школе, но и использовать
дополнительные источники знаний.
Рассказать о дисциплине обучения и
важности дополнительных увлечений
вне стен школы (музыка, спорт, ИЗО,
танцы и т.д.). Раскрыть образ дружного
класса, обсудить важность быть
честным с другими и самим собой,
подлость – это плохо, объяснить:
почему, иногда, стоит промолчать.
«Друзья познаются в беде» и почему с
годами их все меньше.
Рассказать об уровнях сложности труда,
как различаются профессии одного
направления по содержанию
деятельности. Объяснить важность
результатов труда и их поощрения
(хвала, повышение по должности,
премии, з/п, грамоты, штрафы, выговор,
увольнение.) Объяснить взаимосвязь
результатов труда и личного
благополучия. Рассказать о
благотворительности и меценатстве,
чем отличаются эти явления в
обществе. О благотворительности и
меценатстве в прошлом и настоящем.
Рассказать о древних ремеслах славян в
наши дни. «Внук, услышав дедовы
секрет, сыновьям своим передает».
Показать произведения, созданные
ремесленниками. Рассказать о
творческом труде (танцоры, художники,
актеры, скульпторы, реставраторы и
т.д), показать результат творческих
профессий и сложный путь к этому
результату.
Рассказать об основе федеративного
устройства РФ, о субъектах страны и их
особенностях. Показать
государственные символы (герб, флаг,
прослушать гимн) РФ и района
проживания. Познакомить учеников с
историей становления государственных
символах и изменений в истории.
Провести виртуальную экскурсию по
Москве, показать основные улицы и
достопримечательности города,
рассказать об основании столицы
нашего государства. Объяснить
важность гордости статуса – гражданин,
а также права и обязанности, которые
накладывает этот статус. Обсудить
проявление патриотизма. Познакомить
учеников с многонациональностью
нашей страны, рассказать о религии,
культуре и традициях многочисленных
народов РФ. Объяснить и обсудить
проявление терпимости, уважения к

http://.infour
ok.ru/
Устный опрос.
Письменный
опрос

http://resh.e
du.ru/
http://uchi.r
u/
http://www.
yaklass.ru/
http://interm
eturok.ru/
http://datale
sson.ru/
http://olimpi
um.ru/
http://.infour
ok.ru/

Устный опрос.
Творческое
задание

http://resh.e
du.ru/
http://uchi.r
u/
http://www.
yaklass.ru/
http://interm
eturok.ru/
http://datale
sson.ru/
http://olimpi
um.ru/
http://.infour
ok.ru/

Устный опрос.
Творческое
задание.
Обсуждение.
Письменный
контроль

http://resh.e
du.ru/
http://uchi.r
u/
http://www.
yaklass.ru/
http://interm
eturok.ru/
http://datale
sson.ru/
http://olimpi
um.ru/
http://.infour
ok.ru/

культурным ценностям народов,
отличных от нас.

Общее количество часов по программе 34, практических занятий 8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Обязательные учебные материалы для ученика
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Jl. Н. Боголюбов
[и др.]; под ред. Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,
изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение.
Методические разработки для учителя
Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс: поурочные разработки к учебнику Л. Н.
Боголюбова: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Иванова [и
др.]. — М.: Просвещение.
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об
экономике. — М.
Каменцева Е. И. Русская сфрагистика и геральдика / Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов. —
М.
Народы России: энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия.
Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. — М.
Семейный кодекс РФ.
http://www.russianculture.ru Портал «Культура России».
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернет
http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».