МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МО Алапаевское МОУ «Заринская СОШ» РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО: На заседании ШМО директор МОУ «Заринская СОШ» Кондратьева И.Н рук-ль ШМО: _________________ Устьянцев И.Е. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. приказ №112 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 5 класса основного общего образования на 2023 - 2024 учебный год п.Заря 2023г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание». Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Цели изучения учебного предмета «Обществознание» Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования. Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи: создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоциональнооценочной деятельности); способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив); помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса; предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации; помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки. Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Труд. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Родина. Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Обобщение. Подведение итогов. Резерв. В случае отмены уроков из-за праздничных дней, а также, в случае введения карантина ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества в сфере: патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно - нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. Метапредметные результаты. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях в сфере: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Дата изучения Виды деятельности Контр. Практич . № п/п Наименовани е разделов/тем Количество часов Всего ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Виды и формы контроля Эл./цифров ые источники 1 Человек 5 0 1 01.09.202 230.09.20 22 Устный опрос. Обсуждение. Сводная таблица по классу http://resh.e du.ru/ http://uchi.r u/ http://www. yaklass.ru/ http://interm eturok.ru/ http://datale sson.ru/ http://olimpi um.ru/ http://.infour ok.ru/ 3 03.10.202 218.11.20 22 Рассказать и обсудить с учениками цели и ценности человеческой жизни. Объяснить природу человека, рассказать о человеке, как о биологическом существе, его отличии от животного. Рассказать о наследственности, найти вместе с учениками наследственные признаки. Объяснить особенности отроческого возраста, его ценность в жизни человека, обсудить признаки и особенности подросткового периода. Обсудить с учениками будущее: профессию, цели, мечты, способ достижения желаемого. В форме игры, составить сводную таблицу проявления самостоятельности каждого отдельного ученика и класса в целом. Рассказать о том, что такое семья: какие бывают семьи и межсемейные связи. Объяснить, как государство защищает и помогает семьям, обсудить с учениками основные закон Семейного кодекса РФ. Рассказать о видах семей, об отношениях между поколениями. Обсудить виды семейных традиций и ценности. Что такое хозяйство, забота о старших, воспитание, взаимоуважение, терпение к старшему поколению. Обсудить рациональное распределение времени и важность выполнения возложенных обязанностей. Рассказать 2 Семья 6 0 Устный опрос. Творческое задание. Письменный опрос http://resh.e du.ru/ http://uchi.r u/ http://www. yaklass.ru/ http://interm eturok.ru/ http://datale sson.ru/ http://olimpi um.ru/ 3 Школа 4 0 0 28.11.202 228.12.20 22 4 Труд 5 0 1 26.12.202 2 03.02.202 3 5 Родина 14 0 3 06.02.202 305.05.20 23 о здоровом образе жизни, полезности физической культуры, важности увлечений (помимо учебы) для полноты жизни. Рассказать о роли образования в роли человека. Объяснить значение образования в жизни человека и для общества. Рассказать об этапах школьного образования, объяснить: почему важно получать образование не только в школе, но и использовать дополнительные источники знаний. Рассказать о дисциплине обучения и важности дополнительных увлечений вне стен школы (музыка, спорт, ИЗО, танцы и т.д.). Раскрыть образ дружного класса, обсудить важность быть честным с другими и самим собой, подлость – это плохо, объяснить: почему, иногда, стоит промолчать. «Друзья познаются в беде» и почему с годами их все меньше. Рассказать об уровнях сложности труда, как различаются профессии одного направления по содержанию деятельности. Объяснить важность результатов труда и их поощрения (хвала, повышение по должности, премии, з/п, грамоты, штрафы, выговор, увольнение.) Объяснить взаимосвязь результатов труда и личного благополучия. Рассказать о благотворительности и меценатстве, чем отличаются эти явления в обществе. О благотворительности и меценатстве в прошлом и настоящем. Рассказать о древних ремеслах славян в наши дни. «Внук, услышав дедовы секрет, сыновьям своим передает». Показать произведения, созданные ремесленниками. Рассказать о творческом труде (танцоры, художники, актеры, скульпторы, реставраторы и т.д), показать результат творческих профессий и сложный путь к этому результату. Рассказать об основе федеративного устройства РФ, о субъектах страны и их особенностях. Показать государственные символы (герб, флаг, прослушать гимн) РФ и района проживания. Познакомить учеников с историей становления государственных символах и изменений в истории. Провести виртуальную экскурсию по Москве, показать основные улицы и достопримечательности города, рассказать об основании столицы нашего государства. Объяснить важность гордости статуса – гражданин, а также права и обязанности, которые накладывает этот статус. Обсудить проявление патриотизма. Познакомить учеников с многонациональностью нашей страны, рассказать о религии, культуре и традициях многочисленных народов РФ. Объяснить и обсудить проявление терпимости, уважения к http://.infour ok.ru/ Устный опрос. Письменный опрос http://resh.e du.ru/ http://uchi.r u/ http://www. yaklass.ru/ http://interm eturok.ru/ http://datale sson.ru/ http://olimpi um.ru/ http://.infour ok.ru/ Устный опрос. Творческое задание http://resh.e du.ru/ http://uchi.r u/ http://www. yaklass.ru/ http://interm eturok.ru/ http://datale sson.ru/ http://olimpi um.ru/ http://.infour ok.ru/ Устный опрос. Творческое задание. Обсуждение. Письменный контроль http://resh.e du.ru/ http://uchi.r u/ http://www. yaklass.ru/ http://interm eturok.ru/ http://datale sson.ru/ http://olimpi um.ru/ http://.infour ok.ru/ культурным ценностям народов, отличных от нас. Общее количество часов по программе 34, практических занятий 8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Обязательные учебные материалы для ученика Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Jl. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение. Методические разработки для учителя Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс: поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Иванова [и др.]. — М.: Просвещение. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М. Каменцева Е. И. Русская сфрагистика и геральдика / Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов. — М. Народы России: энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия. Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. — М. Семейный кодекс РФ. http://www.russianculture.ru Портал «Культура России». Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернет http://resh.edu.ru/ http://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ http://intermeturok.ru/ http://datalesson.ru/ http://olimpium.ru/ http://.infourok.ru/