РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА_Классика и современность (эл.курс) 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МО Алапаевское
МОУ «Заринская СОШ»

РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
рук-ль ШМО: _________________
Устьянцев В.О.
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н
приказ №112 от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Классика и современность»

п.Заря
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих
нормативно – правовых документов:
- ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
2004 г
Данный элективный курс разработан на основе авторской программы Акопова
Н.А., Иванова Е.А.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в
школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации
пробелов в знаниях.
Элективный курс «Русская литература: классика и современность» имеет
познавательно-практическую направленность, расширяет знания учащихся о
русской литературе, способствует формированию языковых и речевых
умений, навыков различных видов чтения, навыков создания собственных
текстов. Такие навыки необходимы в будущей профессиональной
деятельности выпускников. Полученные учащимися знания и представления
о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке
текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта
проведения исследований будут использованы при итоговой аттестации.
Курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой
компетенций учащихся.
Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству
современных авторов, опирается на книжные, журнальные публикации
последних лет.
Цель:
- подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны,
и формирование умений и навыков в построении текста – с другой.
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории
литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и
понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное
произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
дальнейшее
формирование
навыка
создания
собственного
литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой
культуры обучающихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке
произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения;

Методы деятельности ориентированы на практическую работу с
обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.
Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого
плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в
поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по
проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного
элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в
соответствии со школьной программой.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
формирование чувства прекрасного;
− умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к−
совершенствованию собственной речи;
- воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения− к
Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с−
автором текста; потребность в чтении; развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных− проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
- развитие эстетического сознания через освоение художественного−
наследия.
Метапредметные результаты
. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и
дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных
формах;
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями,
справочниками;
– осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные
связи;
– строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой
ситуации;
– создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
–владеть монологической и диалогической формами речи, различными
видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– задавать вопросы;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
– отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
– осознавать связи литературных произведений с эпохой их написания;
– выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные
ценности;
–понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
–понимать авторскую позицию и выражать своѐ отношение к ней;
–формулировать собственное отношение к произведениям литературы, и
давать их оценку; – давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях)
изученных литературных произведений;
– создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
– писать рефераты, доклады, сообщения на литературные темы, творческие
работы;
– владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы
современного литературного процесса и научной жизни филологического
сообщества, в том числе в сети Интернет;
– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения,
в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков
XIX–XXI вв.;
– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях
литературного процесса в его динамике;
– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях,
конкурсах и пр.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2часа)
Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественнополитическая обстановка в России. Влияние «возвращенной» отечественной и
эмигрантской литературы на современный литературный процесс.
Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этикофилософским установкам. Неореализм и постмодернизм. Три течения
современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая
проза».
Неоклассическая (традиционная) проза (31 час)
«Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России, нашедшие
отражение в романах. Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева
«Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем
счастье». Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы»,
С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Годы
репрессий. Отражение эпохи 30-40-х годов в современной литературе Д.
Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды». В. Шаламов «Колымские
рассказы». Самостоятельный анализ одного из рассказов. О. Волков
«Погружение в тьму» Судьба российской интеллигенции. С. Довлатов «Зона»
Г. Владимов «Верный Руслан». Военная тема в неоклассической прозе
«Написанная кровью сердца» повесть К. Воробьева «Это мы, Господи». Роман
В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализ содержания романа. Памятник
мученикам и человеческому страданию в «Записках блокадного человека» Л.
Гинзбург. Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В.
Астафьев «Пастух и пастушка». Борис Екимов «Ночь исцеления». Исцеление
души человеческой. Нравственный выбор героев в повестях Б. Васильева «А
зори здесь тихие», «Встречный бой». Повести К. Воробьева «Сашка», «Убиты
под Москвой», «Крик», Новое видение войны. Военная проза В. И. Дегтева.
Свет жертвенной любви в рассказе А. Платонова «Взыскание погибших».
«Афганская проза». Презентация книги С. Дышева «Да воздастся». Цикл О.
Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе
«Последний рассказ о войне». Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема
абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне».
«Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина «Кавказский
пленный». Сочинение-рецензия на прочитанную книгу о войне.
Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы.
Повесть В. Распутина «Пожар». Рассказ В. Распутина «В ту же землю».
Трагизм обстоятельств и внутренняя красота человека в рассказе.
Самостоятельный анализ одного из рассказов В. Распутина («Женский
разговор», «Век живи – век люби», «Изба») Образ русского человека в
произведениях автора. В.П. Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы
героев. Проблема преступления и наказания. В.П. Астафьев «Людочка». В.П.
Астафьев «Печальный детектив». Идеал добра и красоты в повестях В.Ф.
Потанина «Над зыбкой». Повесть В. Потанина «Голубая жемчужина». «За

понимание друг друга люди платят и кусками жизни». Повести В. Тендрякова
«Ночь после выпуска» и «Расплата». Читая Солоухина… «Человек должен
оставаться человеком в любой ситуации» - авторская позиция в романе «Под
одной крышей». Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю. Трифонов
«Обмен», Е. Довлатов «Чемодан».
Контроль (1 час)
№
урока

1

2

3

4

5

6

Календарно-тематическое планирование
Тема
Количес
тво
часов
Введение
2
Особенности литературного процесса
конца ХХ века. Общественнополитическая обстановка в России.
Влияние «возвращенной» отечественной
и эмигрантской литературы на
современный литературный процесс.
Неоднородность русской прозы по
своим эстетическим принципам и этикофилософским установкам. Неореализм и
постмодернизм. Три течения
современной прозы: неоклассическое,
условно-метафорическое и «другая
проза»
Неоклассическая (традиционная)
проза
«Эти непростые 30-е
годы». Исторические события в России,
нашедшие отражение в романах
Тема «раскрестьянивания» в романе Б.
Можаева «Мужики и бабы», С.
Антонова «Овраги». Крушение мечты о
«всеобщем счастье»
Годы репрессий. Отражение эпохи 3040-х годов в современной литературе Д.
Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые
одежды»
В. Шаламов «Колымские рассказы».
Самостоятельный анализ одного из
рассказов.

31

Дата

7
8
9

10
11

12

13
14

15

16
17
18
19

20

21
22

23

О. Волков «Погружение в тьму» Судьба
российской интеллигенции.
С. Довлатов «Зона» Г. Владимов
«Верный Руслан»
Военная тема в неоклассической прозе
«Написанная кровью сердца» повесть К.
Воробьева «Это мы, Господи»
Роман В.П. Астафьева «Прокляты и
убиты». Анализ содержания романа.
Памятник мученикам и человеческому
страданию в «Записках блокадного
человека» Л. Гинзбург.
Женщина и война С. Алексиевич «У
войны не женское лицо», В. Астафьев
«Пастух и пастушка»
Борис Екимов «Ночь исцеления».
Исцеление души человеческой.
Нравственный выбор героев в повестях
Б. Васильева «А зори здесь тихие»,
«Встречный бой»
Повести К. Воробьева «Сашка», «Убиты
под Москвой», «Крик», Новое видение
войны.
Военная проза В. И. Дегтева
Свет жертвенной любви в рассказе А.
Платонова «Взыскание погибших».
«Афганская проза». Презентация книги
С. Дышева «Да воздастся».
Цикл О. Ермакова «Афганские
рассказы». Тема абсурдности всякой
войны в рассказе «Последний рассказ о
войне».
«Чеченская проза». Разлад с миром в
рассказе В. Маканина «Кавказский
пленный».
Сочинение-рецензия на прочитанную
книгу о войне.
Художественно-публицистическая ветвь
неоклассической прозы. Повесть В.
Распутина «Пожар».
Рассказ В. Распутина «В ту же землю».
Трагизм обстоятельств и внутренняя
красота человека в рассказе.

24

25

26
27
28
29

30
31

32
33

34

Самостоятельный анализ одного из
рассказов В. Распутина («Женский
разговор», «Век живи – век люби»,
«Изба») Образ русского человека в
произведениях автора.
В.П. Астафьев «Людочка».
Нравственные проблемы героев.
Проблема преступления и наказания.
«Без Бога, без природы, без человека –
ужас».
В.П. Астафьев «Печальный детектив»
Идеал добра и красоты в повестях
В.Ф. Потанина «Над зыбкой»
Повесть В. Потанина «Голубая
жемчужина».
«За понимание друг друга люди платят
и кусками жизни». Повести В.
Тендрякова «Ночь после выпуска» и
«Расплата».
Промежуточная аттестация. Проект
Читая Солоухина… «Человек должен
оставаться человеком в любой
ситуации» - авторская позиция в романе
«Под одной крышей»
Рассказ Д. Бакина. «Сын дерева».
Русская интеллигенция в испытаниях
времени. Ю. Трифонов «Обмен»,
Е. Довлатов «Чемодан».
Обобщение и систематизация знаний.
Список рекомендуемой литературы для
чтения на лето.

1

Литература
1. История русской литературы XIX века. Вторая половина/ под ред.
Н.Н.Скатова. М.,1987
2. Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М.,1977.
3. Литература –критические статьи В.Г.Белинского, Д.И.Пасарева,
Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина , И.А.Гончарова,
Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина
4. Русская литература XVIII-XIX веков. Справочные материалы / по ред.
Л.А.Смирновой. М.,1995

5. Русская литератураXX века. Справочные материалы / по ред.
Л.А.Смирновой. М.,1995
6. Русская литература XXвека. Энциклопедия для детей. М.,1999


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».