МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МО Алапаевское МОУ «Заринская СОШ» РАССМОТРЕНО: На заседании ШМО рук-ль ШМО: _________________ Устьянцев В.О. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО: директор МОУ «Заринская СОШ» Кондратьева И.Н приказ №112 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Классика и современность» п.Заря 2023 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов: - ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004 г Данный элективный курс разработан на основе авторской программы Акопова Н.А., Иванова Е.А. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях. Элективный курс «Русская литература: классика и современность» имеет познавательно-практическую направленность, расширяет знания учащихся о русской литературе, способствует формированию языковых и речевых умений, навыков различных видов чтения, навыков создания собственных текстов. Такие навыки необходимы в будущей профессиональной деятельности выпускников. Полученные учащимися знания и представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения исследований будут использованы при итоговой аттестации. Курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся. Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, опирается на книжные, журнальные публикации последних лет. Цель: - подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста – с другой. Задачи: - систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий; - формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций; дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей; - обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения; - содействие в области профессионального самоопределения; Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы. Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой. Планируемые результаты: Личностные результаты формирование чувства прекрасного; − умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к− совершенствованию собственной речи; - воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения− к Отечеству, его языку, культуре; - устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с− автором текста; потребность в чтении; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных− проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. - развитие эстетического сознания через освоение художественного− наследия. Метапредметные результаты . Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах; – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; – создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; –владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – задавать вопросы; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Предметные результаты Обучающийся научится: – отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; – осознавать связи литературных произведений с эпохой их написания; – выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности; –понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; –понимать авторскую позицию и выражать своѐ отношение к ней; –формулировать собственное отношение к произведениям литературы, и давать их оценку; – давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; – создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; – писать рефераты, доклады, сообщения на литературные темы, творческие работы; – владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Обучающийся получит возможность научиться: – использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет; – опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.; – пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса в его динамике; – принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах и пр.) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (2часа) Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественнополитическая обстановка в России. Влияние «возвращенной» отечественной и эмигрантской литературы на современный литературный процесс. Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этикофилософским установкам. Неореализм и постмодернизм. Три течения современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая проза». Неоклассическая (традиционная) проза (31 час) «Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России, нашедшие отражение в романах. Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Годы репрессий. Отражение эпохи 30-40-х годов в современной литературе Д. Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды». В. Шаламов «Колымские рассказы». Самостоятельный анализ одного из рассказов. О. Волков «Погружение в тьму» Судьба российской интеллигенции. С. Довлатов «Зона» Г. Владимов «Верный Руслан». Военная тема в неоклассической прозе «Написанная кровью сердца» повесть К. Воробьева «Это мы, Господи». Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализ содержания романа. Памятник мученикам и человеческому страданию в «Записках блокадного человека» Л. Гинзбург. Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка». Борис Екимов «Ночь исцеления». Исцеление души человеческой. Нравственный выбор героев в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие», «Встречный бой». Повести К. Воробьева «Сашка», «Убиты под Москвой», «Крик», Новое видение войны. Военная проза В. И. Дегтева. Свет жертвенной любви в рассказе А. Платонова «Взыскание погибших». «Афганская проза». Презентация книги С. Дышева «Да воздастся». Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне». Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне». «Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Сочинение-рецензия на прочитанную книгу о войне. Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы. Повесть В. Распутина «Пожар». Рассказ В. Распутина «В ту же землю». Трагизм обстоятельств и внутренняя красота человека в рассказе. Самостоятельный анализ одного из рассказов В. Распутина («Женский разговор», «Век живи – век люби», «Изба») Образ русского человека в произведениях автора. В.П. Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания. В.П. Астафьев «Людочка». В.П. Астафьев «Печальный детектив». Идеал добра и красоты в повестях В.Ф. Потанина «Над зыбкой». Повесть В. Потанина «Голубая жемчужина». «За понимание друг друга люди платят и кусками жизни». Повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» и «Расплата». Читая Солоухина… «Человек должен оставаться человеком в любой ситуации» - авторская позиция в романе «Под одной крышей». Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю. Трифонов «Обмен», Е. Довлатов «Чемодан». Контроль (1 час) № урока 1 2 3 4 5 6 Календарно-тематическое планирование Тема Количес тво часов Введение 2 Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественнополитическая обстановка в России. Влияние «возвращенной» отечественной и эмигрантской литературы на современный литературный процесс. Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этикофилософским установкам. Неореализм и постмодернизм. Три течения современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая проза» Неоклассическая (традиционная) проза «Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России, нашедшие отражение в романах Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье» Годы репрессий. Отражение эпохи 3040-х годов в современной литературе Д. Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды» В. Шаламов «Колымские рассказы». Самостоятельный анализ одного из рассказов. 31 Дата 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 О. Волков «Погружение в тьму» Судьба российской интеллигенции. С. Довлатов «Зона» Г. Владимов «Верный Руслан» Военная тема в неоклассической прозе «Написанная кровью сердца» повесть К. Воробьева «Это мы, Господи» Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализ содержания романа. Памятник мученикам и человеческому страданию в «Записках блокадного человека» Л. Гинзбург. Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка» Борис Екимов «Ночь исцеления». Исцеление души человеческой. Нравственный выбор героев в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие», «Встречный бой» Повести К. Воробьева «Сашка», «Убиты под Москвой», «Крик», Новое видение войны. Военная проза В. И. Дегтева Свет жертвенной любви в рассказе А. Платонова «Взыскание погибших». «Афганская проза». Презентация книги С. Дышева «Да воздастся». Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне». «Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Сочинение-рецензия на прочитанную книгу о войне. Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы. Повесть В. Распутина «Пожар». Рассказ В. Распутина «В ту же землю». Трагизм обстоятельств и внутренняя красота человека в рассказе. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Самостоятельный анализ одного из рассказов В. Распутина («Женский разговор», «Век живи – век люби», «Изба») Образ русского человека в произведениях автора. В.П. Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания. «Без Бога, без природы, без человека – ужас». В.П. Астафьев «Печальный детектив» Идеал добра и красоты в повестях В.Ф. Потанина «Над зыбкой» Повесть В. Потанина «Голубая жемчужина». «За понимание друг друга люди платят и кусками жизни». Повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» и «Расплата». Промежуточная аттестация. Проект Читая Солоухина… «Человек должен оставаться человеком в любой ситуации» - авторская позиция в романе «Под одной крышей» Рассказ Д. Бакина. «Сын дерева». Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю. Трифонов «Обмен», Е. Довлатов «Чемодан». Обобщение и систематизация знаний. Список рекомендуемой литературы для чтения на лето. 1 Литература 1. История русской литературы XIX века. Вторая половина/ под ред. Н.Н.Скатова. М.,1987 2. Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М.,1977. 3. Литература –критические статьи В.Г.Белинского, Д.И.Пасарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина , И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина 4. Русская литература XVIII-XIX веков. Справочные материалы / по ред. Л.А.Смирновой. М.,1995 5. Русская литератураXX века. Справочные материалы / по ред. Л.А.Смирновой. М.,1995 6. Русская литература XXвека. Энциклопедия для детей. М.,1999