Аннотации к рабочей программе по предмету ОБЖ (5-9 кл)
Рабочая программа разработана на основании авторской программы В.
Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского, М. А.
Ульяновой в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и Примерной
основной образовательной программы основного общего образования по
предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»/
Рабочая программа по обж для 5-9 классов составлена на основе
требований:
*Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года
*Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования № 1897 от 17.12.2010г;
* Основной образовательной
программы основного общего
образования;
*СанПиН;
* учебного плана МОУ «Заринская СОШ»;
* годового учебного календарного графика МОУ «Заринская СОШ»;
* основной образовательной программы МОУ «Заринская СОШ» ;
* примерной образовательной программы по предмету;
В рабочей программе реализованы требования Конституции
Российской Федерации и федеральных законов «О безопасности», «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О
радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об
экологической
безопасности»,
«О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения»,
Стратегии
национальной
безопасности
Российской Федерации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. Основы
жизнедеятельности. 5 5ласс. М.: «ДРОФА
Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы
жизнедеятельности. 6 класс. М.: «ДРОФА»
Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др. Основы
жизнедеятельности. 7 класс. М. «ДРОФА»
Вангородский С.Н., Кузнецов М.И, Латчук В.Н. и др. Основы
жизнедеятельности. 8 класс. М.: «ДРОФА»
Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы
жизнедеятельности. 9 класс. М.: «ДРОФА»
безопасности
безопасности
безопасности
безопасности
безопасности
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
5 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
6 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
7 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
9 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
ЦЕЛИ:
усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья
как личной и общественной ценности;
уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права
человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и
ответственность органов власти;
антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение
учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим
угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том
числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
готовность
и
стремление
учащихся
к
нравственному
самосовершенствованию.
ЗАДАЧИ:
освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об
опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их
возникновении;
обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и
правильно действовать в случае их наступления, использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения
здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства
ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным
веществам и асоциальному поведению.
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы
определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на
дорогах и на транспорте;
формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного
образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества, воспитание патриотизма,
чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору
профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего
образования;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное,
языковое и духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и
сообществах;
развитие правового мышления и компетентности при решении моральных
проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного
отношения к окружающей среде;
формирование основ финансовой грамотности и усвоение правил
безопасного поведения в сфере финансовых отношений;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа
жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и
ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с
прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и
корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач
в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их
выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и
познавательной деятельности;
умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности,
анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и
внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность
человека;
умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
освоение приемов действий и способов применения средств защиты в
опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов;
умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных
задач;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий для решения задач
обеспечения безопасности;
формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение
применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике,
для профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и
государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного, здорового и
разумного образа жизни;
понимание
значимости
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности для личности и общества;
понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый и разумный образ жизни,
исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и
нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их
последствий для личности, общества и государства;
знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций, умение применять их на практике;
умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным
признакам, а также на основе информации из различных источников; •
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков
на территории проживания
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
Основы безопасности личности, общества и государства (27 ч)
Личная безопасность в повседневной жизни (11 ч)
Безопасность на дорогах и на транспорте (7 ч)
Опасные ситуации социального характера (4 ч)
Загрязнение среды обитания (3 ч)
Средства индивидуальной защиты органов дыхания (2 ч)
Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (8 ч)
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч)
Основы здорового образа жизни (5 ч)
6 класс
Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)
Экстремальные ситуации в природных условиях (18 ч)
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме
( 2 ч)
Безопасность в чрезвычайных ситуациях (3 ч)
Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (12 ч)
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)
Основы здорового образа жизни (4 ч)
7 класс
Основы безопасности личности, общества и государства (31 ч)
Безопасность в чрезвычайных ситуациях (1 ч)
Землетрясения (3 ч)
Вулканы (2 ч)
Оползни, сели, обвалы и снежные лавины (6 ч)
Ураганы, бури, смерчи (4 ч)
Наводнения (3 ч)
Цунами (3 ч)
Природные пожары (4 ч)
Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений (2 ч)
Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного
характера (3 ч)
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (2 ч)
Основы здорового образа жизни (2 ч)
8 класс
Основы безопасности личности, общества и государства (30 ч)
Производственные аварии и катастрофы (2 ч)
Взрывы и пожары (7 ч)
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (6 ч)
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч)
Гидродинамические аварии (3 ч)
Чрезвычайные ситуации на транспорте (2 ч)
Чрезвычайные ситуации экологического характера (5 ч)
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (3 ч)
Основы здорового образа жизни (2 ч)
9 класс
Основы безопасности личности, общества и государства (15 ч)
Современный комплекс проблем безопасности (5 ч)
Организация единой государственной системы предупреждения
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (2ч)
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях (3ч)
Основы финансовой безопасности (5ч)
и
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (7ч)
Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3ч)
Основы медицинских знаний (4 ч)
Основы здорового образа жизни (13 ч)
Здоровье и здоровый образ жизни (3 ч)
Личная гигиена (3 ч)
Физиологические и психологические особенности организма подростка (4 ч)
Факторы, разрушающие здоровье человека (3 ч)
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Виды и формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания,
индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам,
самостоятельная работа, проверочная работа, математический диктант,
тестовая работа. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов,
контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в
виде итоговой контрольной работы.
Вид контроля: тематический и итоговый. Проводится в форме контрольных
работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20
минут с дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и
проверяемого программного материала; содержание определяются учителем
с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей
обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее
значимых тем программы.