Биология 8-9 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заринская средняя общеобразовательная школа»

Приложение
к образовательной программе
Утверждена приказом от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»

Уровень образования: основное общее образование
Стандарт: ФГОС (с учетом пл/результатов ФГОС 2021)
Класс: 8 -9

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета биология на уровне основного общего
образования определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии на уровне основного общего образования обусловливает
достижение следующих личностных результатов развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое

и

настоящее

многонационального народа

России;

осознание

своей

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание

чувства

ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)

умение

классифицировать,

определять

понятия,

самостоятельно

создавать

выбирать

обобщения,

основания

и

устанавливать

критерии

для

аналогии,

классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её
развития исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития
современных естественно- научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений
о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.

В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения
за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты,
процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их
результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно использовать знания основных правил поведения в
• природе и основ здорового образа жизни в быту;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать
информацию биологического содержания в научно-популярной литературе,
средствах массовой информации иИнтернет-ресурсах,
• критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и
данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических
явлениях и процессах на основе нескольких
• источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и
тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности,
характерных для организма человека;
• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и
окружающей среды, родства человека с животными;
• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у
человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей
человеку;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;

•

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),
процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и
др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строенияи функциями
клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом
человека и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
• описывать и использовать приемы оказания первойпомощи;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании
первой доврачебной помощи при отравлениях,ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернетресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и
докладов;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия
влияния факторов риска на здоровье человека.
• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека
и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных
с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на
основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе

сопоставления особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических
объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения
функциями органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать
и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений,
докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия
влияния факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей
(признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных
с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной
биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей
среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
2. Содержание учебного предмета
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном

существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой
природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Человек и его здоровье
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма
человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм
человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение,
эксперимент).
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы.
Систематическое положение современного человека. Сходство человека с млекопитающими.
Отличие человека от приматов. Доказательства животного происхождения человека.
Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы
становления человека. Человеческие расы
Общие свойства организма человека
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в
клетке. Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы.
Хромосомный набор. Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки.
Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое.
Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая,
соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный
принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг.
Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его
функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их
предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые
железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение,
рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.
Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы

крови. Резус-фактор. Переливание крови. Группы крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их
роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ
Л.Пастера И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с
инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение,
функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца.
Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечнососудистой системы .Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды
кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы.
Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного
воздуха как фактор здоровья. Вредтабакокурения. Предупреждение распространения
инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного
организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении
угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: состав, строение, функции.
Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные
железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок.
Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в
пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом
кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания,предотвращение
желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела.
Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями.
Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Процесс образования и
выделения мочи, его регуляция. Заболевания органовмочевыделительной системы и их
предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения
здоровья.
Размножение и развитие
Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное
развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний
в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся
половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и
функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки
и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа
слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность
Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы
И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные
рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь.
Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики

человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к
накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы
деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль
обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Человек и окружающая среда.
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм
человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат
жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях
Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и
природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда.
Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей
среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни.
Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к
собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу.
Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные
глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения
человечества
Общие биологические закономерности
Биология как наука
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание,
эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.
Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира.
Современные направления в биологии (геном человека, биоэнергетика, нанобиология и др.).
Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные
объекты как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка
Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана,
цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Обмен
веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и
функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки–основар
размножения, роста и развития организмов.
Организм
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы
жизни. Вирусы. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и
органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии –
признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов
обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и
развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки.
Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная
и ненаследственная изменчивость.
Вид

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция
как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе:
наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных
систематических групп растений и животных.
Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при
выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Экосистемы
Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция,
хищничество,симбиоз, паразитизм).Естественная экосистема(биогеоценоз).
Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот
веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В.И. Вернадский
– основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого
вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны
биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную
жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
.
Список практических работ по разделу «Человек и его
здоровье»:
1.
Выявление особенностей строения клеток разных тканей;
2.
Изучение строения головного мозга;
3.
Выявление особенностей строения позвонков;
4.
Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
5.
Сравнение микроскопического строения крови человека и
лягушки;
6.
Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;
7.
Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные
движения.
8.
Изучение строения и работы органа зрения.
Список практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:
1.
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;
2.
Выявление изменчивости организмов;
3.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных
примерах).
Список экскурсий по разделу «Общебиологические
закономерности»:
1.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
2.
Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).
3.
Естественный отбор - движущая сила эволюции.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
8 класс
№

1
2
3
4

5
6
7

8

9
1
0
1
1

Тема урока
Введение в науки о человеке - 4 часа
Науки о человеке. Инструктаж ТБ вводный
Место и роль человека в системе
органического мира.
Происхождение человека.
Расы человека.

Общие свойства организма человека - 4
часа
Химический состав клетки.
Строение и жизненные свойства клетки.
Ткани.
Лабораторная работа. «Выявление
особенностей строения клеток разных
тканей». Инструктаж ТБ
Органы и системы органов.

Нейрогуморальная регуляция функций
организма - 12 часов
Нейро –гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма.
Эндокринная система.
Железы внутренней и смешанной секреции,
их строение и функции

Содержание

Количество
часов

Значение знаний об
особенностях строения и
жизнедеятельности организма
человека для самопознания и
сохранения здоровья. Комплекс
наук, изучающих организм
человека. Научные методы
изучения человеческого
организма (наблюдение,
измерение, эксперимент).
Место и роль человека в системе
органического мира. Сходства и
отличия человека и животных.
Особенности человека как
социального существа.
Происхождение современного
человека.

1
1

Строение и процессы
жизнедеятельности организма
человека. Клетка – основа
строения, жизнедеятельности и
развития организмов,
ее химический состав.
Клетка – основа строения,
жизнедеятельности и развития
организмов. Строение и
жизненные свойства.
Ткани организма
человека, их строение и
функции.
Органы и системы
органов организма человека, их
строение и функции. Организм
человека как биосистема.

1
1
1

Регуляция
функций
организма, способы регуляции.
Механизмы регуляции функций
Железы
и
их
классификация.
Эндокринная
система.

1

1
1

1

1
1

1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9

2
0
2
1
2
2

2
3
2
4
2
5
2
6

Гормоны, регуляция деятельности желез.
Значение нервной системы и ее отделы.
Рефлекторный характер деятельности
нервной системы.
Спинной мозг.
Головной мозг: задний и средний мозг.
Лабораторная работа. «Изучение строения
головного мозга». Инструктаж ТБ
Головной мозг: передний мозг.
Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной системы.

Урок обобщения и проверка знаний по теме
«Регуляторные системы организма».
Опора и движение - 6 часов
Значение опорно-двигательного аппарата.
Состав, строение и рост костей. Соединения
костей.
Скелет человека.
Лабораторная работа. «Выявление
особенностей строения позвонков».
Инструктаж ТБ
Мышцы.
Работа мышц.
Профилактика травматизма.
Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц.

Железы внутренней секреции:
гипофиз, эпифиз, щитовидная
железа, надпочечники. Железы
смешанной секреции:
поджелудочная и половые
железы.
Гормоны и регуляция
деятельности желез.Нарушения
работы желез и их профилактика.
Нервная система.
Характеристика нервной
системы: центральная и
периферическая. Нервы, нервные
волокна и нервные узлы.
Рефлекторный принцип работы
нервной системы. Рефлекторная
дуга.
Спинной мозг, его строение и
функции.
Головной мозг, его строение и
функции.
Большие полушария головного
мозга. Особенности развития
головного мозга человека и его
функциональная асимметрия.
Нервная система.
Характеристика нервной
системы: соматическая и
вегетативная.
Нарушения деятельности
нервной системы и их
предупреждение
Систематизация и обобщение
понятий темы

1

Опора и движение.
Строение и функции опорнодвигательной системы. Кость:
состав, строение, рост.
Соединение костей.
Скелет человека.
Особенности скелета человека,
связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью.
Влияние факторов окружающей
среды и образа жизни на
развитие скелета.
Мышцы и их функции
Работа мышц. Утомление.
Профилактика
травматизма. Приемы оказания
первой помощи себе и

1

1
1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

Лабораторная работа. «Выявление
нарушения осанки и наличия
плоскостопия». Инструктаж ТБ

2
7

2
8
2
9

3
0
3
1

3
2
3
3

3
4

3
5

Кровь и кровообращение - 8 часов
Кровь, ее функции. Эритроциты.
Лабораторная работа. «Сравнение
микроскопического строения крови
человека и лягушки». Инструктаж ТБ
Тромбоциты и лейкоциты.
Иммунитет, иммунная система. Вакцинация

Урок повторения по теме
Сердце и кровеносные сосуды.
Лабораторная работа. «Подсчет пульса в
разных условиях. Измерение артериального
давления». Инструктаж ТБ
Лимфатическая система

Сердечно - сосудистые заболевания.

Дыхание - 3 часа
Система органов дыхания и ее роль в обмене
веществ.

окружающим при травмах
опорно-двигательного аппарата.
Значение физических
упражнений для правильного
формирования скелета и мышц.
Предупреждение плоскостопия и
искривления позвоночника.
Признаки хорошей осанки
Функции крови и лимфы.
Поддержание постоянства
внутренней среды. Плазма крови.
Гомеостаз. Состав крови.
Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты,
тромбоциты. Свертывание
крови. Лейкоциты, их роль в
защите организма.
Группы крови. Резус-фактор.
Переливание крови. Группы
крови. Иммунитет, факторы,
влияющие на иммунитет,
иммунная система. Вакцинация.
Значение
работ
Л.Пастера И.И. Мечникова в
области иммунитета. Роль
прививок
в
борьбе
с
инфекционными заболеваниями.
Повторение и обобщение
понятий темы
Кровеносная и
лимфатическая системы: состав,
строение, значение. Строение
сосудов. Движение крови по
сосудам. Строение и работа
сердца. Сердечный цикл. Пульс.
Давление крови.
Движение лимфы по
сосудам. Лимфатическая
система, значение
лимфообращения. Связь
кровеносной и лимфатической
системы.
Сердечно - сосудистые
заболевания, их причины и
предупреждение. Артериальное и
венозное кровотечение. Приемы
оказания первой помощи при
кровотечениях.

1

1
1

1
1

2

1

1

3
6

3
7

3
8
3
9
4
0
4
1
4
2

4
3
4
4
4
5
4
6
4
7

Механизм вдоха и выдоха.
Лабораторная работа. «Измерение
жизненной емкости легких. Дыхательные
движения». Инструктаж ТБ
Заболевания органов дыхания.

Дыхательная
система:
строение и функции. Этапы
дыхания. Легочные объемы.
Газообмен в легких и
тканях. Регуляция дыхания.
Гигиена дыхания. Вред
табакокурения. Предупреждение
распространения инфекционных
заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты
собственного организма. Первая
помощь при остановке дыхания,
спасении утопающего,
отравлении угарным газом

Тема7. Пищеварение - 5 часов
Питание.
Пищеварение.
Питание и пищеварение. Строение и функции
Пищеварительная
система:
пищеварительной системы.
строение
и
функции.
Пищеварение в ротовой полости.
Ферменты,
роль
ферментов
в
пищеварении.
Пищеварение в желудке и кишечнике.
Обработка пищи в ротовой
полости. Зубы и уход за ними.
Всасывание. Толстый кишечник. Регуляция
Слюна и слюнные железы.
пищеварения.
Глотание.
Профилактика пищевых отравлений,
Пищеварение в желудке.
кишечных инфекций, гепатита
Желудочный
сок.
Аппетит.
Пищеварение
в
тонком
кишечнике.
Роль
печени
и
поджелудочной
железы
в
пищеварении.
Всасывание
питательных
веществ.
Особенности пищеварения в
толстом кишечнике.
Вклад Павлова И. П. в
изучение пищеварения. Гигиена
питания,
предотвращение
желудочно-кишечных
заболеваний.
Обмен веществ и энергии - 3 часа
Пластический и энергетический обмен.
Обмен веществ и
превращение энергии. Две
стороны обмена веществ и
Витамины.
энергии. Обмен органических и
неорганических веществ.
Рациональное питание.
Витамины. Проявление
гиповитаминозов
и
Мочевыделительная система
авитаминозов, и меры их
предупреждения.
Заболевания органов мочевыделительной
Энергетический обмен и
системы.
питание. Пищевые рационы.
Нормы питания. Регуляция
обмена веществ.

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Поддержание
температуры тела.
Терморегуляция при разных
условиях среды. Покровы тела.
Уход за кожей, волосами,
ногтями. Роль кожи в процессах
терморегуляции. Приемы
оказания первой помощи себе и
окружающим при травмах,
ожогах, обморожениях и их
профилактика.
4
6
4
7

5
0
5
1
5
2
5
3
5
4

5
5

5
6
5
7
5
8
5
9

Тема9. Выделение - 2 часа
Строение и функции кожи
Гигиена кожи

Тема 10. Размножение и развитие - 6 часов
Половое размножение человека
Органы размножения.
Внутриутробное развитие.
Развитие человека после рождения.
Инфекции, передающие половым путем и их
профилактика.

Урок обобщения и повторения по теме «Размножение и развитие».
Тема 11. Сенсорные
системы(анализаторы)
– 4 часа
Органы чувств. Анализаторы.

Мочевыделительная
система: строение и функции.
Процесс
образования
и
выделения мочи, его регуляция..
Заболевания
органов
мочевыделительной системы и
меры их предупреждения.

1

Половая система:
строение и функции.
Оплодотворение и
внутриутробное развитие. Роды.
Рост и развитие ребенка.
Половое созревание.
Наследование признаков у
человека.
Наследственные болезни, их
причины и предупреждение.
Роль генетических знаний в
планировании семьи
Забота о репродуктивном
здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путем и
их профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа
Повторение и обобщение
понятий темы

1

Органы чувств и их
значение в жизни человека.
Сенсорные системы, их строение
Орган зрения и зрительный анализатор.
Лабораторная работа. «Изучение строения и функции.
Глаз и зрение. Оптическая
и работы органа зрения». Инструктаж ТБ
система
глаза.
Сетчатка.
Орган слуха и слуховой анализатор.
Зрительные рецепторы: палочки
и колбочки. Нарушения зрения и
Органы равновесия, мышечного чувства,
их предупреждение
осязания, обоняния и вкуса.

1

1
1
1
1

1

1
1

1
1

Ухо и слух. Строение и
функции органа слуха. Гигиена
слуха.Органы
равновесия,
мышечного чувства, осязания,
обоняния
и
вкуса.
Взаимодействие
сенсорных
систем. Влияние экологических
факторов на органы чувств

6
0
6
1
6
2
6
3
6
4
6
5

6
6
6
7

Тема 12.Высшая нервная деятельность
– 6 часов
Общие представления о поведении и психике
человека.
Безусловные и условные рефлексы.
Сон и бодрствование
Внимание. Память.
Речь. Мышление. Сознание.
Индивидуальные особенности высшей
нервной деятельности человека.

Тема 13. Здоровье человека и его охрана
- 2 часа
Биосфера. Природная и социальная среда.
Здоровье человека.

Высшая
нервная
деятельность человека, работы
И. М. Сеченова, И. П. Павлова,
А. А. Ухтомского и П. К. Анохина
Безусловные и условные
рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность
мозга.
Сон и бодрствование. Значение
сна. Предупреждение нарушений
сна.
Особенности психики человека:
осмысленность восприятия,
передача из поколения в
поколение информации.
Особенности психики человека:
осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление
Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и
поведения человека.
Индивидуальные особенности
личности: способности,
темперамент, характер,
одаренность. Психология и
поведение человека. Цели и
мотивы деятельности

1

Защитноприспособительные реакции
организма. Факторы,
нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение,
употребление алкоголя,
несбалансированное питание,
стресс). Человек и окружающая
среда. Значение окружающей
среды как источника веществ и
энергии. Социальная и природная

1

1
1
1
1
1

1

среда, адаптации к ним.
Краткая характеристика
основных форм труда.
Рациональная организация труда
и отдыха.
Соблюдение санитарногигиенических норм и правил
здорового образа жизни.
Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание,
двигательная активность,
сбалансированное питание.
Влияние физических упражнений
на органы и системы органов.
Зависимость здоровья человека
от состояния окружающей среды.
Культура отношения к
собственному здоровью и
здоровью окружающих.
6
8
6
9
7
0

Заключение - 1 час
Повторение и обобщение знаний.

Повторение и обобщение
понятий раздела «Человек»

1

Итоговое тестирование.

1

Резервный урок.

1

9 класс
№

1
2
3

Тема урока
Биология как наука - 3 часа
Биология — наука о живой природе.
Инструктаж ТБ вводный
Методы исследования в биологии.
Сущность жизни и свойства живого.

Содержание

Биологические науки.
Роль биологии в формировании
естественнонаучной картины
мира. Современные направления
в биологии (геном человека,
биоэнергетика, нанобиология и
др.). Живые природные объекты
как система. Классификация
природных объектов.
Научные методы изучения,
применяемые в биологии:
наблюдение, описание,
эксперимент. Гипотеза, модель,
теория, их значение и
использование в повседневной
жизни.

Количес
тво
часов
1
1
1

Основные признаки живого.
Уровни организации живой
природы.
Клетка - 25 часов
4 Молекулярный уровень: общая
характеристика..
5 Органические вещества. Углеводы.
6 Органические вещества. Липиды.
7 Органические вещества. Белки
8 Функции белков.
9 Органические вещества. Нуклеиновые
кислоты.
10 Органические вещества. АТФ и другие
органические соединения клетки.
11 Органические вещества. Биологические
катализаторы.
12 Вирусы.
13 Обобщающий урок.
14 Клеточная теория. Многообразие клеток.
Лабораторная работа. «Изучение клеток и
тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах». Инструктаж ТБ
15 Строение клетки. Клеточная оболочка.
16 Строение клетки. Ядро.
17 Строение клетки. Эндоплазматическая сеть.
Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.
18 Строение клетки. Митохондрии Пластиды.
Клеточный центр. Органоиды движения.
Клеточные включения.
19 Особенности строения клеток эукариот и
прокариот.
20 Обобщающий урок «Строение клеток»
21 Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.
22 Виды пластического обмена: фотосинтез и
хемосинтез.
23 Автотрофы и гетеротрофы.
24 Метаболизм. Синтез белков в клетке.
25 Деление клетки. Митоз.
26
27 Обобщающий урок по теме.
28 Контроль знаний по теме «Клеточный
уровень».
Организм - 13 часов

Клеточные и неклеточные
формы жизни. Особенности
химического состава живых
организмов: неорганические
вещества, их роль в организме.
Особенности химического
состава живых организмов:
углеводы, липиды, белки,
нуклеиновые кислоты, АТФ,
ферменты - органические
вещества, их роль в организме.

1
1
1
1
1
1
1
1

Клеточные и неклеточные формы
жизни. Вирусы.
Систематизация и обобщение
понятий темы
Клеточное строение организмов
как доказательство их родства,
единства живой природы.
Многообразие клеток.
Строение клетки: клеточная
оболочка, плазматическая
мембрана, ядро, органоиды.
Многообразие клеток
Прокариоты и эукариоты
Обмен веществ и превращение
энергии в клетке. Катаболизм –
энергетический обмен.
Анаболизм – пластический
обмен. Типы обмена живых
организмов.
Деление клетки–
основаразмножения, роста и
развития организмов. Деление
соматических клеток.
Нарушения в строении и
функционировании клеток – одна
из причин заболевания организма

1

Систематизация и обобщение
понятий темы

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
2

1

29 Размножение организмов.
30 Развитие половых клеток. Мейоз.
Оплодотворение.
31 Рост и индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон.
32 Обобщающий урок.
33 Закономерности наследования признаков,
установленные Г. Менделем. Моногибридное
скрещивание.
34 Неполное доминирование. Генотип и фенотип.
Анализирующее скрещивание.
Практическая работа. Решение задач на
наследование при неполном доминировании.
35 Дигибридное скрещивание. Закон
независимого наследования признаков.
36 Генетика пола. Сцепленное с полом
наследование.
37 Обобщающий урок.
38 Модификационная изменчивость. Норма
реакции.
Лабораторная работа. «Выявление
изменчивости организмов». Инструктаж
ТБ
39 Мутационная изменчивость.
40 Основные методы селекции.

41

42
43
44
45
46

47

Размножение. Бесполое и
половое размножение
Половые клетки.
Оплодотворение
Рост и развитие организмов.
Систематизация и обобщение
понятий темы
Генетика- наука о
наследственности и
изменчивости организмов.
Закономерности генетики,
установленные Г.Менделем.

Генетика- наука о
наследственности и
изменчивости организмов.
Хромосомная теория
наследственности. Закон
Т.Моргана.
Систематизация и обобщение
понятий темы
Наследственность и
изменчивость – свойства
организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость.
Порода, сорт. Применение
знаний о наследственности,
изменчивости и искусственном
отборе при выведении новых
пород животных, сортов
растений и штаммов
микроорганизмов. Приемы
выращивания и разведения
культурных растений и
домашних животных, ухода за
ними.
Обобщающий урок-семинар по теме «Селекция». Систематизация и обобщение
понятий темы
4. Вид - 8 часов
Вид, признаки вида. Вид
Популяционно-видовой уровень: общая
как
основная
систематическая
характеристика.
категория живого.
Экологические факторы и условия среды.
Экология, экологические
Происхождение видов.
факторы
Популяция как элементарная единица
Популяция как форма
эволюции.
существования вида в природе.
Учение об эволюции органического мира. Ч.
Популяция как единица
Дарвин. Экскурсия «Естественный отбор –
эволюции.
движущая сила эволюции».
Видообразование.

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1

1

1
1
1
1
1

1

48 Движущие силы и результаты эволюции.
Лабораторная работа. «Выявление
приспособлений у организмов к среде
обитания (на конкретных примерах)».
Инструктаж ТБ

49 Обобщающий урок-семинар.

50
51
52
53
54
55

56
57
58
59
60
61
62

Экосистемы - 18 часов
Приспособления организмов к экологическим
факторам.
Экосистема, ее структура.
Пищевые связи в экосистеме.
Круговорот и превращение энергии в
экосистеме.
Популяция - элемент экосистемы.
Экологическая сукцессия.
Особенности агроэкосистем.
Обобщающий урок - экскурсия «Изучение и
описание экосистемы свое местности».
Биосфера – глобальная экосистема.
Распространение и роль живого вещества в
биосфере.
Роль человека в биосфере.
Гипотезы возникновения живого вещества.
Развитие представлений о происхождении
жизни.
Эры древнейшей и древней жизни.
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Ч. Дарвин – основоположник
учения об эволюции.
Способы видообразования и их
механизмы
Основные движущие силы
эволюции в природе:
наследственная изменчивость,
борьба за существование,
естественный отбор. Результаты
эволюции многообразие видов,
приспособленность организмов к
среде обитания

1

Систематизация и обобщение
понятий темы

1

Экология, экологические
факторы, их влияние на
организмы
Экосистемная организация
живой природы. Экосистема, ее
основные компоненты.
Структура экосистемы
Пищевые связи в экосистеме.
Типы взаимодействия разных
видов в экосистеме
(конкуренция,
хищничество,симбиоз,
паразитизм).
Естественная
экосистема(биогеоценоз).
Агроэкосистема (агроценоз) как
искусственное сообщество
организмов
Биосфера–глобальная
экосистема. В.И. Вернадский –
основоположник учения о
биосфере.
Структура биосферы.
Распространение и роль живого
вещества в биосфере
Ноосфера.
Краткая история эволюции
биосферы.
Усложнение растений и
животных в процессе эволюции.
Происхождение основных
систематических групп
растений и животных
Усложнение растений и
животных в процессе эволюции.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Происхождение основных
систематических групп
растений и животных
Усложнение растений и
животных в процессе эволюции.
Происхождение основных
систематических групп
растений и животных
6
3
64
65
6
6

Обобщающий урок «Развитие жизни на
Земле».
Современные экологические проблемы.
Последствия деятельности человека в
экосистемах.
Экскурсия «Многообразие живых организмов
(на примере парка или природного участка).

67 Обобщающий урок-конференция.
68 Резервный урок.

1
Значение охраны биосферы для
сохранения жизни на Земле.
Биологическое разнообразие как
основа устойчивости биосферы.
Современные экологические
проблемы, их влияние на
собственную жизнь и жизнь
окружающих людей.
Последствия деятельности
человека в экосистемах. Влияние
собственных поступков на живые
организмы и экосистемы.
Систематизация
и
обобщение понятий темы

2
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».