ОБЖ 8-9

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заринская основная общеобразовательная школа»
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образованияМОУ
«Заринская СОШ»

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Стандарт: ФГОС 2010 (с учетом пл/результатов ФГОС2021)
Класс: 5-9

п.Заря

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитатель- ной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обще- стве правилами и нормами поведения. Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней пози- ции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых
каче- ствах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к са- моразвитию, самостоятельности, инициативе и личностному
самоопреде- лению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к
целенаправленной соци- ально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к
окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного пред- мета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта дея- тельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, наро- дов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудо- вым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, тради- циям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отно- шения к выполнению конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и мно- гоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятель- ности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государ- ственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление
роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опас- ных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вы- зовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дис- криминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способно- сти к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивиду- ального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответствен- ного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности восприни- мать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представ- лений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенство- вать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребы- вания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоцио- нального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета
ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоро- вью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регу- лярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
соци- альным, информационным и природным условиям, в том числе осмысли- вая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно вы- полнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изуча- емого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессио- нальной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потреб- ностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при по- тере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреж-дения опас- ных и чрезвычайных ситуаций, во время пребы-вания в различных средах
(в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуни- кации, при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, при- носящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и соци- альной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологи- ческой направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования соб- ственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обу- чающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в це- лостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(по- знавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их ис- поль-зовать в учебной, познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образова- тельной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явле- ний);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоре- чия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и про- цессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умо-

заключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о вза- имосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдви- гать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные
выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследова- ние заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные
связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учеб- ной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать ин- формацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информа- ции и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педа- гогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспе- чивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение соци- альных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу реша- емой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других
участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоя- тельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;

планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего
вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, раз- делять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обес- печивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия реше- ний, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его вы- полнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм,
брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельно- сти, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуются сформированностью у обуча- ющихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются
в способности построения и следования модели индивидуального безопас- ного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих про- блем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополни- тельных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ
комплексной безопасности личности, общества и государства, индивиду- альной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления
и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в

повседнев- ной жизни.
Предметные результаты по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на ос- нове освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государ- ственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, неза- конному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7)
понимание причин, механизмов возникновения и последствий рас- пространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, до-рожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опас
ных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу
предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей для освоения обучающимися модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным
модулям:

Содержание учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической
обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила
безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар
его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства
индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в
туристических походах и поездках.Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и
ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная
кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность
подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов,
оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад,
сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары,
эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных,

химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила
пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства
вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность
несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в
заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни
(физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия,
игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на
здоровье.Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности
супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение
инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая
помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционныезаболевания,их
профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе.

Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь
при коме.Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Тематическое планирование
8 класс (35 часов)
№
п.п.

Тема урока

Содержание урока

Количес
тво
часов

§
учебника
Д/З

1

§ 1.1

1

§ 1.2

1

§1.3

1

§2.1

1

§2.3

1

§2.2

Раздел 1:Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (9часов)
Тема 1: Пожарная безопасность. 3 ч.

1

Вводный инструктаж по охране труда
учащихся в кабинете ОБЖ.
Пожар. Возможные причины пожара.

2

Меры пожарной безопасности

3

Правила поведения при пожаре.

Пожар, его причины и последствия. Органы государственной власти,
обеспечивающие безопасность населения; порядок взаимодействия населения
с ними. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные
последствия

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Первичные средства
пожаротушения.
Федеральный закон «О пожарной безопасности», пожар на даче, в квартире, в
общественном месте. Права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности. Первичные средства пожаротушения. Средства
индивидуальной защиты.
Тема 2: Безопасность на дорогах. 3 часа.

4

Опасные ситуации на дороге.

5

Правила дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов и велосипедистов
и водителей мопедов).

6

Опасные ситуации на транспорте.
Поведение пассажиров в общественном
транспорте.

Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Статистика ДТП в России.
Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста.
Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Участник дорожного
движения, дорога, дорожная разметка, дорожные знаки, сигналы
регулировщика
Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения.

Тема 3: Безопасность на водоемах. 2 часа
7
8

Опасные ситуации и правила поведения на
воде.
Оказание помощи утопающему.
Безопасный отдых у воды

Водоемы. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных
и необорудованных местах. Статистика гибели людей на воде.
Безопасное поведение на воде. Правила поведения у воды и оказание
помощи на воде. Освобождение от захватов, способы транспортировки

1

§3.1

1

§3.2 3.3

1

§4.1 4.2

Тема 4: Экология и безопасность. 1 час.

9

Меры безопасности при пребывании
человека на территории с
неблагоприятными экологическими
факторами.

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах
с неблагополучной экологической обстановкой, предельно допустимые
концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Предельно
допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде,
почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания. Природная среда, биосфера. Мутагены, свободные
радикалы, витамины. Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и
др.
Тема 5: Обеспечение личной безопасности. 3 часа.

10

11

12

Безопасное поведение человека в
природных условиях.

Опасные ситуации криминогенного
характера, меры предосторожности и
правила поведения.

Меры предосторожности при угрозе
совершения террористического акта.

Правила поведения в автономных условиях. Способы ориентирования на
местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи.
Сооружение временного укрытия. Опасные ситуации в случае
вынужденного автономного пребывания в природных условиях
Элементарные способы самозащиты. Допустимые пределы самообороны.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого
скопления людей (в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых
мероприятий и др.).
Информационная безопасность подростка. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий. Правила безопасности в ситуациях
криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная
кража, мошенничество, самозащита покупателя),
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке
похищения) при проведении мероприятий по освобождению заложников.

1

1

1

Поведение в условиях военного конфликта.
Раздел 2:Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (10часов).
Тема 6.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. 7 часов.

13

14

15

16

17
18
19

Чрезвычайные ситуации природного
характера и поведение в случаях их
возникновения.

Аварии на радиационно-опасных объектах
и их возможные последствия.
Обеспечение радиационной безопасности
населения.
Аварии на химически опасных объектах и
их возможнее последствия Обеспечение
химической защиты населения.
Пожары на взрывопожароопасных
объектах экономики и их возможные
последствия.
Обеспечение защиты населения от
последствий взрывопожароопасных
объектах.
Аварии на гидротехнических сооружениях
и их последствия.
Обеспечение защиты населения от аварий

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы.
БУРИ, СМЕРЧИ, СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ, КРУПНЫЙ ГРАД, ГРОЗА, СИЛЬНЫЙ СНЕГОПАД, СИЛЬНЫЙ ГОЛОЛЕД, МЕТЕЛИ,
СНЕЖНЫЕ ЗАНОСЫ, НАВОДНЕНИЯ, ПОЛОВОДЬЕ, СЕЛИ, ЦУНАМИ, ЛЕСНЫЕ, ТОРФЯННЫЕ И СТЕПНЫЕ пожары,
эпидемии, эпизоотии, эпифитотии), (метеорологического, геологического,
гидрологического, биологического) и правила поведения в этих ситуациях.
Рекомендации по безопасному поведению.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них
(аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и
взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), ее
основные задачи. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного
характера по типам и видам их возникновения. Авария, катастрофа.
Рекомендации по безопасному поведению.
Индивидуальные средства защиты: индивидуальная аптечка, ватно-марлевая
повязка, респиратор, противогаз. Федеральный закон «О радиационной
безопасности» Ионизирующее излучение, РОО. Рекомендации по
безопасному поведению.
АХОВ, ХОО, химическая авария. Средства индивидуальной защиты.
Рекомендации по безопасному поведению.
Взрывопожароопасные объекты. Рекомендации по безопасному поведению.

Федеральный закон «О промышленной безопасности»
ГТС, гидродинамическая авария. Рекомендации по безопасному поведению.
Федеральный закон «О безопасности ГТС»

1

§5.1

1

§5.2
§6.1

1

§5.3
§6.2

1

§5.4

1

§6.3

1

§5.5

1

§6.4

на гидротехнических сооружениях
Тема 7.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа).

20

21
22

Действия населения по сигналу
«Внимание всем!».
Средства индивидуальной и коллективной
защиты.
Эвакуация населения и правила поведения
при эвакуации.

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты
населения от опасностей, возникающих при проведении боевых действий
или вследствие этих действий. Способы оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях техногенного или природного характера.
Защитные сооружения ГО. Средства индивидуальной и коллективной
защиты. Правила пользования ими.
Виды и способы эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные
работы.

1

1
1

Раздел 3: Оказание первой помощи (12часов).
Тема 8. Основы здорового образа жизни (8 часов).
23

Здоровый образ жизни.

24

Индивидуальное здоровье человека, его
физическая и духовная сущность.

25

Репродуктивное здоровье как общая
составляющая здоровья человека и
общества.

26
27

Здоровый образ жизни и безопасность,
основные составляющие здорового образа
жизни.
Влияние окружающей природной среды на
здоровье человека.

28

Здоровый образ жизни и профилактика
основных неинфекционных заболеваний.

29

Факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье.

30

Вредные привычки и их профилактика.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Показатели,
характеризующие здоровье.
Индивидуальное здоровье, духовное здоровье, социальное здоровье, фактор
наследственности.
Репродуктивная функция человека как необходимость для воспроизводства
населения. Здоровье человека для повышения демографического роста.
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав
ребенка.
Образ жизни, ЗОЖ. Составляющие и факторы здорового образа жизни
(физическая активность, питание, режим дня, гигиена).

Природная среда проживающего населения. Влияние неблагоприятной
обстановки на организм человека. Благоприятная окружающая среда.
Статистика заболеваемости населения основными неинфекционными
болезнями.
Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика.
Различные факторы и привычки благоприятно и негативно влияющие на
индивидуальное и коллективное здоровье
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания,
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов. Федеральный закон «О наркотических средствах и
психотропных веществах»

1

§8.1

1

§8.2

1

§8.3

1

§8.4

1
1

§8.5

1

§8.6

1

§8.7

Тема 9.Оказание первой помощи 4 часа.

31

32

33

34
35

Общая характеристика различных
повреждений и их последствия для
здорового человека.
Первая помощь при отравлениях, ожогах,
тепловых и солнечных ударах, поражениях
электрическим током.
Первая помощь при отморожениях,
ушибах, кровотечениях, растяжении
связок, вывихах и переломах
Проведение искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца. Оказание
первой помощи при отравлении АХОВ.
Итоговое занятие

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при укусе насекомых и
змей.
Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении.
Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом
(солнечном) ударе. Особенности оказания первой помощи при поражении
электрическим током. Способы и средства оказания доврачебной помощи
пострадавшим.
Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
Практическое оказание первой помощи (наложение повязок,
кровоостанавливающего жгута).
Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь
при коме. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей.
Практическое оказание первой помощи на тренажере «Максим»
Обобщение знаний полученных в течении учебного года

1

§9.1

1

§9.2

1

§9.3

1

§9.4

1

Тематическое планирование
9 класс (35 часов)
№
раздела,
темы и
урока

Наименование раздела, темы и урока

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1раздел

1

Россия в мировом сообществе и
национальная безопасность

2

Национальные интересы России

3

Основные угрозы национальным интересам
России и пути обеспечения её безопасности
Организация обороны Российской
Федерации

4
5
2
6

7

Содержание программы

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с
которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со
странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Здоровье
населения и здравоохранение. Культура. Степень влияния каждого человека на
национальную безопасность России. Основные угрозы национальным интересам
России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области
безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности
России.

§
учеб
ника
Д/З

5
1

1

1

2

Национальная оборона. Государственная и общественная безопасность

1

3

Федеральный закон «Об обороне». Воинская обязанность граждан. Вооруженные
Силы Российской Федерации. Основные направления организации обороны.

1

4

1

5

Правовые основы обороны государства и
воинской обязанности граждан

Воинская обязанность граждан. Призыв на военную службу. Первоначальная
постановка на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Призыв на военную службу. Освобождение от воинской службы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА

МЧС России - федеральный
уполномоченный орган в сфере
гражданской обороны и чрезвычайных
ситуаций
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС) её
структура и задачи

Колич
ество
часов

11

История МЧС России. Примеры спасательных операций МЧС. Основные
задачи МЧС.

1

6

Задачи РСЧС. Структура РСЧС. Режим функционирования РСЧС.

1

7

№
раздела,
темы и
урока

Наименование раздела, темы и урока

Колич
ество
часов

§
учеб
ника
Д/З

Законодательные основы обеспечения безопасности. Федеральный закон «О
безопасности».
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы
национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении
национальной безопасности страны.

1

8

1

9

Содержание программы

8

Законодательные, нормативные и правовые
основы обеспечения безопасности

9

Гражданская оборона – составная часть
обороноспособности страны

10

Современные средства поражения. Ядерное
оружие.

Виды современных средств поражения. Ядерное оружие и его поражающие факторы.

1

10

11

Химическое оружие

Химическое оружие и его поражающие факторы. Виды отравляющих веществ.

1

10

12

Бактериологическое (биологическое)
оружие
Основные мероприятия гражданской
обороны по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени
Защитные сооружения гражданской
обороны

Бактериологическое (биологическое) оружие и его поражающие факторы.

1

10

Организация гражданской обороны на объекте экономики. Основные мероприятия ГО
по защите населения. Действия населения по сигналам ГО.

1

11

Виды защитных сооружений ГО. Средства индивидуальной защиты. Средства
коллективной защиты.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация
чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Чрезвычайные
ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера, их причины и последствия
Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Способы мониторинга.

1

12

1

13

1

14

13

14

15

Чрезвычайные ситуации мирного времени

16

Мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций

3

ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФКДКРАЦИИ

17

Терроризм и безопасность человека

18

Международный терроризм и безопасность
России

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Виды
террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение
терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники.
Личная безопасность при посещении массовых мероприятий. Если вас захватили в
заложники. Терроризм, экстремизм, наркотизм-сущность и угрозы безопасности
личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность
Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и
нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы
федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с
терроризмом. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике

2

1

15

1

16

№
раздела,
темы и
урока

Наименование раздела, темы и урока

Содержание программы

Колич
ество
часов

§
учеб
ника
Д/З

формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о
террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в
террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического
акта. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета,
возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или
захвате а заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников.

2 раздел

19

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы
здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена).
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение,
данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные
факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь,
существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья
человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в
формировании у человека общей культуры в области безопасности
жизнедеятельности.

Понятие о здоровье

4

ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

20

Табакокурение и его вред

21

Алкоголь и его вред

22

Наркотики и их вред

5

Вред табакокурения. Содержание канцерогенов в табачном дыму. Заболевания
причиной, которых является табакокурение. Пассивное курение и его вред.
Федеральный закон «Об ограничении курения табака». Первая помощь при
отравлении табаком.
Влияние алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Первая помощь при отравлении алкоголем.
Наркотики и их вред. Последствия употребления наркотических средств. Первая
помощь при отравлении наркотиками. Уголовная ответственность за производство,
хранение и распространение наркотических средств.

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

1

1

17

3
1

18

1

19

1

20

7

23

Рациональное питание

Принцип рационального питания. Группы пищевых продуктов. Принципы
правильного питания.

1

21

24

Основы подбора продуктов питания

Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

1

22

25

Советы, как выбрать безопасные продукты

Состав продуктов питания. Спреды. Нутриент. Умами. Пищевые добавки.

1

23

№
раздела,
темы и
урока

Наименование раздела, темы и урока

Содержание программы

Колич
ество
часов

§
учеб
ника
Д/З

Консерванты. Эмульгаторы. Нитраты.
26

Гигиена одежды

Свойства одежды и ткани.

1

24

27

Занятия физической культурой

Виды упражнений. Физические нагрузки.

1

25

28

Туризм как вид активного отдыха

1

26

29

Снаряжение для туризма

1

26

6
30
31

Виды туризма. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила
поведения в автономных условиях. Акклиматизация в различной местности и
климате. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
Рюкзак. Палатка. Коврик. Спальный мешок. НАЗ. обувь. Одежда. Важные мелочи.
Правила разведения костра. Устройство временного жилища (укрытия). Виды
ориентирования.

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Правила поведения при техногенных
авариях
Правила поведения при авариях на
транспорте

32

Правила поведения при неблагоприятных
природных явлениях

33

Правила поведения при авариях в быту

Правила поведения при химической аварии. Правила поведения при радиационной
аварии. Правила поведения при гидродинамической аварии.
Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Воздушный транспорт.
Морской и речной транспорт.
Как себя вести и ваши действия при неблагоприятных природных явлениях
(землетрясении, извержении вулкана, снежной лавины, ветровых явлениях, гололёда,
жары, грозы, наводнения, зимних условиях).
Правила поведения при внезапном обрушении здания. Правила поведения при аварии
коммунальных систем жизнеобеспечения. Правила поведения при пожаре и взрыве.
Правила поведения при утечке газа.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

7
34

Основы оказания первой помощи

35

Оказание первой помощи при кровотечении

Принцип оказания первой помощи. Тип оказания первой помощи. Характер
полученных повреждений. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Первая
помощь при отравлениях. Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Виды кровотечений.
Наложение жгута. Виды повязок.

4
1

27

1

27

1

27

1

27

2

1

28

1

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».