министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики свЕрдловской оБлАсти муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ Филиал муниципального общеобразовательного учреждения "Заринская средняя общеобразовательная школа" - Ясашинская основная общеобразовательная школа Согласовано: Председатель педагогического совета Утверждаю: директор МОУ «Заринская СОШ» филиала МОУ « Заринская со Ясашинская ООШ О€ Кондратьева \ приказ № /Г.С Лунина/ 2023 г рАБочАя прогрАммА курсА «зАнимАтЕльнАя Биология» для обучающихся 5 класса Ясашная, 2023 112 от 30.08. 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа данного курса рассчитана для работы с обучающимися 5 класса. Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. В школьном курсе «Биология», по моему мнению, недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате мы не охватываем материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала в курсе «Общая биология». Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы. Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации. Цель: Формирование у обучающихся понятий о систематике Расширение и углубление знаний о видовом многообразии Воспитание бережного отношения к природе Повышение интереса обучающихся к биологии Формирование базовых компетентностей обучающихся Задачи: Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Простейших Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Грибов Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду Воспитывать бережное отношение к природе Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки. В результате работы, по программе обучающиеся получат более глубокие знания о многообразии органического мира. При прохождении программы будут использованы следующие методы: Мини-лекции Доклады обучающихся Тестирование Обучающиеся должны знать: Основные систематические единицы Многообразие простейших, грибов, растений и животных по систематическим группам Содержание курса «Занимательная биология»: Раздел 1. Введение. Мир живых организмов. Мир живых организмов. Уровни организации живого. Многообразие организмов и их классификация. Раздел 2. Царство прокариоты Прокариоты, Настоящие бактерии, микробиология, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин, ферменты. кокки, Подцарство Оксифотобактерии, роль в природе и практическое значение. Оксифотобактерии, цианобактерии, сине-зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав воздуха, озоновый слой. Раздел 3. Царство Грибы. Царство Грибы, Многообразие грибов. Отдел Настоящие грибы, мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин, аллергия. Многообразие грибов Раздел 4. Царство растения Общая характеристика царства Растения. Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Отделы Бурые, Красные, Зелёные водоросли. Подцарство Высшие растения. Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные, Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Отделы Плауновидные, высшие споровые растения. Отдел Хвощевидные, Отдел Папоротникообразные. Отдел Папоротникообразные, Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. Многообразие видов голосеменных. Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя, лиственница, ель, саговники, гинкго, туя, кипарис. Отдел Покрытосеменные. Покрытосеменные (Цветковые), класс Двудольные и Однодольные. Многообразие видов. Раздел 5. Царство Животные Общая характеристика царства Животные. Простейшие, тип Саркожгутиконосцы, Многообразие одноклеточных. Подцарство Многоклеточные. Кишечнополостные. Особенности организации плоских Червей. Плоские черви – паразиты. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Тип Круглые черви. Круглые черви, нематоды, аскарида, острица, ришта, кутикула, кожно-мускульный мешок, полость тела, свободноживущие, паразиты, основной и промежуточный характер. Тип Кольчатые черви. Многообразие кольчатых червей. Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе. Тип Членистоногие Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Подтип Позвоночные Рыбы – водные позвоночные животные. Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. Хрящевые, костные рыбы. Класс Земноводные, их многообразие и роль в природе. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. Класс Птицы, Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. Класс Млекопитающие. Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Наименование разделов 1 Введение. Мир живых организмов 2 Царство прокариоты 3 Царство Грибы 4 Царство растений 5 Царство животные Общее количество часов по программе Количество часов 2 2 3 12 15 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название разделов и тем программы Раздел 1. Введение. Мир живых организмов 1.1 Мир живых организмов 1.2 Многообразие организмов и их классификация Итого по разделу Раздел 2. Царство Прокариоты 2.1 Настоящие бактерии 2.2 Подцарство Оксифотобактерии Итого по разделу Раздел 3. Царство грибы 3.1 Отдел настоящие грибы 3.2 Многообразие грибов 3.3 Многообразие грибов Итого по разделу Раздел 4. Царство растения 4.1 Общая характеристика царства Растения 4.2 Многообразие водорослей 4.3 Многообразие водорослей 4.4 Отдел Моховидные 4.5 Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротникообразные 4.6 Отдел Голосеменные растения 4.7 Отдел Голосеменные растения 4.8 Отдел Покрытосеменные 4.9 Многообразие Покрытосеменных 4.10 Многообразие Покрытосеменных 4.11 Многообразие Покрытосеменных 4.12 Многообразие Покрытосеменных Итого по разделу Раздел 5. Царство животные 5.1 Многообразие одноклеточных 5.2 Кишечнополостные 5.3 Тип Плоские черви 5.4 Тип Круглые черви Количество часов Дата изучения 1 1 04.09.2023 11.09.2023 2 1 1 2 18.09.2023 25.09.2023 1 1 1 3 02.10.2023 09.10.2023 16.10.2023 1 1 1 1 1 23.10.2023 13.11.2023 20.11.2023 27.11.2023 04.12.2023 1 1 1 1 1 1 1 12 11.12.2023 18.12.2024 08.01.2024 15.01.2024 22.01.2024 29.01.2024 05.02.2024 1 1 1 1 12.02.2024 19.02.2024 26.02.2024 04.03.2024 Тип Кольчатые черви Тип Моллюски Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. 5.8 Класс Насекомые 5.9 Надкласс Рыбы 5.10 Надкласс Рыбы 5.11 Класс Земноводные 5.12 Класс Пресмыкающиеся 5.13 Класс Птицы 5.14 Класс Млекопитающие 5.15 Класс Млекопитающие Итого по разделу Общее количество часов по программе 5.5 5.6 5.7 1 1 1 11.03.2024 18.03.2024 01.04.2024 1 1 1 1 1 1 1 1 15 34 08.04.2024 15.04.2024 22.04.2024 29.04.2024 06.05.2024 13.05.2024 20.05.2024 27.05.2024 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г 2. Никимов А.И. Биология. Справочник школьника. 3. Детская энциклопедия «Я познаю мир». 4. Трайтак Д.И. Растения. Грибы Бактерии. 5. Энциклопедия животных. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г 2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005. 3. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие организмов 7 класс: Методическое пособие к учебнику М.: Дрофа, 2009. 5. Акперова А.И. Уроки биологии в 7 классе по учебно-методическому комплекту Биология. Многообразие организмов. 7 класс Н.И.Сонина А.И.Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.: 6. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2001. 7. Биология.. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004. 8. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся. – Смоленск: Русич, 1999.-256 с. – (Веселый урок). 9. Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999. 10. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2004. 11. Высоцкая М.В. Биология. Многообразие организмов. 7 класс: поурочные планы по учебнику Сонина Н.И. - Волгоград: Учитель, 2007 12. диск «Многообразие организмов» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://apkpro.ru/