Рабочая программа по русскому языку 8-9 классы.

министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики
свЕрдловской оБлАсти
муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

"Заринская средняя общеобразовательная школа" -Ясашинская основная

общеобразовательная школа

Согласовано:
Председатель
педагогического совета

Утверждаю:

директор

МОУ «Заринёкая, СОЩ»

филиала МОУ « Заринская

".н Коцдр?±ьева

СОШ»-Ясашинская ООП1
/г.с
«фЭС)>

\'L`З'

лунина/

Приказ'№ 112 от 30.08. 2023 г

2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язь1к»

(ФГОС ООО 2010 с учётом ФГОС 2021)
для обучающихся 8-9 классов

Ясашная, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5 – 9 классы
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года N 1897, на основании примерной основной образовательной
программы основного общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15), программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М.Т.
Баранов, Т.А Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2015). Рабочая
программа является приложением к основной образовательной программе основного
общего образования МОУ « Заринская СОШ».
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по предмету «Русский язык» является усвоение содержания предмета
«Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
• формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю
культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку
межнационального общения;
• усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
• овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного
использования языковых средств;
• овладение основными видами речевой деятельности, использование
возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В рабочей программе представлены:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает
изучение русского языка на уровне основного общего образования в объёме 714ч. В
том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе —
102 ч, в 9 классе — 102 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Федеральной рабочей программы по русскому
языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Федеральной рабочей программы по русскому
языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе
в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление
об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных
произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)

Патриотического воспитания:
осознание российской

обществе, понимании роли русского языка как

государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»;ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ

жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил рациональный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного языкового образования: способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результата трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их

решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и
компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными
понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать

стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски
и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данныхи
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и

желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективыв
ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);
выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы
на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным — научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не
менее 140 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно
передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения
объём исходного текста должен составлять не менее 230 слов, для сжатого и
выборочного изложения – не менее 260 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120–140
слов, словарного диктанта объёмом 30-35 слов, диктанта на основе связного текста
объёмом 120–140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил
правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвёртого года
обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями),
понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи,
объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета, соблюдать
в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.

Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам:
наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений
в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности
к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства
выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические,
морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи;
анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров,
применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и
в речевой практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой
на жизненный и читательский опыт, тексты с опорой на произведения искусства
(в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений, классные
сочинения объёмом не менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера
темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы,
конспект, извлекать информацию из различных источников, в том числе
из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её
в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде
текста.
Редактировать тексты: собственные и (или) созданные другими
обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы,
сопоставлять исходный и отредактированный тексты.

Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление,
объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля,
основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять
сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства
связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять
деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики, распознавать
словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова:
именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов
в словосочетании: согласование,
управление, примыкание, выявлять
грамматическую синонимию словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления
предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске,
характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы
выражения побуждения в побудительных предложениях, использовать в текстах
публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму
изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать
способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения,
применять нормы построения простого предложения, использования инверсии;
применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе
выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами
большинство – меньшинство, количественными сочетаниями, применять правила
постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов,
предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных
предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации
неполного предложения).

Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и
несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые
и косвенные дополнения, виды обстоятельств).
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки,
морфологические средства выражения главных членов; различать виды
односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное
предложение,
неопределённо-личное
предложение,
обобщённо-личное
предложение, безличное предложение), характеризовать грамматические различия
односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, выявлять
синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;
понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности
предложений со словами да, нет.
Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их
связи (союзная и бессоюзная связь), различать однородные и неоднородные
определения; находить обобщающие слова при однородных членах, понимать
особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов.
Применять нормы построения предложений с однородными членами,
связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях
с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов
(и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo); правила постановки знаков
препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения
с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые
однородными членами, включая предложения с обобщающим словом
при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением,
вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять правила
обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе
приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и
присоединительных конструкций, применять правила постановки знаков
препинания в предложениях со сравнительным оборотом, правила обособления
согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений),
дополнений,
обстоятельств,
уточняющих
членов,
пояснительных
и
присоединительных конструкций; правила постановки знаков препинания
в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и
междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения
и вставные конструкции, понимать особенности употребления предложений
с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями,

обращениями и междометиями в речи, понимать их функции, выявлять омонимию
членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и
предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и
нераспространёнными), междометиями.
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках
изученного).
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и
пунктуационный анализ предложений, применять знания по синтаксису
и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке.
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества;
понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на
основе
наблюдений,
личных
впечатлений,
чтения
научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным
сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение
к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации)
на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее
6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не
менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160
слов, словарного диктанта объёмом 35–40 слов, диктанта на основе связного текста
объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил

правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения
орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль
текста, подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу
речи.
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину
или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение
к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт,
на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более
предложений или объёмом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если
этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль), классные
сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера
темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и
второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, представлять
содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых
типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять
не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов).
Редактировать собственные и (или) созданные другими обучающимися тексты
с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала,
начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого
общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля;
основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания
элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном
произведении.

Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать
особенности их сочетания в пределах одного текста, понимать особенности
употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к
различным
функционально-смысловым
типам
речи,
функциональным
разновидностям языка.
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов,
принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи,
функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта,
написания реферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат, оценивать чужие и
собственные речевые высказывания разной функциональной направленности
с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы
в сравнении с другими функциональными разновидностями языка, распознавать
метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного
предложения.
Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и
союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое,
структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого
предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений
с разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений
в речи.
Соблюдать основные нормы построения сложносочинённого предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых
предложений и простых предложений с однородными членами, использовать
соответствующие конструкции в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых
предложений.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых
предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и
придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого
предложения.

Различать подчинительные союзы и союзные слова.
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых
отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим
средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными,
сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной,
изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия,
меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение
придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых
предложений и простых предложений с обособленными членами, использовать
соответствующие конструкции в речи.
Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого предложения.
Понимать особенности употребления сложноподчинённых предложений
в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых
предложений.
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и правила
постановки знаков препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих
отношений.
Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного
сложного предложения.
Понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений
в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных
предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и
союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции
в речи, применять правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных
предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи.
Соблюдать основные нормы построения сложных предложений с разными
видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений
с разными видами связи.

Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях
с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений
с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат
в высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной
речью, при цитировании.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой
и косвенной речью, при цитировании.

8 класс (102 часа)
Тема урока
Кол-во
часов
1. ИОТ ТБ-033-2017 Функции русского
1
Исконно русская лексика:
языка в современном мире
слова общеиндоевропейского
фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка,
древнерусские
(общевосточнославянские)
слова, собственно русские
слова. Собственно русские
слова как база и основной
источник развития лексики
русского литературного
языка.
Роль старославянизмов в
развитии русского
литературного языка и их
приметы. Стилистически
нейтральные, книжные,
устаревшие
старославянизмы.
Повторение изученного в 5 – 7 классах (9ч.)
1. Пунктуация и орфография
1
Основные орфоэпические
нормы современного
2. Знаки препинания: знаки завершения,
1
русского литературного
разделения, выделения
языка. Типичные
3-4. Знаки препинания в сложном
2
орфоэпические ошибки в
предложении
современной речи:
5. Буквы Н и НН в суффиксах
1
произношение гласных [э],
прилагательных, причастий, наречий
[о] после мягких согласных и
6. Слитное и раздельное написание НЕ
1
шипящих; безударный [о] в
с разными частями речи
словах иностранного
7. Сжатое изложение
1
происхождения;
8. Контрольная работа
1
произношение парных по
9. Работа над ошибками в контрольной
1
твердости-мягкости
работе
согласных перед [е] в словах
иностранного
происхождения;
произношение безударного
[а] после ж и ш;
произношение сочетания чн
и чт; произношение женских
отчеств на -ична, -инична;
произношение твёрдого [н]

перед мягкими [ф'] и [в'];
произношение мягкого [н]
перед ч и щ.
Типичные
акцентологические ошибки в
современной речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (3ч.)
1. Основные единицы синтаксиса
1
2. Текст как единица синтаксиса
1
3. Предложение как единица синтаксиса
1
Словосочетание (4 ч.)
1.
Словосочетание
как
единица
1
Нормы построения
синтаксиса. Виды словосочетаний
словосочетаний по типу
согласования (маршрутное
2. Синтаксические связи слов в
1
такси, обеих сестер – обоих
словосочетаниях
братьев).
3.
Синтаксический
разбор
1
словосочетаний
4. Контрольная работа по теме
1
«Словосочетание»
Простое предложение (3ч.)
1.Грамматическая
(предикативная)
1
Типичные грамматические
основа предложения
ошибки. Согласование:
согласование сказуемого с
2.Порядок слов в
предложении.
1
подлежащим, имеющим в
Интонация
своем составе
3.Сочинение – описание памятника
1
количественно-именное
культуры
сочетание; согласование
сказуемого с подлежащим,
выраженным
существительным со
значением лица женского
рода (врач пришел – врач
пришла); согласование
сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием
числительного несколько и
существительным;
согласование определения в
количественно-именных
сочетаниях с числительными
два, три, четыре (два новых
стола, две молодых
женщины и две молодые
женщины).

Главные члены предложения (8ч.)
члены двусоставного
1

1. Главные
предложения
2. Сказуемое.
Виды сказуемого.
1
Простое глагольное сказуемое и
способы его выражения
3. Составное глагольное сказуемое.
1
Способы его выражения
4. Составное именное сказуемое,
1
способы его выражения
5. Тире между подлежащим и
1
сказуемым
6. Виды сказуемых. Тире между
1
подлежащими и сказуемыми
7-8.Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
Второстепенные члены предложения (9ч.)
1. Роль второстепенных членов в
1
предложении
2. Дополнение. Способы выражения
1
дополнения
3. Определение согласованное и
1
несогласованное. Способы выражения
определения
4. Приложение как разновидность
1
определения. Знаки препинания при
приложении
5. Обстоятельство. Способы его
1
выражения
6.
Синтаксический
разбор
1
двусоставного предложения
7-8. Характеристика человека как вид
2
текста. Строение данного текста, его
языковые особенности
9. Контрольная работа
1
Простые односоставные предложения (11 ч.)
1.Главный
член
односоставного
1
Терминология и точность
предложения.
Основные
группы
речи. Нормы употребления
односоставных предложений
терминов в научном стиле
речи. Особенности
2.Назывные
переложения,
их
1
употребления терминов в
структурные и смысловые особенности
публицистике,
3.Определённо - личные предложения.
1
художественной литературе,
Их
структурные
и
смысловые
разговорной речи. Типичные
особенности
речевые ошибки‚ связанные
4.Неопределённо
личные
1

предложения. Их структурные и
с употреблением терминов.
смысловые особенности
Нарушение точности
словоупотребления
5.Обобщенно-личные предложения. Их
1
заимствованных слов.
структурные и смысловые особенности
6 -7. Безличные предложения, их
2
структурные и смысловые особенности
8-9. Систематизация и обобщение
2
изученного по теме «Односоставные
предложения»
10-11. Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
Неполные предложения (2ч.)
1.Неполные предложения
1
2.Синтаксический
разбор
1
односоставного
и
неполного
предложения
Однородные члены предложения (14 ч.)
1.Понятие
об
осложнённом
1
предложении
2.Понятие об однородных членах
1
предложения.
Средства
связи
однородных членов предложения
3. Однородные члены, связанные только
1
перечислительной
интонацией,
и
пунктуация при них
4-5.Однородные
и
неоднородные
2
определения
6.
Изложение.
Сравнительная
1
характеристика
7-8. Однородные члены, связанные
2
сочинительными
союзами,
и
пунктуация при них
9-10.
Обобщающие
слова
при
2
однородных членах предложения и
знаки препинания при них
11. Синтаксический и пунктуационный
1
разбор предложений с однородными
членами
12. Систематизация и обобщение
1
изученного по теме «Однородные
члены»
13-14. Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
Обособленные члены предложения (20 ч.)
1.
Понятие
об
обособлении
1
Эффективные приёмы

второстепенных членов предложения
2-3.Обособление
согласованных
2
распространённых
и
нераспространённых
определений.
Выделительные знаки препинания при
них
4.
Обособление
определений
с
1
обстоятельственным
оттенком
значения,
обособление
несогласованных определений
5-6. Рассуждение на дискуссионную
2
тему
7-9.
Обособление
согласованных
3
приложений. Выделительные знаки
препинания при них
10-11. Обособленные обстоятельства,
2
выраженные деепричастным оборотом
и
одиночным
деепричастием.
Выделительные знаки препинания при
них
12. Отсутствие или наличие запятой
1
перед союзом КАК. Сравнительный
оборот
13.Обособление
обстоятельств,
1
выраженных
существительными
с
предлогами
14.Обособленные уточняющие члены
1
предложения. Выделительные знаки
препинания при них
15-16.Синтаксический
и
2
пунктуационный разбор предложения с
обособленными членами.
Проверочная работа.
Работа над ошибками
17-18. Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
19-20.Изложение. Работа над ошибками
2
Обращения (3ч.)
1.Обращение, его функции и способы
1
выражения.
Выделительные
знаки
препинания при обращении
2.Выделительные знаки препинания
1
при
обращении.
Употребление
обращений
3.Проверочная работа
1

слушания. Предтекстовый,
текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Основные методы, способы и
средства получения,
переработки информации.

Активные процессы в
речевом этикете. Новые
варианты приветствия и
прощания, возникшие в
СМИ; изменение обращений‚
использования собственных
имен; их оценка. Речевая

агрессия. Этикетные речевые
тактики и приёмы в
коммуникации‚ помогающие
противостоять речевой
агрессии. Синонимия
речевых формул.
Вводные слова и вставные конструкции (8ч.)
1.Вводные
конструкции
(слова,
1
Структура аргументации:
словосочетания, предложения). Группы
тезис, аргумент. Способы
вводных слов и вводных сочетаний по
аргументации. Правила
значению
эффективной аргументации.
Причины неэффективной
2-4.Выделительные знаки препинания
3
аргументации в учебнопри
вводных
словах,
вводных
научном общении.
сочетаниях
слов
и
вводных
Доказательство и его
предложениях
структура. Прямые и
5. Вставные слова, словосочетания и
1
косвенные доказательства.
предложения
Виды косвенных
6. Синтаксический и пунктуационный
1
доказательств. Способы
разбор предложений со словами,
опровержения доводов
словосочетаниями и предложениями,
оппонента: критика тезиса,
грамматически не связанными
с
критика аргументов, критика
членами предложения
демонстрации.
7-8. Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
Прямая и косвенная речь (5ч.)
1.
Понятие
о
чужой
речи.
1
Комментирующая часть. Прямая и
косвенная речь
2. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог
1
3. Цитата
1
4. Систематизация и обобщение
1
изученного. Синтаксический разбор
предложений с чужой речью
5-6. Рассказ
1
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (2ч.)
1. Фонетика и графика. Лексика и
1
Разговорная речь.
фразеология.
Самохарактеристика,
2. Морфемика и словообразование.
самопрезентация,
Морфология.
поздравление.

3. Синтаксис и пунктуация.
4. Орфография.

1

Научный стиль речи.
Специфика оформления
текста как результата
проектной
(исследовательской)
деятельности. Реферат.
Слово на защите реферата.
Учебно-научная дискуссия.
Стандартные обороты речи
для участия в учебнонаучной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной
литературы. Сочинение в
жанре письма другу (в том
числе электронного),
страницы дневника и т.д.

9 класс (102 часов)
Тема урока
Кол-во
часов
1. ИОТ ТБ Международное значение
1
русского языка.

Содержание предмета
«Родной язык»
Русский язык как зеркало
национальной культуры и
истории народа. Развитие
языка как объективный
процесс. Стремительный
рост словарного состава
языка.
Повторение изученного в 5 – 8 классах (13 ч.)
1-2.Устная и письменная речь
2
Разговорная речь. Анекдот,
шутка.
3-4. Монолог. Диалог
2
Этика и этикет в
электронной среде общения.
5.Стили речи
1
Официально-деловой стиль.
Деловое письмо, его
структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный стиль.
Доклад, сообщение. Речь
оппонента на защите
проекта.
6-7.Простое предложение и его
2
грамматическая основа
8-9. Предложение с обособленными
2
Нормы употребления
членами
причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
10-11.Обращение. Вводные слова и
2
вставные конструкции
12.Контрольный диктант с
1
грамматическим заданием
13.Анализ ошибок, допущенных в
1
контрольном диктанте
Сложное предложение. Культура речи (13 ч.)
1-3. Понятие о сложном предложении
3
4-5. Союзные и бессоюзные
2
предложения
6-7. Разделительные и выделительные
2
знаки препинания между частями
сложного предложения
8.Сочинение–рассуждение на
1
лингвистическую тему
9.Анализ ошибок, допущенных в
1

сочинении - рассуждении
10-11. Практикум. Разделительные и
2
выделительные знаки препинания
между частями сложного предложения
12.Контрольный диктант с
1
грамматическим заданием
13.Анализ ошибок, допущенных в
1
контрольном диктанте
Сложносочиненные предложения (7 ч.)
1. Понятие о ССП.
1
Смысловые отношения в ССП
2. ССП с соединительными союзами
1
3. ССП с разделительными союзами
1
4. ССП с противительными союзами
1
5. Разделительные знаки препинания
1
между частями ССП. Синтаксический и
пунктуационный разбор ССП
6. Контрольный диктант с
1
грамматическим заданием.
7. Анализ ошибок, допущенных в
1
контрольном диктанте
Сложноподчиненные предложения (7 ч.)
1. Понятие о СПП
1
2-3. Союзы и союзные слова в СПП
2
4-5. Роль указательных слов в СПП
2
6. Контрольный диктант с
1
грамматическим заданием
7. Анализ ошибок, допущенных в
1
контрольном диктанте
Основные группы
сложноподчиненных предложений (30
ч.)
1-3.СПП с придаточными
3
определительными
4-6. СПП с придаточными
3
изъяснительными
7-8. СПП с придаточными
2
обстоятельственными. СПП с
придаточными времени и места.
9-10.Сжатое
изложение.
Анализ
2
ошибок.
11. СПП с придаточными цели.
1
12. СПП с придаточными причины.
1
13. СПП с придаточными условия,
1
уступки, следствия

14-16. СПП с придаточными образа
действия, меры, степени и
сравнительными
17-18. СПП с несколькими
придаточными. Знаки препинания при
них
19.
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием
20. Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
21. Синтаксический разбор СПП
22-23. Синтаксический разбор СПП.
Проверочная работа. Анализ ошибок.
24. Сочинение – рассуждение на
лингвистическую тему
25. Анализ ошибок, допущенных в
сочинении
26. Пунктуационный разбор СПП

3

27. Сочинение по проблеме текста
28. Анализ ошибок, допущенных в
сочинении
29.Контрольное тестирование № 1 по
теме «СПП»
30.Анализ ошибок, допущенных в
контрольном тестировании
Бессоюзные сложные предложения
(13 ч.)
1.Понятие о БСП
2. Интонация в БСП
3-4. Запятая и точка с запятой в БСП
5-6. Двоеточие в БСП
7-8. Тире в БСП
9. Сочинение по финалу текста

1
1

2

1
1
1
2
1
1
1

Типичные ошибки в
построении сложных
предложений: постановка
рядом двух однозначных
союзов (но и однако, что и
будто, что и как будто)‚
повторение частицы бы в
предложениях с союзами
чтобы и если бы‚ введение в
сложное предложение
лишних указательных
местоимений.

1
1

1
1
2
2
2
1

Язык художественной
литературы. Диалогичность в

художественном
произведении. Текст и
интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
10. Анализ ошибок, допущенных в
сочинении
11. Синтаксический и пунктуационный
разбор БСП
12. Контрольное тестирование № 2 по
теме «БСП»
13. Анализ ошибок, допущенных в
контрольном тестировании
Сложные предложения с различными
видами связи (12 ч.)
1-3. Употребление союзной
(сочинительной и подчинительной) и
бессоюзной связи в сложных
предложениях
4. Сжатое изложение
5. Анализ ошибок, допущенных в
сжатом изложении
6-7. Знаки препинания в сложных
предложениях с различными видами
связи
8-9. Синтаксический и пунктуационный
разбор сложных предложений с
различными видами связи. Проверочная
работа
10. Публичная речь

1

11. Контрольный диктант № 5 с
грамматическим заданием
12. Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
Повторение и систематизация
изученного в 5 – 9 классах (9 ч.)
1.Фонетика и графика

1

2. Лексикология, фразеология

1

1
1
1

3

1
1
2

2

1

Публицистический стиль.
Проблемный очерк.

1

1

Основные орфоэпические
нормы современного
русского литературного
языка. Активные процессы в
области произношения и
ударения.
Основные лексические
нормы современного
русского литературного

языка. Лексическая
сочетаемость слова и
точность. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и
точность.
3.Морфемика
4.Словообразование
5.Морфология

1
1
1

6.Синтаксис
7.Орфография. Пунктуация
8.Итоговое тестирование
9.Анализ ошибок, допущенных в
итоговом тестировании

1

Типичные грамматические
ошибки. Управление:
управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки.
Правильное построение
словосочетаний по типу
управления

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».