министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики свЕрдловской оБлАсти муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ Филиал муниципального общеобразовательного учреждения "Заринская средняя общеобразовательная школа" -Ясашинская основная общеобразовательная школа Согласовано: Председатель педагогического совета Утверждаю: директор МОУ «Заринёкая, СОЩ» филиала МОУ « Заринская ".н Коцдр?±ьева СОШ»-Ясашинская ООП1 /г.с «фЭС)> \'L`З' лунина/ Приказ'№ 112 от 30.08. 2023 г 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язь1к» (ФГОС ООО 2010 с учётом ФГОС 2021) для обучающихся 8-9 классов Ясашная, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 – 9 классы Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897, на основании примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М.Т. Баранов, Т.А Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2015). Рабочая программа является приложением к основной образовательной программе основного общего образования МОУ « Заринская СОШ». Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Главными задачами реализации Программы являются: • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения; • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов; • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств; • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания. В рабочей программе представлены: - планируемые результаты освоения учебного предмета; - содержание учебного предмета; - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение русского языка на уровне основного общего образования в объёме 714ч. В том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе — 102 ч, в 9 классе — 102 ч. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения Федеральной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения Федеральной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство) Патриотического воспитания: осознание российской обществе, понимании роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования: способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результата трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данныхи наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективыв ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Общие сведения о языке Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков. Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик). Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 140 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 230 слов, для сжатого и выборочного изложения – не менее 260 слов). Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120–140 слов, словарного диктанта объёмом 30-35 слов, диктанта на основе связного текста объёмом 120–140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвёртого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями), понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи, объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета, соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета. Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические). Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт, тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений, классные сочинения объёмом не менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Редактировать тексты: собственные и (или) созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты. Функциональные разновидности языка Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте. Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять деловые бумаги. Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Система языка Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики, распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Различать функции знаков препинания. Словосочетание Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, выявлять грамматическую синонимию словосочетаний. Применять нормы построения словосочетаний. Предложение Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков препинания. Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях, использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения. Распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения, применять нормы построения простого предложения, использования инверсии; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями, применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения). Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств). Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение), характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи; характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет. Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь), различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах, понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов. Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и, как… так и. Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo); правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями. Различать виды обособленных членов предложения, применять правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций, применять правила постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом, правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями. Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции, понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции, выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений. Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными), междометиями. Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного). Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений, применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Общие сведения о языке. Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них. Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением. Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик). Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов. Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160 слов, словарного диктанта объёмом 35–40 слов, диктанта на основе связного текста объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями). Текст Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста. Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи. Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке. Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров. Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме. Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт, на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль), классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы. Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов). Редактировать собственные и (или) созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность). Функциональные разновидности языка Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении. Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста, понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка. Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата. Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат, оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка, распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение. Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Сложносочинённое предложение Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые). Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи. Соблюдать основные нормы построения сложносочинённого предложения. Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами, использовать соответствующие конструкции в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений. Применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Сложноподчинённое предложение Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения. Различать подчинительные союзы и союзные слова. Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения. Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели). Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей. Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами, использовать соответствующие конструкции в речи. Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого предложения. Понимать особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений. Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и правила постановки знаков препинания в них. Бессоюзное сложное предложение Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения. Понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений. Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи, применять правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи. Соблюдать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи. Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи. Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Прямая и косвенная речь Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью. Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание. Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании. Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании. 8 класс (102 часа) Тема урока Кол-во часов 1. ИОТ ТБ-033-2017 Функции русского 1 Исконно русская лексика: языка в современном мире слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Повторение изученного в 5 – 7 классах (9ч.) 1. Пунктуация и орфография 1 Основные орфоэпические нормы современного 2. Знаки препинания: знаки завершения, 1 русского литературного разделения, выделения языка. Типичные 3-4. Знаки препинания в сложном 2 орфоэпические ошибки в предложении современной речи: 5. Буквы Н и НН в суффиксах 1 произношение гласных [э], прилагательных, причастий, наречий [о] после мягких согласных и 6. Слитное и раздельное написание НЕ 1 шипящих; безударный [о] в с разными частями речи словах иностранного 7. Сжатое изложение 1 происхождения; 8. Контрольная работа 1 произношение парных по 9. Работа над ошибками в контрольной 1 твердости-мягкости работе согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (3ч.) 1. Основные единицы синтаксиса 1 2. Текст как единица синтаксиса 1 3. Предложение как единица синтаксиса 1 Словосочетание (4 ч.) 1. Словосочетание как единица 1 Нормы построения синтаксиса. Виды словосочетаний словосочетаний по типу согласования (маршрутное 2. Синтаксические связи слов в 1 такси, обеих сестер – обоих словосочетаниях братьев). 3. Синтаксический разбор 1 словосочетаний 4. Контрольная работа по теме 1 «Словосочетание» Простое предложение (3ч.) 1.Грамматическая (предикативная) 1 Типичные грамматические основа предложения ошибки. Согласование: согласование сказуемого с 2.Порядок слов в предложении. 1 подлежащим, имеющим в Интонация своем составе 3.Сочинение – описание памятника 1 количественно-именное культуры сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины). Главные члены предложения (8ч.) члены двусоставного 1 1. Главные предложения 2. Сказуемое. Виды сказуемого. 1 Простое глагольное сказуемое и способы его выражения 3. Составное глагольное сказуемое. 1 Способы его выражения 4. Составное именное сказуемое, 1 способы его выражения 5. Тире между подлежащим и 1 сказуемым 6. Виды сказуемых. Тире между 1 подлежащими и сказуемыми 7-8.Контрольная работа. Работа над 2 ошибками Второстепенные члены предложения (9ч.) 1. Роль второстепенных членов в 1 предложении 2. Дополнение. Способы выражения 1 дополнения 3. Определение согласованное и 1 несогласованное. Способы выражения определения 4. Приложение как разновидность 1 определения. Знаки препинания при приложении 5. Обстоятельство. Способы его 1 выражения 6. Синтаксический разбор 1 двусоставного предложения 7-8. Характеристика человека как вид 2 текста. Строение данного текста, его языковые особенности 9. Контрольная работа 1 Простые односоставные предложения (11 ч.) 1.Главный член односоставного 1 Терминология и точность предложения. Основные группы речи. Нормы употребления односоставных предложений терминов в научном стиле речи. Особенности 2.Назывные переложения, их 1 употребления терминов в структурные и смысловые особенности публицистике, 3.Определённо - личные предложения. 1 художественной литературе, Их структурные и смысловые разговорной речи. Типичные особенности речевые ошибки‚ связанные 4.Неопределённо личные 1 предложения. Их структурные и с употреблением терминов. смысловые особенности Нарушение точности словоупотребления 5.Обобщенно-личные предложения. Их 1 заимствованных слов. структурные и смысловые особенности 6 -7. Безличные предложения, их 2 структурные и смысловые особенности 8-9. Систематизация и обобщение 2 изученного по теме «Односоставные предложения» 10-11. Контрольная работа. Работа над 2 ошибками Неполные предложения (2ч.) 1.Неполные предложения 1 2.Синтаксический разбор 1 односоставного и неполного предложения Однородные члены предложения (14 ч.) 1.Понятие об осложнённом 1 предложении 2.Понятие об однородных членах 1 предложения. Средства связи однородных членов предложения 3. Однородные члены, связанные только 1 перечислительной интонацией, и пунктуация при них 4-5.Однородные и неоднородные 2 определения 6. Изложение. Сравнительная 1 характеристика 7-8. Однородные члены, связанные 2 сочинительными союзами, и пунктуация при них 9-10. Обобщающие слова при 2 однородных членах предложения и знаки препинания при них 11. Синтаксический и пунктуационный 1 разбор предложений с однородными членами 12. Систематизация и обобщение 1 изученного по теме «Однородные члены» 13-14. Контрольная работа. Работа над 2 ошибками Обособленные члены предложения (20 ч.) 1. Понятие об обособлении 1 Эффективные приёмы второстепенных членов предложения 2-3.Обособление согласованных 2 распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них 4. Обособление определений с 1 обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений 5-6. Рассуждение на дискуссионную 2 тему 7-9. Обособление согласованных 3 приложений. Выделительные знаки препинания при них 10-11. Обособленные обстоятельства, 2 выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них 12. Отсутствие или наличие запятой 1 перед союзом КАК. Сравнительный оборот 13.Обособление обстоятельств, 1 выраженных существительными с предлогами 14.Обособленные уточняющие члены 1 предложения. Выделительные знаки препинания при них 15-16.Синтаксический и 2 пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Проверочная работа. Работа над ошибками 17-18. Контрольная работа. Работа над 2 ошибками 19-20.Изложение. Работа над ошибками 2 Обращения (3ч.) 1.Обращение, его функции и способы 1 выражения. Выделительные знаки препинания при обращении 2.Выделительные знаки препинания 1 при обращении. Употребление обращений 3.Проверочная работа 1 слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. Вводные слова и вставные конструкции (8ч.) 1.Вводные конструкции (слова, 1 Структура аргументации: словосочетания, предложения). Группы тезис, аргумент. Способы вводных слов и вводных сочетаний по аргументации. Правила значению эффективной аргументации. Причины неэффективной 2-4.Выделительные знаки препинания 3 аргументации в учебнопри вводных словах, вводных научном общении. сочетаниях слов и вводных Доказательство и его предложениях структура. Прямые и 5. Вставные слова, словосочетания и 1 косвенные доказательства. предложения Виды косвенных 6. Синтаксический и пунктуационный 1 доказательств. Способы разбор предложений со словами, опровержения доводов словосочетаниями и предложениями, оппонента: критика тезиса, грамматически не связанными с критика аргументов, критика членами предложения демонстрации. 7-8. Контрольная работа. Работа над 2 ошибками Прямая и косвенная речь (5ч.) 1. Понятие о чужой речи. 1 Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь 2. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог 1 3. Цитата 1 4. Систематизация и обобщение 1 изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью 5-6. Рассказ 1 Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (2ч.) 1. Фонетика и графика. Лексика и 1 Разговорная речь. фразеология. Самохарактеристика, 2. Морфемика и словообразование. самопрезентация, Морфология. поздравление. 3. Синтаксис и пунктуация. 4. Орфография. 1 Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебнонаучной дискуссии. Правила корректной дискуссии. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. 9 класс (102 часов) Тема урока Кол-во часов 1. ИОТ ТБ Международное значение 1 русского языка. Содержание предмета «Родной язык» Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка. Повторение изученного в 5 – 8 классах (13 ч.) 1-2.Устная и письменная речь 2 Разговорная речь. Анекдот, шутка. 3-4. Монолог. Диалог 2 Этика и этикет в электронной среде общения. 5.Стили речи 1 Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. 6-7.Простое предложение и его 2 грамматическая основа 8-9. Предложение с обособленными 2 Нормы употребления членами причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. 10-11.Обращение. Вводные слова и 2 вставные конструкции 12.Контрольный диктант с 1 грамматическим заданием 13.Анализ ошибок, допущенных в 1 контрольном диктанте Сложное предложение. Культура речи (13 ч.) 1-3. Понятие о сложном предложении 3 4-5. Союзные и бессоюзные 2 предложения 6-7. Разделительные и выделительные 2 знаки препинания между частями сложного предложения 8.Сочинение–рассуждение на 1 лингвистическую тему 9.Анализ ошибок, допущенных в 1 сочинении - рассуждении 10-11. Практикум. Разделительные и 2 выделительные знаки препинания между частями сложного предложения 12.Контрольный диктант с 1 грамматическим заданием 13.Анализ ошибок, допущенных в 1 контрольном диктанте Сложносочиненные предложения (7 ч.) 1. Понятие о ССП. 1 Смысловые отношения в ССП 2. ССП с соединительными союзами 1 3. ССП с разделительными союзами 1 4. ССП с противительными союзами 1 5. Разделительные знаки препинания 1 между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП 6. Контрольный диктант с 1 грамматическим заданием. 7. Анализ ошибок, допущенных в 1 контрольном диктанте Сложноподчиненные предложения (7 ч.) 1. Понятие о СПП 1 2-3. Союзы и союзные слова в СПП 2 4-5. Роль указательных слов в СПП 2 6. Контрольный диктант с 1 грамматическим заданием 7. Анализ ошибок, допущенных в 1 контрольном диктанте Основные группы сложноподчиненных предложений (30 ч.) 1-3.СПП с придаточными 3 определительными 4-6. СПП с придаточными 3 изъяснительными 7-8. СПП с придаточными 2 обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. 9-10.Сжатое изложение. Анализ 2 ошибок. 11. СПП с придаточными цели. 1 12. СПП с придаточными причины. 1 13. СПП с придаточными условия, 1 уступки, следствия 14-16. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными 17-18. СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них 19. Контрольный диктант с грамматическим заданием 20. Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте 21. Синтаксический разбор СПП 22-23. Синтаксический разбор СПП. Проверочная работа. Анализ ошибок. 24. Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему 25. Анализ ошибок, допущенных в сочинении 26. Пунктуационный разбор СПП 3 27. Сочинение по проблеме текста 28. Анализ ошибок, допущенных в сочинении 29.Контрольное тестирование № 1 по теме «СПП» 30.Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании Бессоюзные сложные предложения (13 ч.) 1.Понятие о БСП 2. Интонация в БСП 3-4. Запятая и точка с запятой в БСП 5-6. Двоеточие в БСП 7-8. Тире в БСП 9. Сочинение по финалу текста 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. 1 1 1 1 2 2 2 1 Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. 10. Анализ ошибок, допущенных в сочинении 11. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП 12. Контрольное тестирование № 2 по теме «БСП» 13. Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании Сложные предложения с различными видами связи (12 ч.) 1-3. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях 4. Сжатое изложение 5. Анализ ошибок, допущенных в сжатом изложении 6-7. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи 8-9. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. Проверочная работа 10. Публичная речь 1 11. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием 12. Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах (9 ч.) 1.Фонетика и графика 1 2. Лексикология, фразеология 1 1 1 1 3 1 1 2 2 1 Публицистический стиль. Проблемный очерк. 1 1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. 3.Морфемика 4.Словообразование 5.Морфология 1 1 1 6.Синтаксис 7.Орфография. Пунктуация 8.Итоговое тестирование 9.Анализ ошибок, допущенных в итоговом тестировании 1 Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ