министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики
свЕрдловской оБлАсти
муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
"Заринская средняя общеобразовательная школа" -Ясашинская основная
общеобразовательная школа
Согласовано:
Председатель
педагогического совета
Утверждаю:
директор
МОУ «Заринёкая, СОЩ»
филиала МОУ « Заринская
".н Коцдр?±ьева
СОШ»-Ясашинская ООП1
/г.с
«фЭС)>
\'L`З'
лунина/
Приказ'№ 112 от 30.08. 2023 г
2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язь1к»
(ФГОС ООО 2010 с учётом ФГОС 2021)
для обучающихся 8-9 классов
Ясашная, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5 – 9 классы
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года N 1897, на основании примерной основной образовательной
программы основного общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15), программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М.Т.
Баранов, Т.А Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2015). Рабочая
программа является приложением к основной образовательной программе основного
общего образования МОУ « Заринская СОШ».
Целью реализации основной образовательной программы основного общего
образования по предмету «Русский язык» является усвоение содержания предмета
«Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
• формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю
культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку
межнационального общения;
• усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
• овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного
использования языковых средств;
• овладение основными видами речевой деятельности, использование
возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В рабочей программе представлены:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает
изучение русского языка на уровне основного общего образования в объёме 714ч. В
том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе —
102 ч, в 9 классе — 102 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Федеральной рабочей программы по русскому
языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Федеральной рабочей программы по русскому
языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе
в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление
об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных
произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)
Патриотического воспитания:
осознание российской
обществе, понимании роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»;ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил рациональный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного языкового образования: способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые
средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результата трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и
компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными
понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски
и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данныхи
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективыв
ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);
выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы
на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным — научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не
менее 140 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно
передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения
объём исходного текста должен составлять не менее 230 слов, для сжатого и
выборочного изложения – не менее 260 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120–140
слов, словарного диктанта объёмом 30-35 слов, диктанта на основе связного текста
объёмом 120–140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил
правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвёртого года
обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями),
понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи,
объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета, соблюдать
в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам:
наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений
в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности
к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства
выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические,
морфологические).
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи;
анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров,
применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и
в речевой практике.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой
на жизненный и читательский опыт, тексты с опорой на произведения искусства
(в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений, классные
сочинения объёмом не менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера
темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы,
конспект, извлекать информацию из различных источников, в том числе
из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её
в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного
текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде
текста.
Редактировать тексты: собственные и (или) созданные другими
обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы,
сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление,
объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля,
основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять
сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства
связи предложений в тексте.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять
деловые бумаги.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики, распознавать
словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова:
именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов
в словосочетании: согласование,
управление, примыкание, выявлять
грамматическую синонимию словосочетаний.
Применять нормы построения словосочетаний.
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления
предложения в устной и письменной речи, различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске,
характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы
выражения побуждения в побудительных предложениях, использовать в текстах
публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму
изложения.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ, различать
способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения,
применять нормы построения простого предложения, использования инверсии;
применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе
выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами
большинство – меньшинство, количественными сочетаниями, применять правила
постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов,
предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных
предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации
неполного предложения).
Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и
несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые
и косвенные дополнения, виды обстоятельств).
Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки,
морфологические средства выражения главных членов; различать виды
односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное
предложение,
неопределённо-личное
предложение,
обобщённо-личное
предложение, безличное предложение), характеризовать грамматические различия
односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, выявлять
синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;
понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности
предложений со словами да, нет.
Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их
связи (союзная и бессоюзная связь), различать однородные и неоднородные
определения; находить обобщающие слова при однородных членах, понимать
особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов.
Применять нормы построения предложений с однородными членами,
связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях
с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов
(и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo); правила постановки знаков
препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения
с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые
однородными членами, включая предложения с обобщающим словом
при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением,
вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями.
Различать виды обособленных членов предложения, применять правила
обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе
приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и
присоединительных конструкций, применять правила постановки знаков
препинания в предложениях со сравнительным оборотом, правила обособления
согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений),
дополнений,
обстоятельств,
уточняющих
членов,
пояснительных
и
присоединительных конструкций; правила постановки знаков препинания
в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и
междометиями.
Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения
и вставные конструкции, понимать особенности употребления предложений
с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями,
обращениями и междометиями в речи, понимать их функции, выявлять омонимию
членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными словами и
предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и
нераспространёнными), междометиями.
Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках
изученного).
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и
пунктуационный анализ предложений, применять знания по синтаксису
и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке.
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества;
понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на
основе
наблюдений,
личных
впечатлений,
чтения
научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным
сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение
к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации)
на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее
6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не
менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140–160
слов, словарного диктанта объёмом 35–40 слов, диктанта на основе связного текста
объёмом 140–160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил
правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения
орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль
текста, подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу
речи.
Находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину
или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение
к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт,
на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более
предложений или объёмом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если
этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль), классные
сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера
темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и
второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, представлять
содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых
типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять
не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов).
Редактировать собственные и (или) созданные другими обучающимися тексты
с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала,
начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого
общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля;
основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания
элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном
произведении.
Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать
особенности их сочетания в пределах одного текста, понимать особенности
употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к
различным
функционально-смысловым
типам
речи,
функциональным
разновидностям языка.
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов,
принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи,
функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта,
написания реферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат, оценивать чужие и
собственные речевые высказывания разной функциональной направленности
с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы
в сравнении с другими функциональными разновидностями языка, распознавать
метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного
предложения.
Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и
союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое,
структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого
предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений
с разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений
в речи.
Соблюдать основные нормы построения сложносочинённого предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых
предложений и простых предложений с однородными членами, использовать
соответствующие конструкции в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых
предложений.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых
предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и
придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого
предложения.
Различать подчинительные союзы и союзные слова.
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых
отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим
средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными,
сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной,
изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия,
меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение
придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых
предложений и простых предложений с обособленными членами, использовать
соответствующие конструкции в речи.
Соблюдать основные нормы построения сложноподчинённого предложения.
Понимать особенности употребления сложноподчинённых предложений
в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых
предложений.
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и правила
постановки знаков препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного
сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих
отношений.
Соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного
сложного предложения.
Понимать особенности употребления бессоюзных сложных предложений
в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных
предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и
союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции
в речи, применять правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных
предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи.
Соблюдать основные нормы построения сложных предложений с разными
видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений
с разными видами связи.
Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях
с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений
с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат
в высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и косвенной
речью, при цитировании.
Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой
и косвенной речью, при цитировании.
8 класс (102 часа)
Тема урока
Кол-во
часов
1. ИОТ ТБ-033-2017 Функции русского
1
Исконно русская лексика:
языка в современном мире
слова общеиндоевропейского
фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка,
древнерусские
(общевосточнославянские)
слова, собственно русские
слова. Собственно русские
слова как база и основной
источник развития лексики
русского литературного
языка.
Роль старославянизмов в
развитии русского
литературного языка и их
приметы. Стилистически
нейтральные, книжные,
устаревшие
старославянизмы.
Повторение изученного в 5 – 7 классах (9ч.)
1. Пунктуация и орфография
1
Основные орфоэпические
нормы современного
2. Знаки препинания: знаки завершения,
1
русского литературного
разделения, выделения
языка. Типичные
3-4. Знаки препинания в сложном
2
орфоэпические ошибки в
предложении
современной речи:
5. Буквы Н и НН в суффиксах
1
произношение гласных [э],
прилагательных, причастий, наречий
[о] после мягких согласных и
6. Слитное и раздельное написание НЕ
1
шипящих; безударный [о] в
с разными частями речи
словах иностранного
7. Сжатое изложение
1
происхождения;
8. Контрольная работа
1
произношение парных по
9. Работа над ошибками в контрольной
1
твердости-мягкости
работе
согласных перед [е] в словах
иностранного
происхождения;
произношение безударного
[а] после ж и ш;
произношение сочетания чн
и чт; произношение женских
отчеств на -ична, -инична;
произношение твёрдого [н]
перед мягкими [ф'] и [в'];
произношение мягкого [н]
перед ч и щ.
Типичные
акцентологические ошибки в
современной речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (3ч.)
1. Основные единицы синтаксиса
1
2. Текст как единица синтаксиса
1
3. Предложение как единица синтаксиса
1
Словосочетание (4 ч.)
1.
Словосочетание
как
единица
1
Нормы построения
синтаксиса. Виды словосочетаний
словосочетаний по типу
согласования (маршрутное
2. Синтаксические связи слов в
1
такси, обеих сестер – обоих
словосочетаниях
братьев).
3.
Синтаксический
разбор
1
словосочетаний
4. Контрольная работа по теме
1
«Словосочетание»
Простое предложение (3ч.)
1.Грамматическая
(предикативная)
1
Типичные грамматические
основа предложения
ошибки. Согласование:
согласование сказуемого с
2.Порядок слов в
предложении.
1
подлежащим, имеющим в
Интонация
своем составе
3.Сочинение – описание памятника
1
количественно-именное
культуры
сочетание; согласование
сказуемого с подлежащим,
выраженным
существительным со
значением лица женского
рода (врач пришел – врач
пришла); согласование
сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием
числительного несколько и
существительным;
согласование определения в
количественно-именных
сочетаниях с числительными
два, три, четыре (два новых
стола, две молодых
женщины и две молодые
женщины).
Главные члены предложения (8ч.)
члены двусоставного
1
1. Главные
предложения
2. Сказуемое.
Виды сказуемого.
1
Простое глагольное сказуемое и
способы его выражения
3. Составное глагольное сказуемое.
1
Способы его выражения
4. Составное именное сказуемое,
1
способы его выражения
5. Тире между подлежащим и
1
сказуемым
6. Виды сказуемых. Тире между
1
подлежащими и сказуемыми
7-8.Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
Второстепенные члены предложения (9ч.)
1. Роль второстепенных членов в
1
предложении
2. Дополнение. Способы выражения
1
дополнения
3. Определение согласованное и
1
несогласованное. Способы выражения
определения
4. Приложение как разновидность
1
определения. Знаки препинания при
приложении
5. Обстоятельство. Способы его
1
выражения
6.
Синтаксический
разбор
1
двусоставного предложения
7-8. Характеристика человека как вид
2
текста. Строение данного текста, его
языковые особенности
9. Контрольная работа
1
Простые односоставные предложения (11 ч.)
1.Главный
член
односоставного
1
Терминология и точность
предложения.
Основные
группы
речи. Нормы употребления
односоставных предложений
терминов в научном стиле
речи. Особенности
2.Назывные
переложения,
их
1
употребления терминов в
структурные и смысловые особенности
публицистике,
3.Определённо - личные предложения.
1
художественной литературе,
Их
структурные
и
смысловые
разговорной речи. Типичные
особенности
речевые ошибки‚ связанные
4.Неопределённо
личные
1
предложения. Их структурные и
с употреблением терминов.
смысловые особенности
Нарушение точности
словоупотребления
5.Обобщенно-личные предложения. Их
1
заимствованных слов.
структурные и смысловые особенности
6 -7. Безличные предложения, их
2
структурные и смысловые особенности
8-9. Систематизация и обобщение
2
изученного по теме «Односоставные
предложения»
10-11. Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
Неполные предложения (2ч.)
1.Неполные предложения
1
2.Синтаксический
разбор
1
односоставного
и
неполного
предложения
Однородные члены предложения (14 ч.)
1.Понятие
об
осложнённом
1
предложении
2.Понятие об однородных членах
1
предложения.
Средства
связи
однородных членов предложения
3. Однородные члены, связанные только
1
перечислительной
интонацией,
и
пунктуация при них
4-5.Однородные
и
неоднородные
2
определения
6.
Изложение.
Сравнительная
1
характеристика
7-8. Однородные члены, связанные
2
сочинительными
союзами,
и
пунктуация при них
9-10.
Обобщающие
слова
при
2
однородных членах предложения и
знаки препинания при них
11. Синтаксический и пунктуационный
1
разбор предложений с однородными
членами
12. Систематизация и обобщение
1
изученного по теме «Однородные
члены»
13-14. Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
Обособленные члены предложения (20 ч.)
1.
Понятие
об
обособлении
1
Эффективные приёмы
второстепенных членов предложения
2-3.Обособление
согласованных
2
распространённых
и
нераспространённых
определений.
Выделительные знаки препинания при
них
4.
Обособление
определений
с
1
обстоятельственным
оттенком
значения,
обособление
несогласованных определений
5-6. Рассуждение на дискуссионную
2
тему
7-9.
Обособление
согласованных
3
приложений. Выделительные знаки
препинания при них
10-11. Обособленные обстоятельства,
2
выраженные деепричастным оборотом
и
одиночным
деепричастием.
Выделительные знаки препинания при
них
12. Отсутствие или наличие запятой
1
перед союзом КАК. Сравнительный
оборот
13.Обособление
обстоятельств,
1
выраженных
существительными
с
предлогами
14.Обособленные уточняющие члены
1
предложения. Выделительные знаки
препинания при них
15-16.Синтаксический
и
2
пунктуационный разбор предложения с
обособленными членами.
Проверочная работа.
Работа над ошибками
17-18. Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
19-20.Изложение. Работа над ошибками
2
Обращения (3ч.)
1.Обращение, его функции и способы
1
выражения.
Выделительные
знаки
препинания при обращении
2.Выделительные знаки препинания
1
при
обращении.
Употребление
обращений
3.Проверочная работа
1
слушания. Предтекстовый,
текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Основные методы, способы и
средства получения,
переработки информации.
Активные процессы в
речевом этикете. Новые
варианты приветствия и
прощания, возникшие в
СМИ; изменение обращений‚
использования собственных
имен; их оценка. Речевая
агрессия. Этикетные речевые
тактики и приёмы в
коммуникации‚ помогающие
противостоять речевой
агрессии. Синонимия
речевых формул.
Вводные слова и вставные конструкции (8ч.)
1.Вводные
конструкции
(слова,
1
Структура аргументации:
словосочетания, предложения). Группы
тезис, аргумент. Способы
вводных слов и вводных сочетаний по
аргументации. Правила
значению
эффективной аргументации.
Причины неэффективной
2-4.Выделительные знаки препинания
3
аргументации в учебнопри
вводных
словах,
вводных
научном общении.
сочетаниях
слов
и
вводных
Доказательство и его
предложениях
структура. Прямые и
5. Вставные слова, словосочетания и
1
косвенные доказательства.
предложения
Виды косвенных
6. Синтаксический и пунктуационный
1
доказательств. Способы
разбор предложений со словами,
опровержения доводов
словосочетаниями и предложениями,
оппонента: критика тезиса,
грамматически не связанными
с
критика аргументов, критика
членами предложения
демонстрации.
7-8. Контрольная работа. Работа над
2
ошибками
Прямая и косвенная речь (5ч.)
1.
Понятие
о
чужой
речи.
1
Комментирующая часть. Прямая и
косвенная речь
2. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог
1
3. Цитата
1
4. Систематизация и обобщение
1
изученного. Синтаксический разбор
предложений с чужой речью
5-6. Рассказ
1
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (2ч.)
1. Фонетика и графика. Лексика и
1
Разговорная речь.
фразеология.
Самохарактеристика,
2. Морфемика и словообразование.
самопрезентация,
Морфология.
поздравление.
3. Синтаксис и пунктуация.
4. Орфография.
1
Научный стиль речи.
Специфика оформления
текста как результата
проектной
(исследовательской)
деятельности. Реферат.
Слово на защите реферата.
Учебно-научная дискуссия.
Стандартные обороты речи
для участия в учебнонаучной дискуссии. Правила
корректной дискуссии.
Язык художественной
литературы. Сочинение в
жанре письма другу (в том
числе электронного),
страницы дневника и т.д.
9 класс (102 часов)
Тема урока
Кол-во
часов
1. ИОТ ТБ Международное значение
1
русского языка.
Содержание предмета
«Родной язык»
Русский язык как зеркало
национальной культуры и
истории народа. Развитие
языка как объективный
процесс. Стремительный
рост словарного состава
языка.
Повторение изученного в 5 – 8 классах (13 ч.)
1-2.Устная и письменная речь
2
Разговорная речь. Анекдот,
шутка.
3-4. Монолог. Диалог
2
Этика и этикет в
электронной среде общения.
5.Стили речи
1
Официально-деловой стиль.
Деловое письмо, его
структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный стиль.
Доклад, сообщение. Речь
оппонента на защите
проекта.
6-7.Простое предложение и его
2
грамматическая основа
8-9. Предложение с обособленными
2
Нормы употребления
членами
причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
10-11.Обращение. Вводные слова и
2
вставные конструкции
12.Контрольный диктант с
1
грамматическим заданием
13.Анализ ошибок, допущенных в
1
контрольном диктанте
Сложное предложение. Культура речи (13 ч.)
1-3. Понятие о сложном предложении
3
4-5. Союзные и бессоюзные
2
предложения
6-7. Разделительные и выделительные
2
знаки препинания между частями
сложного предложения
8.Сочинение–рассуждение на
1
лингвистическую тему
9.Анализ ошибок, допущенных в
1
сочинении - рассуждении
10-11. Практикум. Разделительные и
2
выделительные знаки препинания
между частями сложного предложения
12.Контрольный диктант с
1
грамматическим заданием
13.Анализ ошибок, допущенных в
1
контрольном диктанте
Сложносочиненные предложения (7 ч.)
1. Понятие о ССП.
1
Смысловые отношения в ССП
2. ССП с соединительными союзами
1
3. ССП с разделительными союзами
1
4. ССП с противительными союзами
1
5. Разделительные знаки препинания
1
между частями ССП. Синтаксический и
пунктуационный разбор ССП
6. Контрольный диктант с
1
грамматическим заданием.
7. Анализ ошибок, допущенных в
1
контрольном диктанте
Сложноподчиненные предложения (7 ч.)
1. Понятие о СПП
1
2-3. Союзы и союзные слова в СПП
2
4-5. Роль указательных слов в СПП
2
6. Контрольный диктант с
1
грамматическим заданием
7. Анализ ошибок, допущенных в
1
контрольном диктанте
Основные группы
сложноподчиненных предложений (30
ч.)
1-3.СПП с придаточными
3
определительными
4-6. СПП с придаточными
3
изъяснительными
7-8. СПП с придаточными
2
обстоятельственными. СПП с
придаточными времени и места.
9-10.Сжатое
изложение.
Анализ
2
ошибок.
11. СПП с придаточными цели.
1
12. СПП с придаточными причины.
1
13. СПП с придаточными условия,
1
уступки, следствия
14-16. СПП с придаточными образа
действия, меры, степени и
сравнительными
17-18. СПП с несколькими
придаточными. Знаки препинания при
них
19.
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием
20. Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
21. Синтаксический разбор СПП
22-23. Синтаксический разбор СПП.
Проверочная работа. Анализ ошибок.
24. Сочинение – рассуждение на
лингвистическую тему
25. Анализ ошибок, допущенных в
сочинении
26. Пунктуационный разбор СПП
3
27. Сочинение по проблеме текста
28. Анализ ошибок, допущенных в
сочинении
29.Контрольное тестирование № 1 по
теме «СПП»
30.Анализ ошибок, допущенных в
контрольном тестировании
Бессоюзные сложные предложения
(13 ч.)
1.Понятие о БСП
2. Интонация в БСП
3-4. Запятая и точка с запятой в БСП
5-6. Двоеточие в БСП
7-8. Тире в БСП
9. Сочинение по финалу текста
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
Типичные ошибки в
построении сложных
предложений: постановка
рядом двух однозначных
союзов (но и однако, что и
будто, что и как будто)‚
повторение частицы бы в
предложениях с союзами
чтобы и если бы‚ введение в
сложное предложение
лишних указательных
местоимений.
1
1
1
1
2
2
2
1
Язык художественной
литературы. Диалогичность в
художественном
произведении. Текст и
интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
10. Анализ ошибок, допущенных в
сочинении
11. Синтаксический и пунктуационный
разбор БСП
12. Контрольное тестирование № 2 по
теме «БСП»
13. Анализ ошибок, допущенных в
контрольном тестировании
Сложные предложения с различными
видами связи (12 ч.)
1-3. Употребление союзной
(сочинительной и подчинительной) и
бессоюзной связи в сложных
предложениях
4. Сжатое изложение
5. Анализ ошибок, допущенных в
сжатом изложении
6-7. Знаки препинания в сложных
предложениях с различными видами
связи
8-9. Синтаксический и пунктуационный
разбор сложных предложений с
различными видами связи. Проверочная
работа
10. Публичная речь
1
11. Контрольный диктант № 5 с
грамматическим заданием
12. Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте
Повторение и систематизация
изученного в 5 – 9 классах (9 ч.)
1.Фонетика и графика
1
2. Лексикология, фразеология
1
1
1
1
3
1
1
2
2
1
Публицистический стиль.
Проблемный очерк.
1
1
Основные орфоэпические
нормы современного
русского литературного
языка. Активные процессы в
области произношения и
ударения.
Основные лексические
нормы современного
русского литературного
языка. Лексическая
сочетаемость слова и
точность. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и
точность.
3.Морфемика
4.Словообразование
5.Морфология
1
1
1
6.Синтаксис
7.Орфография. Пунктуация
8.Итоговое тестирование
9.Анализ ошибок, допущенных в
итоговом тестировании
1
Типичные грамматические
ошибки. Управление:
управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки.
Правильное построение
словосочетаний по типу
управления
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ