Рабочая программа по музыке 8 класс.

министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики

свЕрдловской оБлАсти
муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

"Заринская средняя общеобразовательная школа" -Ясашинская основная
общеобразовательная школа

Утверждакр: ` '

Согласовано:
Председатель
педагогического совета

директор ,
МОУ «Зарйнская СОШ»

филиала МОУ « Заринская

И.Н Кондратьева

1ская ООШ

приказ №

/Г.С Лунина/
р8

\``+,

12 от 30.08. 2023 г

2023г

рАБочАя прогрАммА
учебного предмета «Музыка»
(ФГОС ООО 2010 с учётом ФГОС 2021)
для обучающихся 8 классов

Ясашная, 2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во
всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя
интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции,
разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с
одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой — глубокая степень
психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный
потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с
самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и
свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная
рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не
требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления
и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное
и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи
идей и смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное
воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные
интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в
свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через
сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие
комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство
времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития
событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с
прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в
сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности.
Таким образом, музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребенка,
развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как
части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое

обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественнотворческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
 становление
системы
ценностей
обучающихся,
развитие
целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
 развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
 формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации
к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в
человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства.
Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей.
Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных
для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в
предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия
музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным
музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных
музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и
виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции,
аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах,
достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и
профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития
музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподается в основной школе с 5 по 8
класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных
на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как
«Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание»,
«Иностранный язык» и др.

1.1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ
СОСТАВЛЕНА ПРОГРАММА
 Федеральный закон от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ. «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819
«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03–
1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и 234 учебными пособиями)
обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебнометодических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС 2021;
 Порядка организации и осуществления образовательной̆ деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 22.03.2021 No 115;
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
 Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.04.2022 No 801р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных
учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в
2022/2023 учебном году»;
1.2. СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ
Данная рабочая программа по Музыке определяет наиболее оптимальные и
эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации
образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям
стандарта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира;

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную
культуру;
интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях
мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с
эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников
творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в
качестве волонтера в дни праздничных мероприятий.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных
и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики;
готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при
подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому
себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной, социальной, культурной средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла;
овладение
основными
способами
исследовательской
деятельности
на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой,
исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального
искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том
числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7) трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8) экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными
навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи,
предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления
развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к
победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и
ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры
и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на
друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного
произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного
слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным
и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
различать
тексты
информационного
и
художественного
содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных учебных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие
специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность
словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно
использовать
интонационно-выразительные
возможности
в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в
соответствующий уровень общения.
2) вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать
и
использовать
преимущества
коллективной,
групповой
и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчета перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию,
в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности
(бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативноинтонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться
не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах,
органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся,
освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
 осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства,
неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту
тему;
 воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление;
 знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают
гордость за них;
 сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной
идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на
слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей
национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим
поколениям музыкальной культуры своего народа);
 понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического, экономического,
религиозного, иных аспектов развития общества.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА И РОЛИ ПРЕДМЕТА В ОВЛАДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данный учебный курс по Музыке в полном объеме соответствует федеральным
государственным образовательным стандартам.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Согласно уставу ГБОУ Гимназии №61 и локальному акту образовательного
учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке),
тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный
(ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).
Формами контроля может быть:

зачет;

практическая работа,

контрольная работа;

тестирование;

доклады, рефераты, сообщения.
2. Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений.
Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической
и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации,
рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с
литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры,
архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты
русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные
исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным
музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального
фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов
к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые
особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин,
Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении
профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции
русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской
музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах –
выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л.
Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж.
Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и
вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской
музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский,
С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и
зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз:
спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и
зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной
музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рокмузыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка.
Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали
(современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф.
Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский,
Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л.Паваротти, М. Кабалье, В.
Клиберн, В. Кельмпфф) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и
музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая
музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как
отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины
мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как
вида искусства.

Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных
результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении
образовательных результатов
1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена,
перевод С. Болотина).
4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5. Э. Артемьев «Мозаика».
6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но.Д.Б. Кабалевского). Токката и
фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор
(ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12
маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria»
(№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф.
Бузони. Чакона изПартиты № 2 для скрипки соло.
7. И. Бах-Ш. Гуно. «AveMaria».
8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
9. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек
«Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»).
Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондокаприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с
орк.(фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра.ПесняКлерхен).
Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья,Сцена гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№
4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и
Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13. А.П. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн-III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция Ι ч.).
Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д.,
Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена
года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).
20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора,
гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри»
(№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года» («Весна»,
«Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Первая часть. Четвертная часть.
22. Г. Гендель. Пассакалья из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№44) из оратории «Мессия».

23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня.Порги из II д., Дуэт
Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть).
Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
24. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися»,
романс Антониды, Полонез, Польский, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков
из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена
Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальсфантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А.
Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для
виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н.
Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная
сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-вок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая
акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров»).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» ((фрагменты по усмотрению учителя).
33. Знаменный распев.

34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с
оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»).
«Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «AveMaria».
38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по
усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39. В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48. Д. Мийо. «Бразилейра».

49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты:Полечка, Морское плавание, Галоп).
50. В.А. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до
мажор. (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41
(фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы
«Волшебная флейта». Мотет «Ave,verumcorpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса,
сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору
образовательной организации.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна:
Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими
изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabatmater» (№1, 13).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1
(«Классическая»): Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал.Балет «Ромео и Джульетта» (Улица
просыпается. Танец рыцарей. Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский»(Ледовое побоище).
Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι
часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта,
из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (додиез минор, соль минор, соль диез
минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение»
(фрагменты по выбору учителя).
61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко
«Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского
гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка»
(Пролог – Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды
ходить», Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)).. Опера
«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии» (оркестровый инструмент «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада»
(I часть). А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М.Ю. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!»
(VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна
и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого
«Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед,
Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол).)
Сюита № 2 для оркестра.
68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».

69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты по выбору
учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл
«Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с орк. (I ч., II
ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Галоп.Вальс)
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена
заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I
ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.).
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4
«Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез
минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была»
(ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая
поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская
сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№1), Детство Чичикова
(№2), Шинель (№ 4),Чиновники (№5).
78. Ф.Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (додиез минор), Вальс № 10 (си минор).
Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до
минор). Полонез (ля мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная
мельничиха» (ст. В. Мюллера, «В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В
Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В. Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
84. А. Эшпай. «Венгерские напевы».

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой
темы (по классам)
Тематическое планирование 5 класс
№
п/ п

1

2

3

Название раздела, темы урока

Содержание

Музыка и литература
Что стало бы с музыкой, если бы
не было литературы? Связь
музыки и литературы
Вокальная музыка.
Песня- самый распространенный
жанр музыкально-литературного
творчества.
Песня русская в берёзках. Песня
Роль песни в жизни человека. Как
Многообразие связей музыки с
литературой.

Количество
часов,
отводимое на
освоение темы
1

1

1

русская в хлебах.
4

Здесь мало услышать, здесь
вслушаться нужно.

5

Фольклор в музыке русских
композиторов.
Что за прелесть эти сказки!

6

7

8

9
10

11
12

13

14

15

16

17

18

сложили песню? Песня –душа
народа.
Романс- лирическое
стихотворение, положенное на
музыку.
Связи музыки с литературой:

Произведения программной
инструментальной музыки и
вокальные сочинения, созданные
на различных литературных
источников.
Жанры вокальной и
Вокальная и инструментальная
инструментальной музыки.
музыка. Особенности жанра.
Жанровое многообразие: вокализ,
песни без слов, вокальная
инструментальная баркарола.
Вторая жизнь песни.
Широкое отражение народной
песни в русской
профессиональной музыке. Связи
между композиторским и
народным музыкальным
искусством.
«Всю жизнь мою, несу Родину в
Колокольный звон в музыке.
душе…» Гаврилин «Перезвоны».
Звучащие картины.
Скажи, откуда ты приходишь
Определение кантаты. Звучащие
красота ?
картины. Взаимодействие музыки
и литературы.
Писатели и поэты о музыке и
Значимость музыки в творчестве
музыкантах.
писателей и поэтов.
Ты, Моцарт – бог и сам того не
Национальное своеобразие музыки
знает.
в творчестве русского (
Г.В.Свиридова) и
западноевропейских (Ф.Шопена,
В,А. Моцарта) композиторов.
Первое путешествие в музыкальный История развития оперного
театр. Опера «Садко».
искусства. Основные понятия
жанра. В основе оперы –
литературное произведение. Опера
Н.А.Римского-Корсакова «Садко»
Второе путешествие в музыкальный История развития балетного
театр. Балет «Щелкунчик».
искусства. Основные понятия
жанра. В основе балеталитературное произведение. Балет
П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Музыка в театре, кино, на
Роль литературного сценария и
телевидении.
значение музыки в синтетических
видах искусства: в театре, кино, на
телевидении.
Третье путешествие в музыкальный Расширение представлений о
театр. Мюзикл. Мир композитора.
жанре мюзикл. История
возникновения жанра. Основные
его отличия от оперы (театр
«легкого» стиля).
Многообразие связей музыки с
Обобщение представлений о
изобразительным искусством.
взаимодействии музыки и
литературы на основе выявления
специфики общности жанров этих
видов искусств.
Музыка и изобразительное искусство
Небесное и земное в звуках и
Связь музыки и изобразительного
красках.
искусства. Живописная музыка и

1

1
1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

19

20

21

Звать через прошлое к настоящему.
С.С. Прокофьев кантата «Александр
Невский».
За отчий дом, за отчий край… С.С.
Прокофьев кантата « Александр
Невский».
Музыкальная живопись и
живописная музыка.

22

Музыкальная живопись и
живописная музыка.

23

Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве.

24

Портрет в музыке и
изобразительном искусстве.

25

Волшебная палочка дирижёра.
Дирижёры мира. Обобщающий
урок.

26

Образы борьбы и победы в
искусстве.

27

Застывшая музыка.

28

Полифония в музыке и живописи.

29

Музыка на мольберте.

30

Импрессионизм в музыке и
живописи.

31

О подвигах, о доблести , о славе…

32

В каждой мимолётности вижу я

музыкальная живопись. Средства
музыкальной выразительности
музыки и изобразительного
искусства. Отношение
композиторов и художников к
родной природе, духовным
образам.
Более глубокое изучение кантаты
С. Прокофьева «Александр
Невский».
Сопоставление героических
образов музыки с образами
изобразительного искусства.
Общность музыки и живописи.
Выразительные возможности
музыки и живописи.
Можем ли мы услышать
живопись? Можем ли мы увидеть
музыку?
В основе профессиональной
музыки лежат народные истоки (на
примере произведений
С.В.Рахманинова и В.Г. Кикты).
Выразительные возможности
скрипки, ее создатели и
исполнители. Музыка и живопись.
Портрет Н. Паганини в музыке и
изобразительном искусстве.
Симфонический оркестр.
Значение дирижёра в исполнении
симфонической музыки
оркестром. Группы инструментов
оркестра, их выразительная роль.
Известные дирижёры мира.
Жизнь и творчество Л.В.
Бетховена. Образный строй
симфонии № 5
Гармония в синтезе искусств:
архитектуры, музыки,
изобразительного искусства.
Архитектура- застывшая музыка.
Знакомство с творчеством И.С.
Баха. Освоение понятий:
полифония, фуга. Любимый
инструмент Баха – орган.
Знакомство с творчеством
литовского художника и
композитора М.К. Чюрлёниса.
Расширение представлений о
взаимосвязи и взаимодейсвии
музыки, изобразительного
искусства и литературы
Особенности импрессионизма как
художественного стиля,
взаимодействие и
взаимообусловленность в музыке
и живописи.
Тема защиты Родины в
произведениях различных видов
искусства. Знакомство с жанром
реквием.
Образный мир произведений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

миры.

33

С веком наравне.

34
35

Резервный урок
Резервный урок

С.С.Прокофьева и М.П.
Мусоргского. Своеобразие их
творчества.
Обобщение представлений о
взаимодействии музыки,
литературы и изобразительного
искусства. Их стилевое сходство и
различие на примере творчества
русских и зарубежных
композиторов.

1

1
1
Тематическое планирование 6 класс

№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

Название раздела, темы

Содержание

Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Удивительный мир музыкальных
Что роднит музыкальную и
образов.
разговорную речь?( интонация).
Мелодия – душа музыки.
Музыкальный образ- это живое
обобщенное представление о
действительности, выраженное в
музыкальных интонациях.
Музыкальные жанры: вокальная,
инструментальная музыка.
Образы романсов и песен русских
Расширение представлений о
композиторов.
жанре романс. Взаимосвязь
разговорных и музыкальных
интонаций в романсах.
Два музыкальных посвящения.
Знакомство с шедеврами:
вокальной музыки- романсом «Я
помню чудное мгновенье» ;
инструментальной музыки «Вальсом- фантазией».
Своеобразие почерка
композитораМ.И.Глинки.
Портрет в музыке и живописи.
Романс «Я помню чудное
мгновенье» и « Вальс – фантазия»
М.И.Глинки. Влияние формы и
приемов развития на отражение
содержания этих сочинений.
Портрет в музыке и
изобразительном искусстве.
« Уноси моё сердце в звенящую
Жизнь и творчество
даль».
С.В.Рахманинова. Знакомство с
миром образов музыки
композитора на примере романса
«Сирень». Роль мелодии и
аккомпанемента.
Музыкальный образ и мастерство
Жизнь и творчество Ф.И.
исполнителя.
шаляпина. Мастерство
исполнителя и мир музыкальных
образов.
Обряды и обычаи в фольклоре и
Поэтизация быта и жизненного
творчествекомпозиторов
уклада русского народа на основе
одного из обрядов- старинной
русской свадьбы ( в том числе
включенной в оперный жанр).

Количество
часов,
отводимое на
освоение темы
1

1

1

1

1

1

1

8

Образы песен зарубежных
композиторов. Искусство
прекрасного пения.

9

Мир старинной песни. Ф. Шуберт
Баллада «Лесной царь».

10

Народное искусство Древней Руси.

11

Русская духовная музыка.
Духовный концерт.

12

Русская духовная музыка. В.Г.
Кикта «Фрески Софии Киевской».

13

В. Гаврилина симфония
«Перезвоны». Молитва.

14

«Небесное и земное» в музыке Баха.

15

Образы скорби и печали.

16

«Фортуна правит миром…» К. Орф
« Кармина Бурана».

17

Авторская песня: прошлое и
настоящее.

Знакомство с вокальным стилембельканто. Освоение вокального и
инструментального жанровбаркаролы (песни на воде).
Знакомство с выдающимися
именами исполнителей бельканто,
отечественными и зарубежными.
Знакомство с жизнью и
творчеством Ф. Шуберта.
Освоение нового вокального
жанра –баллады. Выявление
средств выразительности разных
видов искусства (литературного,
музыкального и
изобразительного) в создании
единого образа.
Особенности развития народной
музыки Древней Руси.Связи
русского музыкального фольклора
с жизнью человека. Роль музыки в
народных праздниках. Скоморохистранствующие актеры. Жанры,
формы народной музыки.
Музыкальный язык, инструменты,
современные исполнители
народных песен.
Особенности развития духовной
(церковной) музыки в Древней
Руси и историческом контексте (от
знаменного распева до партесного
пения).различные жанры
церковного пения. Знакомство с
новым жанром – хоровым
концертом. Знакомство с жизнью и
творчеством М.С. Березовского.
Углубленное знакомство с
концертной симфонией В. Кикты
«Фрески Софии Киевской».
Углубление знакомства с хоровой
симфонией-действом «перезвоны»
В. Гаврилина. Жанр молитва в
музыке отечественных
композиторов. Выявление
глубоких связей композиторской
музыки с народным творчеством.
Мир музыки И.С.Баха: светское и
церковное искусство. Особенности
полифонического изложения
музыки, стиля барокко, жанров –
токкаты , фуги, хорала.
Углубление понимания
особенностей языка
западноевропейской музыки на
примере вокальноинструментальных жанровкантаты, реквиема.
Знакомство со сценической
кантатой К. Орфа « кармина
Бурана».
История развития авторской песни
от средневековья и до нашего
времени. Жанры, особенности и
исполнители авторской песни.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

19

20

21

22

23

2425

26

Джаз- искусство 20 века.

История развития джазовой
музыки, ее истоки (спиричуэл,
блюз). Джазовые импровизации и
обработки. Взаимодействие легкой
и серьезной музыки (рок- музыка и
симфоджаз).
Мир образов камерной и симфонической музыки
Вечные темы искусства и жизни.
Единая основа всех искусствОбразы камерной музыки.
жизнь. Виды музыкальных
произведений по способу
исполнения( вокальные,
инструментальные) и условиям
исполнения и восприятия
(камерные, симфонические).
Программная и непрограммная
музыка. Принципы музыкального
развития (повтор, контраст,
вариационность).
Могучее царство Ф. Шопена
Творческий облик Ф. Шопена,
широта его взглядов на мир.
Контраст музыкальных образов,
воплощенных в различных жанрах
фортепианной миниатюры( в
прелюдиях, вальсах, мазурках,
полонезах, этюдах).
Инструментальная баллада- жанр
романтического искусства.
Ночной пейзаж
Жанр камерной музыки ноктюрн.
Образы « ночной музыки».
Музыка- выражение личных
чувств композитора. Картинная
галерея.
Инструментальный
Зарождение и развитие жанра
концерт.И.С.Бах . «Итальянский
камерной музыки –
концерт».
инструментального концерта.
Различные виды концерта,
программная музыка. А. Вивальди
«Весна» ( из цикла «Времена
года»). И.С.Бах «Итальянский
концерт». Особенности стиля
барокко.
Космический пейзаж.
Знакомство обучающихся с новым
«звуковым миром через
произведения А. Айвза
«Космический пейзаж» и Э.Н.
Артемьева «Мозаика». Мир
космических образов».
Образы симфонической музыки.
Знакомство с музыкальными
Музыкальные иллюстрации Г.В.
иллюстрациями Г.В.Свиридова к
Свиридова к повести А.С. Пушкина повести А.С.Пушкина «Метель».
«Метель».
Широкие связи музыки и
литературы. Возможности
симфонического оркестра в
раскрытии образов литературного
произведения.
Симфоническое развитие
Основной принцип музыкального
музыкальных образов.
развития- сходство, различие.
Основной прием симфонического
развития музыки- контраст.
Построение музыкальной формы (
вариации, сонатная форма).
Жанры: симфония, сюита; чувство
стиля и мир образов музыки

1

1

1

1

1

2

1

27

Программная увертюра. Л.В.
Бетховен «Эгмонт».

28

Увертюра –фантазия П.И.
Чайковский «Ромео и Джульетта».

29

Мир музыкального театра. Балет.
Мюзикл. Рок-опера.

30

Мир музыкального театра. Балет.
Мюзикл. Рок-опера.

31

Образы кино и музыки.

32

Образы кино и музыки.

33

Мир образов вокальной и
инструментальной музыки.

34
35

Резервный урок.
Резервный урок.

композитора на примере
симфонии № 40 В.А.Моцарта и
оркестровой сюиты № 41
(«Моцартиана») П.И.Чайковского
Знакомство с жанром программная
увертюра на примере увертюры
Л.Бетховена «Эгмонт». Сонатная
форма. Мир героических образов
увертюры «Эгмонт2.
Продолжение знакомства с
жанром программной увертюры на
примере увертюры-фантазии
П.И.Чайковского «Ромео и
Джульетта».
Интерпритациялитературногопрои
зведения( трагедии «Ромео и
Джульетта в музыкальнотеатральных жанрах: балете
С.С.Прокофьева «Ромео и
Джульетта»
Знакомство с мюзиклом
Л.Бернстайна «Вестсайская
история», рок-опера А.Б. Журбина
«Орфей и Эвридика».
Взаимодействие слова , музыки,
сценического действия,
изобразительного искусства,
хореографии, «легкой и серьезной
музыки.
Продолжение воплощениясюжета
трагедии У. Шекспира «Ромео и
джульетта» в киномузыке
(Л.Бернстайн, Н. Рота).
Обобщение знаний о различных
жанрах музыки в фильмах
отечественного кинематографа.
Обобщение представлений об
интонации в музыке и литературе.
Обобщение знаний о понятии
музыкальный образ.

1

1

1

1

1

1

1

1
1
Тематическое планирование 7 класс

№
п/п

1

2

3

Название раздела, темы

Содержание

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
Классика и современность.
Значение слова «классика».
Понятия классическая музыка,
классика жанра, стиль.
Разновидности стилей. Обработка
классической музыки прошлого.
В музыкальном театре. Опера.
Музыкальная драматургия.
Опера «Иван Сусанин». Новая
Конфликт. Этапы сценического
эпоха в русском музыкальном
действия. Опера и ее
искусстве.
составляющие. Виды опер.
Либретто. Роль оркестра в опере.
В музыкальном театре. М.И.Глинка Новая эпоха в русском
опера «Иван Сусанин». «Родина
музыкальном искусстве. Более

Количество
часов,
отводимое на
освоение темы
1

1

1

моя! Русская земля».

4

Русская эпическая опера А. Бородин
«Князь Игорь». Ария князя Игоря

5

Русская эпическая опера. А.
Бородин «Князь Игорь». Ария
Ярославны.
«В музыкальном театре». Балет.
Б.Тищенко балет «Ярославна».

6

7

Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов.

8
9

В музыкальном театре . Мой народамериканцы.
Развитие традиций оперного
спектакля. Дж. Гершвин «Порги и
Бесс – первая американская
национальная опера.

10

Ж. Бизе «Кармен» - самая
популярная опера в мире.

11

Новое прочтение оперы Бизе. Балет
«Кармен – сюита».

12

Сюжеты и образы религиозной
музыки. Высокая месса «От
страдания к радости».

13

Всенощное бдение. Музыкальное
зодчество России. Образы
«Вечерни» и «Утрени».
Рок-опера «Иисус Христоссуперзвезда». Вечные темы.
Главные образы.

14

15

Гоголь- сюита. Из музыки к
спектаклю «Ревизская сказка».

глубокое изучение оперы
М.И.Глинки «Иван
Сусанин»Драматургия оперы –
конфликтное противостояние двух
сил (русской и польской).
Музыкальные образы оперных
героев.
Знакомство с русской эпической
оперой А.П.Бородина «князь
Игорь». Драматургия оперыконфликтное противостояние
двух сил ( русской и
половецкой).Музыкальные образы
оперных героев.
Знакомство с образом Ярославны.

1

1

Балет и его составляющие. Типы
танца в балетном спектакле. Роль
балетмейстера и дирижера в
балете. Современный и
классический балетный спектакль.
Знакомство с балетом Б.И.
Тищенко «Ярославна».
Музыкальные образы героев
балета. Драматургия балета. Роль
хора. Тембров инструментов
оркестра.
Знакомство с жизнью и
творчеством Дж. Гершвина.
Дж. Гершвин – создатель
американской национальной
классики ХХ века,
первооткрыватель симфоджаза.
«Порги и Бесс» - первая
американская национальная опера.
Знакомство с оперой Ж.Бизе
«Кармен». Самая популярная
опера в мире. Драматургия оперыконфликтное противостояние.
Знакомство с балетом Р.Щедрина
«Кармен-сюита». Новое прочтение
оперы Бизе
Музыка И.С.Баха – язык всех
времен и народов. Современные
интерпретации сочинений Баха.
«Высокая месса» – вокальнодраматический жанр.
Музыкальное «зодчество» России .
« Всенощное бдение».

1

Углубление знакомства с рокоперой Л.-Э. Уэббера «Иисус
Христос – суперзвезда».
Драматургия рок-оперы конфликтное противостояние.
Знакомство с музыкой
А.Г.Шнитке к спектаклю
«Ревизская сказка»по
произведениям Н.В. Гоголя.
«Гоголь –сюита» - ярчайший
образец симфонического театра.

1

1

1
1

1

1

1

1

1

16

17

18

19

20

21

22

23

24
25

26
27
28
29
30
31

Музыка к драматическому
спектаклю Д. Кабалевского «Ромео
и Джульетта». Обобщение тем 2 –й
четверти.

Знакомство с музыкой
Д.Б.Кабалевского к
драматическому спектаклю
«Ромео и
Джульетта».Музыкальные образы
героев симфонической сюиты.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Музыкальная драматургия –
Музыкальная драматургия в
развитие музыки
инструментально –
симфонической музыке. Главное в
музыке – развитие. Способы
музыкального развития: повтор,
варьирование, разработка,
секвенция, имитация.
Камерная инструментальная
Углубление знаний о музыкальном
музыка. Этюд.
жанре - этюде. Жанр концертного
этюда в творчестве романтиков Ф.
Шопена и Ф. Листа.
Два направления музыкальной
Развитие музыкальной культуры
культуры.
во взаимодействии двух
направлений: светского и
духовного. Музыкальные образы
духовной музыки.
Инструментальная и вокальная
светская музыка, камерная музыка.
Транскрипция.
Знакомство с понятием
транскрипция. Транскрипция –
переложение музыкальных
произведений. Транскрипция –
наиболее популярный жанр
концертно- виртуозных
произведений.
Циклические формы
Углубление знакомства с
инструментальной музыки.
циклическими формами музыки:
инструментальным концертом,
сюитой на примере творчества А.
Шнитке.
Л.В. Бетховен соната № 8
Углубление знакомства с
«Патетическая».
музыкальным жанром соната.
Сонатная форма: композиция,
разработка, реприза, кода.
С.С.Прокофьев соната № 2.
Знакомство и разбор сонаты № 2
В.А.Моцарт соната № 11.
С.С.Прокофьева и сонаты №11
В.А.Моцарта.
Симфоническая музыка Й. Гайдн
Углубление знакомства с
симфония № 103.
музыкальным жанром симфония.
В.А.Моцарт симфония № 40.
Строение симфонического
произведения: четыре части,
воплощающие разные стороны
жизни человека.
С.С. Прокофьев симфония № 1
Симфония в творчестве
«Классическая».
С.С.Прокофьева
Л.В.Бетховен симфония № 5.
Симфония в творчестве Л.
Бетховена
Ф. Шуберт симфония № 8
Симфония в творчестве
«Неокоченная».
Ф.Шуберта
П.И. Чайковский симфония № 5.
Симфония в творчестве
П.И,Чайковского
Д.Д. Шостакович симфония № 7 «
Симфония в творчестве
Ленинградская».
Д.Д,Шостаковича
Симфоническая картина К. Дебюсси Знакомство с симфонической
« Празднества».
картиной «Празднества»

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

32

Инструментальный концерт.

33

Дж. Гершвин « Рапсодия в стиле
блюз».

34

«Наполним музыкой сердца».

35

Резервный урок.

К.Дебюсси. Живописность
музыкальных образов
симфонической картины.
Углубление знакомства с жанром
инструментальный концерт.
Сонатно-симфонический цикл.
Концерт для скрипки с оркестром
А.И.Хачатуряна
Углубление знакомства с
творчеством американского
композитора Дж. Гершвина на
примере «Рапсодии в стиле блюз».
Симфоджаз.
Взаимодействие слова, музыки,
сценического действия,
хореографии.

1

1

1

1
Тематическое планирование 8 класс

№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

Название раздела, темы

Содержание

Жанровое многообразие музыки
Жанровое многообразие музыки.
Жанр как определенный тип
произведений, в рамках которого
может быть написано множество
сочинений. «Три кита» - песня,
танец, марш. Жанры вокальной,
инструментальной театральной
музыки.
Песня- самый демократичный жанр Значение песни в жизни человека.
музыкального искусства.
Мелодия- душа песни. Виды
исполнения песен. Строение
песни: вступление, отыгрыш,
заключение, куплетная форма.
Особенности песенной музыки.
Простая и сложная музыка.
Народная и профессиональная.
Особенности музыкального языка
,манеры исполнения в контексте
культуры разных эпох.
Многообразие жанров народного
Многообразие жанров песенного
песенного искусства.
музыкального фольклора как
отражение жизни разных народов
определенной эпохи: кантри,
фолк-джаз, джаз-рок. Особенности
музыкального языка.
Духовное и светское песенное
Вокальные жанры и их развитие в
искусство.
духовной и светской музыке
разных эпох.
Песня вчера, сегодня, завтра.
Особенности современной
песенной культуры и вокального
исполнительства.
Танец сквозь века.
Значение танца в жизни человека.
Разнообразие танцев разных
времен и народов (ритуальные,
придворные, бальные).
Танцевальная музыка прошлого и
Особенности музыкального языка
настоящего.
танцевальной музыки прошлого и
настоящего. Происхождение
народных танцев от трудовых

Количество
часов,
отводимое на
освоение темы
1

1

1

1

1

1

1

1

9

10

11

1214

15

16

17

18

19

20

21

движений и древних игр. Пляски
под песенное сопровождение.
Развитие танцевальной музыки.
Развитие танцевальных жанров в
вокальной, инструментальной и
сценической музыке.
Танец, его значение в жизни
Значение танцевальной музыки в
человека.
драматургии современных
зрелищных представлений и
праздников.
Особенности маршевой музыки.
Интонации и ритмы марша,
Многообразие жанров.
поступи, движения как символы
определенных жизненных
ситуаций. Жанры маршевой
музыки.
Развитие жанра марша в истории
Марш как самостоятельная пьеса и
музыкальной культуры.
часть произведений крупных
жанров (оперы, балета, сонаты,
сюиты и др.) Эволюция жанров
маршевой музыки в истории
музыкальной культуры
Марш, его значение в жизни
Роль маршевой музыки в
человека
организации и проведении
современных массовых
представлений.
Жанровое многообразие музыки.
«Три музыкальных кита» и их
эволюция развития в истории
музыкальной культуры.
Музыкальный стиль – камертон эпохи
Музыкальный стиль.
Понятие музыкальный стиль.
«Стиль- это человек». Стиль как
выражение отношения
композиторов , исполнителей к
жизни в целом, к окружающему
миру. Стиль как своеобразие
присущее музыке определенного
исторического периода,
национальной школе, творчеству
отдельных композиторов и
исполнителей.
Музыка эпохи Возрождения.
Лютневая музыка эпохи
Ренессанса. Духовная музыка
Орландо Лассо.
Барокко.
Характерные признаки
музыкального барокко (конец
XVII- XVIII в.), его связь с
архитектурой. Конрапункт,
полифония. Великие
представители стиля барокко:
И.С.Бах и Г.Ф. Гендель.
Классицизм.
Характерные признаки
музыкального классицизма (17501830г.г.). Сонатная форма.
«Венская классическая
школа».Великие представители
классицизма: И. Гайдн,
В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, К.В.
Глюк, М.И.Глинка
Романтизм.
Характерные признаки
музыкального романтизма (
XIXв.). Творчество Л. Бетховена –
связь двух музыкальных эпох (
классической и романтической ).

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

22

Реализм.

23

Импрессионизм.

24

Неоклассицизм и классический
авангард.

25

Джаз.

26

Рок-н-ролл.

27

Кантри и фолк-рок. Этническая
музыка.

Влияние на музыку литературы,
живописи, науки, различных
общественных событий.
Композиторы романтики: Берлиоз,
Ф. Лист, Ф. Шуберт,
П.И.Чайковский. С.В. Рахманинов
и др.
Характерные признаки
музыкального реализма. «Правда
жизни». Великие реалисты – Дж.
Верди, Р. Вагнер,
М.П.Мусоргский. Взаимосвязь
музыки с литературой и
живописью.
Характерные признаки
музыкального импрессионизма (
конец XIX- начало ХХ в.) Влияние
жив описи на музыку. Новый
музыкальный язык (гармония,
аккорды, регтайм). Представители
импрессионизма – К. Дебюсси, М.
Равель.
Характерные признаки
неоклассицизма и авангардизма
(вторая половина XIX- начало ХХ
в. Додекафония. Алеаторика.
Сонорика. Новая венская школа:
А.Берг, А. Веберн, А.Шнитке.
Неоклассика в творчестве
Ф.Бузони, П. Хиндемита, И.
Стравинского.
Джаз – вид музыкального
искусства, возникший на юге
США в конце XIX – начале ХХ в.
Характерные признаки джаза.
Сплав традиций европейской и
афроамериканской музыки.
Основные жанры: блюз,
спиричуэл. Представители
джазовой музыки (композиторы и
исполнители): Л.Армстронг,
Д.Эллингтон, Л. Утесов, А Козлов
(джаз- рок). Развитие джаза:
симфоджаз, рок-музыка.
Первое большое направление в
рок-музыке ( середина 1950-х гг.).
Характерные признаки, манера
исполнения, состав
инструментария. Король рок-нролла Э Пресли. Выдающийся
представитель группа «Битлз».
Кантри- песенная и
инструментальная музыка
фольклора многих европейских
народов США (начало ХХ в.).
Фолк-рок- жанр рок-музыки,
выросший из кантри и блюза(1960
гг.). Характерные признаки
кантри и фолк-рока, этнической
музыки. Состав инструментария.
Представители музыканты: Боб
Дилан, Ж. Бичевская; группы:
«Иван Купала», «Песняры».

1

1

1

1

1

1

28

Арт-рок.

29

Хард-рок и хеви-метал.

30

Рэп. Эстрада.

31

Авторская песня.

32

Стилизация и полистилистика.

33

Музыкальный ринг.

34

Традиции и новаторство в музыке.

35

Резервный урок.

Арт-рок- «художественный рок»,
«симфо-рок» (1960 гг.).
Характерные признаки арт-рока.
Рок-опера. Состав
инструментария. Представители
музыканты: «Битлз», Л.Э. Уэбер,
А. Градский.
Характерные признаки хард- рока
и хеви-метал. Состав
инструментария. Манера
исполнения . Представители –
музыканты: группы: «Лед
Зеппелин», «ДипПепл», « Черный
кофе».
Рэп – ритмизованныйречетатив,
или проговаривание текстов песен
(1970-е гг., США). Поп –музыка (
2-я половина 70-х гг. ХХ в.массовая развлекательная музыка.
Характерные признаки поп –
музыки. Представитель попмузыки – шведская группа
«АВВА».
История возникновения и развития
авторской песни. Ваганты и
барды. Авторская песня в России.
Характерные признаки авторской
песни. Представители авторской
песни: Б.Окуджава, В. Высоцкий,
Ю. Визбор, С. Никитин, А.
Розенбаум.
Стилизация и полистилистика в
музыке Хх-ХХI вв. как
«многоголосие, диалог
композитора с музыкой
предшествующих поколений.
Стилизация и полистилистика в
творчествеР.Щедрина,
С.Прокофьева, А. Шнитке.
Музыкальный стиль. Жанровые,
интонационно-образные
особенности стилей, их языка,
манеры исполнения.
Жанровое многообразие музыки.
Традиции и новаторство в
музыкальном искусстве: прошлое,
настоящее, будущее.

1

1

1

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».