Рабочая программа по немецкому языку 8-9 класс.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для изучения немецкого языка как второго
иностранного учащимися 8-9 классов.
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17
декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» и приказ Минобрнауки России № 1577 от 31
декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования
Программа составлена с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
Цель программы - достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной
коммуникативной компетенции, позволяющего общаться на немецком языке в устной и
письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с
носителями изучаемого языка, так и с представителями других стран, которые используют
немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Задачи программы:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее
составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных
видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c
темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о
языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и
иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре,
традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций
общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее
культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с
доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и
культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного
потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и
овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации
в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания
важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания
в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие

национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми
разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее
осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об
общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости
отказа от вредных привычек.
Программа рассчитана на изучение учащимися предмета в объеме 1 учебного часа в
неделю (34 учебные недели - 34 часа в год в каждом классе). Общая трудоемкость освоения
программы составляет 68 учебных часа за весь период обучения.
Срок освоения программы – 2 года (8 -9 классы).
Основные принципы обучения, которые рекомендуется учитывать при реализации
программы:
-немецкий язык принадлежит к группе романских языков (как и английский язык,
французский язык, испанский язык), имеющих общее происхождение и схожие
характеристики в системе языка, поэтому обучение немецкому языку как второму
иностранному рекомендуется осуществлять с опорой на 1 иностранный язык на основе
контрастивного подхода, подчеркивая сходство и различие изучаемых языков, побуждая
учащихся к сравнению/сопоставлению как иностранных языков, так и родного языка с
изучаемыми иностранными;
-с целью формирования устойчивой положительной мотивации к изучению
нескольких иностранных языков и дальнейшему освоению иностранного языка в течение
всей жизни рекомендуется уделять особое внимание методам, приемам и средствам
повышения мотивации и реализации личностно-ориентированного подхода к обучению
(языковое портфолио, игровые приемы обучения, метод языковой анимации, электронные
образовательные ресурсы, групповые методы работы, организация проектной и учебноисследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- коммуникативная и межкультурная направленность обучения второму
иностранному языку;
-дифференцированный подход в обучении немецкому языку, в том числе в работе с
мотивированными и слабомотивированными учащимися.
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
(на период изучения второго иностранного языка)
В результате изучения второго иностранного (немецкого) языка у обучающегося
будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты, отвечающие
требованиям ФГОС к освоению основной образовательной программы основного общего
образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания, и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования отражают
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции, готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное
в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения иностранного (немецкого) языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных
критериев,
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления, находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой познавательных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций, публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, мозговые штурмы и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте, проводить выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать оценку ситуации и предлагать план её изменения, учитывать контекст и
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие
результата цели условиям.
Эмоциональный интеллект
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций.
Принимать себя и других
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать своё право на ошибку
и такое же право другого, принимать себя и других не осуждая, открытость себе и другим,
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по второму иностранному (немецкому) языку
к концу обучения в 8 классе.
Коммуникативные умения

Говорение:
вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию,
диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в
рамках тематического содержания речи для 8 класса в стандартных ситуациях
неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением
норм речевого этикета, принятого в стране (странах) изучаемого языка (до 5 реплик со
стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе
характеристика, повествование (сообщение)) с вербальными и (или) зрительными опорами
в рамках тематического содержания речи (объём монологического высказывания – до 7–8
фраз), выражать и кратко аргументировать своё мнение, излагать основное содержание
прочитанного (прослушанного) текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объём
– 7–8 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объём – 7–8 фраз).
Аудирование:
воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные
неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи:
с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей,
запрашиваемой) информации (время звучания текста (текстов) для аудирования – до 1,5
минут).
Смысловое чтение:
читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные
неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в
зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного
содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с
полным пониманием содержания (объём текста (текстов) для чтения – 250 слов), читать
несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию.
Письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с
нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка, писать электронное сообщение
личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране (странах) изучаемого языка
(объём сообщения – до 80 слов), создавать небольшое письменное высказывание с
использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста
(объём высказывания – до 80 слов).
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи:
различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с
правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей,
в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах,
владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 90
слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и
соответствующей интонацией, демонстрирующей понимание текста, читать новые слова
согласно основным правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация:

правильно писать изученные слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения,
запятую при перечислении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение
личного характера.
Лексическая сторона речи:
распознавать в устной речи и письменном тексте 750 лексических единиц (слов,
словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 700
лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического
содержания, с соблюдением существующих норм лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные
с использованием аффиксации: имена существительные при помощи суффикса -ik;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные многозначные слова,
синонимы, антонимы;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте
для обеспечения логичности и целостности высказывания.
Грамматическая сторона речи:
понимать особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка,
различных коммуникативных типов предложений немецкого языка;
распознавать и употреблять в устной речи и письменном тексте:
придаточные условные предложения с союзами wenn, trotzdem;
глаголы sitzen – setzen, liegen – legen, stehen – stellen, hängen при ответе на вопросы wohin?
и wo?;
модальные глаголы (können, müssen, wollen, dürfen) в Präteritum;
форма сослагательного наклонения от глагола haben (Ich hätte gern drei Karten für das Musical
„Elisabeth“.);
отрицания keiner, niemand, nichts, nie;
косвенный вопрос;
употребление глагола wissen;
употребление nicht и kein с sondern (Es gibt keine Kartoffeln, sondern Reis.);
глаголы с двойным дополнением (в дательном и винительном падежах);
склонение прилагательных;
предлоги, управляющие дательным и винительным падежами;
предлоги, управляющие дательным падежом;
предлоги места и направления.
Социокультурные знания
осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национальнокультурных особенностях своей страны и страны (стран) изучаемого языка и освоив
основные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в стране (странах)
изучаемого языка в рамках тематического содержания речи;
кратко представлять родную страну (малую родину) и страну (страны) изучаемого языка
(культурные явления и события, достопримечательности, выдающиеся люди);
оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить
местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут и другие ситуации).

Компенсаторные умения
использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку,
при непосредственном общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения
незнакомых слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания
основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте
запрашиваемой информации;
владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках
тематического содержания речи, по частям речи, по словообразовательным элементам;
рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных
видах речевой деятельности (говорении и письменной речи);
участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на немецком
языке с применением информационно- коммуникативных технологий, соблюдая правила
информационной безопасности при работе в Интернете;
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные
системы, в электронной форме;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, людьми другой культуры;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления,
процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
Предметные результаты освоения программы по второму иностранному (немецкому) языку
к концу обучения в 9 классе.
Коммуникативные умения
Говорение:
вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного
характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос), диалог-обмен мнениями в
рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения,
с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого
этикета, принятого в стране (странах) изучаемого языка (до 5 реплик со стороны каждого
собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе
характеристика, повествование (сообщение), рассуждение) с вербальными и (или)
зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объём
монологического высказывания – до 7–9 фраз), излагать основное содержание
прочитанного (прослушанного) текста со зрительными и (или) вербальными опорами
(объём – 7–9 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы; (объём – 7–9
фраз).
Аудирование:
воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные
неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи:
с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей,

запрашиваемой) информации (время звучания текста (текстов) для аудирования – до 1,5
минут).
Смысловое чтение:
читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные
неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в
зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного
содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с
полным пониманием содержания (объём текста (текстов) для чтения – 250–300 слов), читать
про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них
информацию.
Письменная речь:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с
нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка, писать электронное сообщение
личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране (странах) изучаемого языка
(объём сообщения – до 90 слов), создавать небольшое письменное высказывание с
использованием образца, плана, таблицы, прочитанного (прослушанного) текста (объём
высказывания – до 90 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного
(прослушанного) текста, письменно представлять результаты выполненной проектной
работы (объём – 90 слов).
Языковые знания и умения
Фонетическая сторона речи:
различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с
правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей,
в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах,
владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 100
слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и
соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация:
правильно писать изученные слова;
использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения,
запятую при перечислении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение
личного характера.
Лексическая сторона речи:
распознавать в устной речи и письменном тексте 900 лексических единиц (слов,
словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи
850 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического
содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные
с использованием аффиксации: имена существительные при помощи суффиксов -ie, -um,
имена прилагательные при помощи суффиксов -sam, -bar;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы,
сокращения и аббревиатуры;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в
тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.
Грамматическая сторона речи:
понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных
коммуникативных типов предложений немецкого языка;
распознавать и употреблять в устной речи и письменном тексте:
глаголы во временных формах страдательного наклонения (Präsens, Präteritum);
придаточные относительные предложения, вводимые относительными местоимениями в
именительном и винительном падежах;
образование предпрошедшего времени Plusquamperfekt;
придаточные относительные предложения с wo, was, wie;
придаточные предложения цели с союзом damit;
сложноподчинённые предложения времени с союзом nachdem;
инфинитивный оборот Infinitiv + zu;
инфинитивный оборот um … zu + Infinitiv;
образование будущего времени Futur I: werden + Infinitiv;
глагол lassen + Akkusativ + Infinitiv;
глагол lassen в Perfekt;
косвенный вопрос без вопросительного слова с союзом ob/Indirekte Frage (ob-Sätze);
склонение прилагательных;
указательные местоименные наречия da(r) + наречия (davor, dabei, darauf и другие);
превосходная степень сравнения прилагательных и наречий;
возвратные местоимения в дательном и винительном падежах;
предлог родительного падежа wegen;
указательные местоимения derselbe, dasselbe, dieselbe, dieselben.
Социокультурные знания и умения
понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную
тематическую фоновую лексику страны (стран) изучаемого языка в рамках тематического
содержания речи (основные национальные праздники, обычаи, традиции);
иметь элементарные представления о различных вариантах немецкого языка;
обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной
страны и страны (стран) изучаемого языка;
представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка;
оказывать помощь иностранным гостям в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
использовать при говорении переспрос, использовать при говорении и письме перифраз
(толкование), синонимические средства, описание предмета вместо его названия, при
чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать
информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания
прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой
информации;

владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках
тематического содержания речи по частям речи, по словообразовательным элементам;
рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных
видах речевой деятельности (говорении и письменной речи);
участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на иностранном
языке с применением информационно-коммуникативных технологий, соблюдая правила
информационной безопасности при работе в Интернете;
использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы, в электронной форме;
достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, людьми другой культуры;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления,
процессы, их элементы и основные функции в рамках изученной тематики.
Раздел II. Содержание учебного предмета (на период изучения второго
иностранного языка)
Основные содержательные линии
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие
содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании,
говорении, чтении и письме;
• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и
орфографическими средствами языка;
• социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие
коммуникативной компетенции. Уровень развития коммуникативной компетенции
выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго
иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных
навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь,
развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной
осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной
взаимосвязи и единстве с учебным предметом «Иностранный язык». Изучение предмета
«Второй иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать
и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных
связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика»,
«Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их
решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные
взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра,
музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание,
отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и
отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы.
Переписка с зарубежными сверстниками.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии.
Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни
общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города.
Государственные
символы.
Географическое
положение.
Климат.
Население.
Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные
даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и
мировую культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного
содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос,
диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объём диалога от 3 до 4-5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося.
Продолжительность диалога – до 2 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием
основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение
(характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без
опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные
опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (8-9 классы).
Продолжительность монолога 1,5 - 2 минуты (9 класс).
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с
разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в
зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения,
сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи
учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных
на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые
незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания предполагает умение определять
основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух несложном тексте,
содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Время звучания текстов — до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или
нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для
аудирования – до 1,5 минут.
Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием
основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания
(изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные,
прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения,
объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на
эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных
аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное
содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для
чтения — 600—700 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных
приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и
оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких
текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками,
выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец
(расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать
благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120
слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности;
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в
соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые знания и навыки
Орфография
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных
слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и
восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их
адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в
коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение
предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения
различных типов предложений.
Лексическая сторона речи

Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих
ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных
устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета,
характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 920 единиц.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
• существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die
Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -liсh (glücklich); -isch (typisch); -los
(arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
• существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
• существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die
Mitverantwortung, mitspielen);
• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в
функции приставок типа erzählen, wegwerfen.
2) словосложение:
• существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
• прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
• глагол + существительное (die Schwimmhalle);
3) конверсия (переход одной части речи в другую):
• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);
• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).
Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии,
антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и
распространенных простых предложений:
• безличных предложений (Es ist warm. Es ist Sommer);
• предложений с глаголами legen, stellen, hängen, требующих после себя дополнение
в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die
Wand);
• предложений с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя
Infinitiv с zu.;
• предложений с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt
vor Weihnachten);
• предложений с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bü
cher zu lesen);
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов
предложения:
• побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
• все типы вопросительных предложений;
• распознавание структуры предложения по формальным признакам: по
наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne
... zu + Infinitiv);
Навыки распознавания и употребления в речи сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений
• сложносочинённых предложений с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das
Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).
• сложноподчинённых предложений с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in
Mathe ist);

• сложноподчинённых предложений причины с союзами weil, da (Er hat heute keine
Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);
• сложноподчинённых предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast,
komm zu mir zu Besuch);
• сложноподчинённых предложений с придаточными времени (с союзами wenn, als,
nachdem);
• сложноподчинённых предложений с придаточными определительными (с
относительными местоимениями die, deren, dessen);
• сложноподчинённых предложений с придаточными цели (с союзом damit).
Навыки распознавания и употребления в речи:
• слабых и сильных глаголов со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
• сильных глаголов со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren,
gehen);
• Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных
глаголов;
• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt,
Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben);
• временных форм в Passiv (Präsens, Präteritum);
• местоименных наречий (worüber, darüber, womit, damit);
• возвратных глаголов в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich
anziehen, sich waschen);
• распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого
артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и
наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ,
предлогов, требующих Akkusativ;
• местоимений: личных, притяжательных, неопределённых (jemand, niemand);
• Plusquamperfekt, в том числе при согласовании времён;
• количественных числительных и порядковых числительных.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания
о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов
(знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом
иностранном языке, их символике и культурном наследии;
• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка:
традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников),
распространёнными образцами фольклора;
• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран,
говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры
(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом
иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную
лексику);
• умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке;
оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:

• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний
ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым
собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых
средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной
информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной
информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и
точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, интернет ресурсами, литературой;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их
интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным
проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ слов;
выборочно использовать перевод;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.

Содержание учебного предмета (34 часа)
Данное предметное содержание было перегруппировано в соответствии со
структурой, представленной в УМК 8 класса:
Предметное содержание речи
Фитнес и спорт 5 часов
Важен ли спорт? Введение ЛЕ. Совершенствование навыков говорения
Спортсмены из Германии, Австрии, Швейцарии. Работа с текстами
Модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени
Неудавшаяся встреча. Упрек. Извинение. Учимся извиняться и переспрашивать
Обобщение и систематизация материала по теме «Фитнес и спорт». Контроль навыков
чтения и говорения по теме «Фитнес и спорт»
Школьный обмен 5 часов
Школьный обмен. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков аудирования
Линда едет за границу. Заполнение анкеты. Формирование культуры письма.
Линда в Шанхае. Квартира. Употребление предлогов.

Правила оформления личного письма. Вопросительное предложение
Обобщение и систематизация материала по теме «Школьный обмен». Контроль навыков
письма и аудирования по теме «Школьный обмен»
Наши праздники 5 часов
Знакомство с немецкими праздниками. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков
говорения.
Особенности праздников в Германии, Австрии и Швейцарии. Работа с текстами и
изображениями
Написание электронного письма о празднике
Подготовка проекта «Немецкие праздники». Работа с Интернет-ресурсами. Поиск
информации.
Защита проектов. Контроль навыков говорения и чтения по теме «Праздники»
Берлин 5 часов
Достопримечательности Берлина. Введение ЛЕ.
Песни о Берлине. Совершенствование навыков аудирования.
Падежи. Тренировка навыков употребления
Транспорт в Берлине. Покупка билета
Обобщение и систематизация материала по теме «Берлин». Контроль навыков письма и
аудирования.
Мы и окружающая среда 5 часов
Места и погода. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков чтения.
Преимущества и недостатки проживания в разных местах
Придаточные предложения.
Образование существительных от глаголов
Обобщение и систематизация материала по теме «Мы и окружающий мир». Работа над
проектом.
Путешествие по Рейну 5 часов
Города на Рейне. Работа с текстами в группах. Совершенствование навыков поискового
чтения
Описание места проживания.
Планируем путешествие. Развитие диалогической речи в ситуации «Интервью»
Обобщение и систематизация лексико-грамматического материала по теме «Путешествие
по Рейну».
Моё путешествие по Рейну. Контроль навыков аудирования и говорения.
Прощальная вечеринка 4 часа
Переезд за границу. За и против
Прощальный подарки. Что мы хотим тебе подарить?
Что нам нужно для вечеринки? Контроль навыков письма и чтения.
Прощание. Обобщение и систематизация пройденного материала.

Календарно - тематическое планирование
по немецкому языку
на 2023 – 2024 учебный год.
8 класс
Номера
уроков
по
порядку

№ урока
в
разделе,
теме

1

1

2

2

3
4

3
4

5

5

6

1

7

2

8
9

3
4

10

5

11

1

12

2

13

3

14

4

15

5

16
17
18
19
20

1
2
3
4
5

21

1

22
23
24
25

2
3
4
5

Тема урока

Фитнес и спорт 5 часов
Важен ли спорт? Введение ЛЕ. Совершенствование навыков
говорения
Спортсмены из Германии, Австрии, Швейцарии. Работа с
текстами
Модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени
Неудавшаяся встреча. Упрек. Извинение. Учимся извиняться
и переспрашивать
Обобщение и систематизация материала по теме «Фитнес и
спорт». Контроль навыков чтения и говорения по теме
«Фитнес и спорт»
Школьный обмен 5 часов
Школьный обмен. Введение ЛЕ. Совершенствование
навыков аудирования
Линда едет за границу. Заполнение анкеты. Формирование
культуры письма.
Линда в Шанхае. Квартира. Употребление предлогов.
Правила оформления личного письма. Вопросительное
предложение
Обобщение и систематизация материала по теме «Школьный
обмен». Контроль навыков письма и аудирования по теме
«Школьный обмен»
Наши праздники 5 часов
Знакомство с немецкими праздниками. Введение ЛЕ.
Совершенствование навыков говорения.
Особенности праздников в Германии, Австрии и Швейцарии.
Работа с текстами и изображениями
Написание электронного письма о празднике
Подготовка проекта «Немецкие праздники». Работа с
Интернет-ресурсами. Поиск информации.
Защита проектов. Контроль навыков говорения и чтения по
теме «Праздники»
Берлин 5 часов
Достопримечательности Берлина. Введение ЛЕ.
Песни о Берлине. Совершенствование навыков аудирования.
Падежи. Тренировка навыков употребления
Транспорт в Берлине. Покупка билета
Обобщение и систематизация материала по теме «Берлин».
Контроль навыков письма и аудирования.
Мы и окружающая среда 5 часов
Места и погода. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков
чтения.
Преимущества и недостатки проживания в разных местах
Придаточные предложения.
Образование существительных от глаголов
Обобщение и систематизация материала по теме «Мы и
окружающий мир». Работа над проектом.
Путешествие по Рейну 5 часов

Плановые
сроки
изучения
учебного
материала

Скорректи
рованные
сроки
изучения
учебного
материала

03.09.-07.09
10.09.-14.09
17.09.-21.09
24.09.-28.09
01.10.-05.10

08.10.-10.10
15.10.-19.10
22.10.-26.10
29.10.-02.11
06.11.-09.11

12.11.-16.11
26.11.-30.11
03.12.-07.12
10.12.-14.12
17.12.-21.12

24.12.-28.12
14.01.-18.01
21.01.-25.01
28.01.-01.02
04.02.-08.02

11.02.-15.02
18.02.-20.02
25.02.-01.03
04.03.-07.03
11.03.-15.03

1

26

1

27
28

2
3

29

4

30

5

Города на Рейне. Работа с текстами в группах.
Совершенствование навыков поискового чтения
Описание места проживания.
Планируем путешествие. Развитие диалогической речи в
ситуации «Интервью»
Обобщение и систематизация лексико-грамматического
материала по теме «Путешествие по Рейну».
Моё путешествие по Рейну. Контроль навыков аудирования
и говорения.
Прощальная вечеринка 4 часа
Переезд за границу. За и против
Прощальный подарки. Что мы хотим тебе подарить?
Что нам нужно для вечеринки? Контроль навыков письма и
чтения.
Прощание. Обобщение и систематизация пройденного
материала.

31
32
33

1
2
3

34

4

Итого
часов
По
програм
ме

34

18.03.-22.03
25.03.-29.03
01.04.-05.04
15.04.-19.04
22.04.-26.04

29.04.-30.04
06.05.-08.05
13.05.-17.05
20.05.-24.05

В том числе:
уроков повторения

Контроль
деятельности

6

6

видов

Практич.
(лабораторн
ых) работ
0

Уроков
развития
речи
0

Содержание программы внеурочной деятельности
(34 часа)
2

Данное предметное содержание было перегруппировано в соответствии со
структурой программы, представленной в 9 классе:
Будущая профессия/Beruf (4 ч)
Описываем профессии
Образование и профессия
Придаточные определительные предложения
Особенные профессии
Где мы живем?/Wohnen (4 ч)
Любимое место в доме
Придаточные определительные предложения с вопросительными словами.
Уборка квартиры.
Поиск квартиры в Гамбурге.
Будущее/Zukunft (3 ч)
Предсказания из прошлого
Будущее время. Как будут выглядеть города в будущем.
Проект «Наш город в 22 веке»
Еда/Essen (4ч)
Что и когда ты ешь?
Превосходная степень сравнения прилагательных и наречий
В быстро.
Стройная и прекрасная?
Выздоравливай! Gute Besserung!(3 ч)
Запись к врачу. Марко заболел
Возвратные местоимения в дательном падеже. На приеме у врача
Медикаменты. Хороший совет стоит дорого
Моё место в политичекой жизни/ Die Politik und ich (3 ч)
Просматриваем газеты. Что произошло вчера
Избирательные права молодежи
Проект. Германия, Австрия и Швейцария
Планета Земля/ Planet Erde(4 ч)
Защита окружающей среды
Переработка мусора
Природа помогает человеку(Бионика)
Косвенный вопрос
Что такое красота?/Schönheit (3 часа)
Идеал красоты
Склонение прилагательных
Конкурс красоты. За и против.
Получай удовольствие! Spaβ haben (3 ч)
Экстремальный спорт: за и против
Что делаем в свободное время
Интервью с одноклассниками
Техника/Technik (3 ч)
Современная техника. Роботы.
Новая модель школы
Обобщение и систематизация. Подведение итогов
Календарно - тематическое планирование
на 2023 – 2024 учебный год.
3

9 класс
Номера
уроков
по
порядку

№ урока
в разделе,
теме

1
2
3
4

1
2
3
4

5
6

1
2

7
8

3
4

9
10

1
2

11

3

12
13

1
2

14
15

3
4

16
17

1
2

18

3

19
20
21

1
2
3

22
23
24
25

1
2
3
4

26
27
28

1
2
3

29
30
31

1
2
3

Тема урока

Будущая профессия/Beruf (4 ч
Описываем профессии
Образование и профессия
Придаточные определительные предложения
Особенные профессии
Где мы живем?/Wohnen (4 ч)
Любимое место в доме
Придаточные определительные предложения с
вопросительными словами.
Уборка квартиры.
Поиск квартиры в Гамбурге.
Будущее/Zukunft (3 ч)
Предсказания из прошлого
Будущее время. Как будут выглядеть города в
будущем.
Проект «Наш город в 22 веке»
Еда/Essen (4ч)
Что и когда ты ешь?
Превосходная степень сравнения прилагательных
и наречий
В быстро.
Стройная и прекрасная?

Плановые
сроки
изучения
учебного
материала

Скорректи
рованные
сроки
изучения
учебного
материала

03.09.-07.09
10.09.-14.09
17.09.-21.09
24.09.-28.09
01.10.-05.10
08.10.-10.10
15.10.-19.10
22.10.-26.10
29.10.-02.11
06.11.-09.11
12.11.-16.11
26.11.-30.11
03.12.-07.12
10.12.-14.12
17.12.-21.12

Выздоравливай! Gute Besserung!(3 ч)
24.12.-28.12
Запись к врачу. Марко заболел
Возвратные местоимения в дательном падеже. На 14.01.-18.01
приеме у врача
21.01.-25.01
Медикаменты. Хороший совет стоит дорого
Моё место в политичекой жизни/ Die Politik und ich (3 ч)
28.01.-01.02
Просматриваем газеты. Что произошло вчера
04.02.-08.02
Избирательные права молодежи
11.02.-15.02
Проект. Германия, Австрия и Швейцария
Планета Земля/ Planet Erde(4 ч)
18.02.-20.02
Защита окружающей среды
25.02.-01.03
Переработка мусора
04.03.-07.03
Природа помогает человеку(Бионика)
11.03.-15.03
Косвенный вопрос
Что такое красота?/Schönheit (3 часа)
18.03.-22.03
Идеал красоты
25.03.-29.03
Склонение прилагательных
01.04.-05.04
Конкурс красоты. За и против.
Получай удовольствие! Spaβ haben (3 ч)
15.04.-19.04
Экстремальный спорт: за и против
22.04.-26.04
Что делаем в свободное время
29.04.-30.04
Интервью с одноклассниками
Техника/Technik (3 ч)

4

32
33
34
Итого
часов

1
2
3
34

Современная техника. Роботы.
Новая модель школы
Обобщение и систематизация. Подведение итогов

06.05.-08.05
13.05.-17.05
20.05.-24.05

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».