Рабочая программа по родному (русскому) языку 8-9 классы.

министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики
свЕрдловской оБлАсти
муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

"Заринская средняя общеобразовательная школа" -Ясашинская основная

общеобразовательная школа

Утверждаю:

Согласовано:
Председатель
педагогического совета

директор
МОУ «Заринская СОШ»

филиала МОУ « Заринская
И.Н Кондратьева

шЕЕ"шшЕI 12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Родной (русский) язь1к»
(ФГОС 2010 с учётом ФГОС 2021)

для обучающихся 8-9 класса

Ясашная, 2023

от 30.08.2023 г

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» составлена на ступень
основного общего образования для обучающихся 5-9 классов на основе примерной
программы по учебному предмету «Русский родной язык» под редакцией О.М.
Александровой, - М.: Просвещение, 2020г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников, одобренных РАО
и РАН, включенных в Федеральный перечень учебников в составе завершенной
линии:
Русский родной язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций./
Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю.
Н., Добротина И.– М.: Просвещение, 2020
Русский родной язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций./
Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю.
Н., Добротина И.– М.: Просвещение, 2020
Русский родной язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций./
Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю.
Н., Добротина И.– М.: Просвещение, 2020
Русский родной язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций./
Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю.
Н., Добротина И.– М.: Просвещение, 2020
Русский родной язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций./
Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю.
Н., Добротина И.– М.: Просвещение, 2020
Целями и задачами изучения родного языка являются:
 воспитание гражданина и патриота;
 формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
 осознание национального своеобразия русского языка;
 формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре;
 воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
 формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного
языка;
 воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
 овладение культурой межнационального общения;
 совершенствование
коммуникативных
умений
и
культуры
речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах
и ситуациях его использования;
 обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
 развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения: о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых

единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной
семантикой; о русском речевом этикете;
 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации
и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Согласно учебному плану МОУ Ганусовской СОШ на изучение родного
(русского) языка в 5-9 классах отводится:
5 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год;
6 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год;
7 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год;
8 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год;
9 класс - 0,5 часа в неделю, 17 учебных часов в год.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по
русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по
русскому языку для основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах
и
правилах
межличностных отношений
в поликультурном
и

многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе
примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к
русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных
произведениях;
уважение
к
символам
России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и
мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние

других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на
будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно,
логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологи- ческие
проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях
развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками
чтения как средства познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
4

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости,
в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в
формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия
с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
–
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность;
–
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
–
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:
фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и
дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
–
пользоваться разными видами чтения: изучающим,
просмотровым, ознакомительным;
–
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
–
владеть различными
видами
аудирования
5

(выборочным, ознакомительным, детальным);
–
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
–
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста
подробно, сжато, выборочно;
–
пользоваться словарями, справочниками;
–
осуществлять анализ и синтез;
–
устанавливать причинно-следственные связи;
–
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
–
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать
её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
–
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
–
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
–
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
–
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний,
умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
6

жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной
общеобразовательной школе при реализации содержательной линии ученик
научится:
«Язык и культура»

приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского
языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

приводить примеры национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка; анализировать национальное
своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

выявлять единицы языка с национально-культурным
компонентом значения в текстах;

характеризовать лексику русского языка с точки зрения
происхождения (с использованием словарей);
 понимать и комментировать основные активные процессы
в современном русском языке;
 характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из
славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние
и более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей);
сфере функционирования;
 комментировать роль старославянского языка в развитии
русского литературного языка;
 определять значения лексических заимствований последних
десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и
стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные
слова;
 комментировать исторические особенности русского речевого
этикета (обращение);
 характеризовать основные особенности современного
русского речевого этикета;
 объяснять происхождение названий русских городов (в
рамках изученного);
 регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,
учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря,
особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари
иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические
словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»
 соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах
имен существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках
изученного);
 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов
7

современной орфоэпической нормы;
 употреблять слова с учётом стилистических вариантов
орфоэпической нормы;
 понимать и характеризовать активные процессы в области произношения
и ударения современного русского языка;
 правильно выбирать слово, максимально соответствующее
обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
 соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚
омонимов‚ паронимов;
 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением
и требованием лексической сочетаемости;
 корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в
рамках изученного);
 опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
 употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы
с учетом стилистических норм современного русского языка;
 анализировать и различать типичные речевые ошибки;
 редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
 выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
 распознавать типичные ошибки в построении сложных
предложений; редактировать предложения с целью исправления
синтаксических и грамматических ошибок;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь;
 корректировать речь с учётом её соответствия основным
нормам современного литературного языка;
 редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех
же падежных форм, в частности родительного и творительного
падежей;
 соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную
манеру общения;
 использовать при общении в электронной среде этикетные формы и
устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального русского речевого этикета;
 соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в
ситуациях делового общения;
 использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для
определения лексического значения слова и особенностей его
употребления;
 использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,
орфографические словари для определения нормативных
вариантов произношения и правописания;
 использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для
уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
8

 использовать грамматические словари и справочники для уточнения
нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и
предложения; для опознавания вариантов грамматической нормы; в
процессе редактирования текста;
 использовать орфографические словари и справочники по пунктуации
для определения нормативного написания слов и постановки знаков
препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
 использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚
ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи,
учебнонаучных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
 пользоваться различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов
различных функциональносмысловых типов речи;
 владеть умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; основными способами и средствами
получения, переработки и преобразования информации;
использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления
информации;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при
контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание,
похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при
дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение
от инициативы, завершение диалога и др.;
 анализировать структурные элементы и языковые особенности
письма как жанра публицистического стиля речи;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его
в устной форме;
 строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника,
доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
 анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);
 владеть правилами информационной безопасности при общении
в социальных сетях
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Четвертый год обучения (8 класс)
Раздел 1. Язык и культура (2ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточно-славянские)
9

слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной
источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой
этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в
западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя,
обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная
тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи (6ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о]
после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного
происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в
словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н]
перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном
стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной
литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением
терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с
подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание;
согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением
лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;
согласование
определения
в
количественно-именных
сочетаниях
с
числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две
молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси,
обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько,
большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания,
возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их
оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚
помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
10

Контрольное изложение
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном
общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебнонаучная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной
дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе
электронного), страницы дневника и т.д.
Рекомендуемые темы проектных работ
1. О происхождении фразеологизмов.
2. Источники фразеологизмов в русском языке.
3. Словарь одного слова.
4. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.
5. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
6. Разработка личной странички в Интернете.
7. Сборник правил ведения корректной дискуссии.
8. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору».
9. Разработка рекомендаций «Как избегать речевой агрессии».
10. Приветствия в речи современных школьников.
11. Русский этикет в пословицах и поговорках.
Резерв учебного времени
Пятый год обучения (9 класс)
Раздел 1. Язык и культура (5ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
11

значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (6ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные
грамматические
ошибки.
Управление:
управление
предлогов благодаря,
согласно,
вопреки;
предлога по с
количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по
пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о
книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное
употребление предлогово‚ по‚ из‚ св составе словосочетания (приехать из Москвы –
приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы
бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение
лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Рекомендуемые темы проектных работ
1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
2. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
3. Из этимологии фразеологизмов.
4. Карта «Интересные названия городов моего края/России».
5. Интернет-сленг.
6. Межнациональные различия невербального общения.
7. Анализ типов заголовков в современных СМИ. 9. Сетевой знак @ в разных
языках.
8. Язык и юмор.
12

9. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
10. Подготовка сборника стилизаций.
11. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло?
12. «Словарный бум» в русском языке новейшего периода.
13. «Азбука русского мира»: портрет моего современника.
14. Разработка рекомендаций «Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях» и др.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении
в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Сочинение-рассуждение.
Резерв учебного времени
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(8 класс)
Разделы и темы

№

I
II
III

Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст
Резерв учебного времени
Итого

Колво
часов
2
6
8
1
17

Язык и культура речи
Исконно русская лексика и её особенности.

1

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.

1
13

Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах,
современной публицистике.
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.

1

Русский человек в обращении с другими.

1

Культура речи

4
ч.
1

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной
речи.
Нормы употребления терминов.

1

1

Трудные случаи согласования в русском языке.

1

Особенности современного речевого этикета

1

Речь. Текст.

8ч.

Информация: способы и средства её получения и переработки

1

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы
слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.

1

Доказательство и его структура. Виды доказательств.

1

Разговорная речь. Самопрезентация.

1

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

1

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма.

1

1

Промежуточная аттестация. Тестирование.
9 класс
Разделы и темы

№

I
II
III

Язык и культура
Культура речи
Речь. Речевая деятельность. Текст
Резерв учебного времени
Итого

№

Раздел

1

Язык и
культура.
(5 часов)

Календарно – тематическое планирование
Тема урока
Русский язык как зеркало национальной культуры
и истории народа. Роль родного языка в жизни
человека. § 1

Колво
часов
5
6
5
1
17

Кол.
часов
1

14

2

3
4
5
6
7
8

9
10
11

12
13
14
15
16
17

Примеры ключевых слов (концептов) русской
культуры, их национально-историческая
значимость. § 2, 3
Основные тенденции развития русского
литературного языка. § 4, 5
Новые иноязычные заимствования в русском
языке. Словообразовательные неологизмы.§ 6, 7
Стилистическая переоценка слов в современном
русском языке. §9
Основные орфоэпические нормы современного
Культура
русского литературного языка. §10
речи.
(6 часов)
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. §11
Речевая избыточность и точность. Тавтология.
Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью. § 11
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка. § 12
Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов. § 12
Нормы употребления предложений с косвенной
речью. Типичные ошибки в построении сложных
предложений. § 12
Речь. Речевая Русский язык в Интернете. Этикет интернет –
деятельность. переписки. §15
Текст. (6
Текст как единица языка и речи. §16
часов)
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Анекдот. Шутка.§17
Официально-деловой стиль. Научно-учебный
подстиль. §18, 19
Публицистический стиль. Язык художественной
литературы. § 20, 21
Представление проектов, результатов
исследовательской работы.

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
17

Электронные ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь.
URL:http://gramota.ru/slovari/info/lop Древнерусские берестяные грамоты.
URL:
http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types Кругосвет–универсальная энциклопедия.
URL:http://www.krugosvet.ru Культура письменной речи. URL:
http://gramma.ru Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs
15

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:
словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
Этимология
и
история
слов русского языка (проект
ИРЯ РАН).
URL: http://etymolog.ruslang.ru

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».