Рабочая программа по формированию функциональной грамотности 5 классы.

министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики
свЕрдловской оБлАсти
муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

"Заринская средняя общеобразовательная школа" - Ясашинская основная

общеобразовательная школа

Согласовано:
Председатель
педагогического совета

Утверждаю:

директор
МОУ «Заринская СОШ» `

филиала МОУ « Заринская

ШНКондратьева

Ясашинская ООШ
/Г.С Лунина/
G?j,

Приказ № 112 от «30»2023 г

2023г

рАБочАя прогрАммА
курса « Фdрмирование функциональной грамотности»
для обучающихся 5-6 классов

Ясашная, 2023

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса
Данная программа элективного курса Формирование функциональной грамотности. Модуль:
«Финансовая грамотность» для 5,6 классов разработана в соответствии с требованиями к
результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), учитывает
целевые ориентиры Примерной программы воспитания, а также структуру и содержание Единой
рамки компетенций по финансовой грамотности и со следующими нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023
годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г.
№ 2039-р;
- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10
«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении
методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» реализует социальное направление
внеурочной деятельности на уровне начального общего образования и нацелена на создание основ
для формирования финансово грамотного поведения учащихся.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности
современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость
разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для
начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание
осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных
финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в
элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами,
совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят
деньги на определенную цель. При этом бытовая (житейская) финансовая грамотность младших
школьников нередко несёт в себе некритично воспринятый опыт сверстников, стихийно
сложившиеся финансовые привычки, навязанные извне стереотипы финансового поведения
окружающих. Современные цифровые технологии обеспечивают мгновенность принятия
финансовых решений (в один клик), которые могут обернуться финансовыми проблемами не
только для ребёнка, но и для всей его семьи.

Цели изучения учебного курса Формирование функциональной грамотности. Модуль:
«Финансовая грамотность»
Изучение учебного курса соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного
возраста и направлено на достижение следующих целей:

—
осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на
основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного
учебного курса;
—
развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых
для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление
уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение младшими школьниками
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения финансовых отношений в социуме; духовное обогащение обучающихся;
—
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным
ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей финансовой
грамотности, в которых младшие школьники уже осуществляют элементарные финансовые
действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают освоение грамотных способов
действий в решении финансовых задач, социально и личностно значимых для детей. В 5 классе к
таким содержательным областям относятся «Обмен», «Деньги» и «Как грамотно делать покупки»,
в 6 классе «Доходы», «Расходы» и «Экономия, сбережения и накопление»; «Семейный бюджет»,
«Личный бюджет» и «Благотворительность». Данные содержательные области задают в каждом
классе достаточно широкий общий контекст, организующий множество разрозненного
фактического и исторического материала, элементы житейского и учебного опыта младших
школьников в целостную картину.
Задачи:
- ознакомление с базовыми терминами финансовой грамотности;
- способствовать формированию мотивации экономически и финансово грамотного поведения
в повседневной жизни;
- способствовать повышению уровня коммуникативности и самопрезентации.
Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
Обучение финансовой грамотности является важнейшей составляющей начального общего
образования. На изучение курса формирование функциональной грамотности. Модуль:
«Финансовая грамотность» отводится по 1 ч в неделю: в 5 классе — 34 ч , 6 классе — 34 ч (34
учебные недели).
Программа будет реализована как в рамках внеурочной деятельности
Основные формы и виды деятельности обучающихся: учебная, проектная, игровая (ролевые,
дидактические,
ситуационные, деловые игры), рефлексивно-оценочная,
регулятивная,
коммуникативная (проблемно- ценностные дискуссии со сверстниками и взрослыми),
моделирование, анализ ситуаций, наблюдение и др.
Курс «Финансовая грамотность» ориентирован на формирование и развитие универсальных
учебных действий, применение полученных знаний в повседневной жизни детей младшего
школьного возраста.
Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»
5 класс (34 часа)
Часть 1. Что такое деньги и для чего они нужны (17 часов)

Что такое деньги. Откуда взялись деньги. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от
подделок. Какие деньги были раньше в России. Современные деньги России и других стран.
Учимся обращаться с деньгами. Что мы узнали о деньгах?
Часть 2 (17 часов)
Откуда в семье берутся деньги. На что тратятся деньги. Как с умом управлять своими
деньгами. Как считать доходы и расходы семьи. Как делать сбережения. Учимся делать сбережения.
Учимся считать доходы и расходы семьи. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?
6 класс (34 часа)
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают (17 часов)
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров
с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость)
делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы.
Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.Устройство монеты. Изобретение бумажных денег.
Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.
Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов
«деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Основные понятия «Меховые деньги».
Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник.
Полтинник. Ассигнация. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение
безналичных расчётов. Функции банкоматов. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные,
безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье (4 часа)
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда.
Проценты по вкладам. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 часа)
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Непредвиденные расходы.
Сбережения. Долги. Обязательные расходы. Налоги. Желательные расходы.
Модуль 4. Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал. (9 часов)
Расходы и доходы. Семейный бюджет. Структура семейного бюджета. Дополнительный
заработок. Сбережения. Дефицит. Долги.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Финансовая грамотность»на уровне
начального общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
В результате изучения курса «Финансовая грамотность» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и
финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных богатств России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности
к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление интереса к истории и традициям своей многонациональной страны, уважения к своему
и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе правилах финансовых отношений между людьми;
- мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи;
- мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе; духовно-нравственное
воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт, в
том числе опыт повседневных финансовых решений и поступков;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к нуждающимся
людям;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям, в том числе обмана в финансовых отношениях, преследования личной
корысти и игнорирования интересов других людей;
- осознание необходимости ограничивать свои желания;
- проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде, в том числе информационной безопасности;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов самовыражения;
трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
-неприятие действий, приносящих вред экологии, природе; ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления об обмене, зарождении денег и финансовых отношений как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
- познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой
грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и
самостоятельность в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих
привычек при формировании финансово грамотного поведения;
- проявление уверенности при оплате простых покупок;

- мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их покупку
по приемлемой для себя цене;
- готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;
- мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег, которые
ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению доходов по направлениям расходов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
простой финансовой информации;
- использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным
финансовым понятиям;
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения
финансовых задач;
- владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: формулировать проблему,
разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в
соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка
результата;
- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных
финансовых задач;
- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
- корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей,
родителей;
- использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного
мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать
его при необходимости.
Коммуникативные:
- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;

- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра
в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь своё мнение;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых
действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при
выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное
финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении
финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения курса «Финансовая грамотность»:
- правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка,
продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта,
доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
- умение приводить примеры товарных денег;
- умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
- понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
- умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и
пластиковая карта;
- умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и
нерегулярных доходов семьи;
- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и
необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
- умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных
примерах;
- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить
примеры пособий;
- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при
проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
5 класс
Часть 1. Что такое деньги и для чего они нужны
Базовые понятия: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты),
виды денег, банк, банковская карта.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;

- осознавать ответственность за расходование денег.
Метапредметные результаты:
- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории
возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;
- использовать логические действия сравнения различных видов денег;
- работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы
группы).
Предметные результаты
Базовый уровень
Обучающийся научится:
- объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен, товар, покупка,
продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные
деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);
- называть признаки денег;
- описывать ситуации, в которых используются деньги;
- приводить примеры обмена;
- приводить примеры товарных денег;
- называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
- объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
- считать деньги;
- правильно считать сдачу;
- называть отличия между наличными и безналичными деньгами;
- решать задачи с элементарными денежными расчётами;
- составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать товарные деньги;
- объяснять, для чего нужны деньги.
Темы занятий
Занятие 1-2. Что такое деньги.
Занятие 3-4. Откуда взялись деньги.
Занятие 5-6. Рассмотрим деньги поближе.
Занятие 7-8. Защита денег от подделок.
Занятие 9-10. Какие деньги были раньше в России.
Занятие 11-12. Современные деньги России и других стран.
Занятие 13-14. Учимся обращаться с деньгами.
Занятие 15-17. Что мы узнали о деньгах?
Часть 2. Что такое семейный бюджет.
Базовые понятия: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия,
банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные
расходы, сбережения, виды сбережений.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
- понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);
- понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и
расходах семейного бюджета, правилах его составления;

- использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи,
основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете
семьи;
- работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять
план действий, оформлять и представлять результаты работы группы).
Предметные результаты:
Базовый уровень
Обучающийся научится:
- объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и
нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит,
расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные
расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);
- называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
- называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
- приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
- сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);
- объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
- считать доходы и расходы семьи;
- называть способы сокращения расходов и экономии;
- называть способы увеличения доходов семьи;
- приводить примеры различных видов сбережений;
- объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
- составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения
желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.
Темы занятий
Занятие 18-19. Откуда в семье берутся деньги.
Занятие 20-21. На что тратятся деньги.
Занятие 22-23. Как с умом управлять своими деньгами.
Занятие 24-25. Как считать доходы и расходы семьи.
Занятие 26-27. Как делать сбережения.
Занятие 28-29. Учимся делать сбережения.
Занятие 30-31. Учимся считать доходы и расходы семьи.
Занятие 32-33. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?
6 класс
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.
Метапредметные результаты:
- компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
- компетенция определения своих финансовых целей;
- компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой
целью;
- компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения
финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные результаты:

- умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты,
бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская
карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
- умение объяснять причины обмена;
- умение различать виды денег;
- умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;
- умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
- умение считать наличные деньги (купюры и монеты);
- умение правильно считать сдачу;
- умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- умение приводить примеры валют;
- умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить одну
валюту в другую с помощью валютных курсов.
Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги,
купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта,
валюта.
Темы занятий
Занятие 1-2. Как появились деньги
Занятие 3-4. История российских денег
Занятие 5-6. Какие бывают деньги
Занятие 7-8. Банки, банкоматы и банковские карты
Занятие 9-10. Безналичные деньги и платежи
Занятие 11-12. Как я умею пользоваться деньгами
Занятие 13-14. Что такое валюта
Занятие 15-17. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты:
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.
Метапредметные результаты:
- компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового
контроля результата;
- компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения элементарных
финансовых задач;
- компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.
Предметные результаты:
- умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности,
благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;
- умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;
- умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):
- умению сравнивать разные источники доходов семьи;
- умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;
- умению объяснять способы увеличения доходов семьи.
Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата,
премия,
пенсия,
стипендия,
наследство,
собственность,
ценные
бумаги,
акции,
предпринимательская деятельность, бизнес.

Темы занятий
Занятие 18-19. Откуда в семье берутся деньги.
Занятие 20-21. Подсчитаем все доходы семьи.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание разницы между базовыми потребностями людей и их
желаниями.
Метапредметные результаты:
- компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;
- компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);
- компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- компетенция формулирования вопросов по теме.
Предметные результаты:
- умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов,
необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг),
обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и
непредвиденные расходы;
- умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;
- умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):
- умению сравнивать разные направления расходов семьи;
- умению объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи;
- умению объяснять способы сокращения расходов семьи.
Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату
коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.
Темы занятий
Занятие 22-23. На что семья тратит деньги.
Занятие 24-25. Подсчитаем все расходы семьи.
Модуль 4. Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал.
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание различий между расходами на товары и услуги первой
необходимости и расходами на дополнительные нужды.
Метапредметные результаты:
- компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и
поискового характера;
- компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;
- компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.
Предметные результаты:
- умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета,
планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;
- умение составлять семейный бюджет на условных примерах;
- умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
- умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять
возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование
семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.

Темы занятий
Занятие 26-28. Как планировать семейный бюджет.
Занятие 29-31. Правила составления семейного бюджета.
Занятие 32-34. Учимся составлять семейный бюджет.
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не
являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня
духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке
качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме
(классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности,
включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных
результатов.
Тематическое планирование по «Финансовой грамотности» для 5 класса
№
п/п

Тема/раздел

Коли-чество часов,
отво-димых на
ЭОР
освоение темы
Часть 1. Что такое деньги и для чего они нужны (17 часов)
2
https://www.youtube.com/watch?v=s7sDEn3jYKo&t=8s
https://vk.com/video12038676_171010280
2
https://www.youtube.com/watch?v=p915IJJG_f4
https://www.youtube.com/watch?v=m0kjVnckXLg
2
https://vk.com/video/@i.ishmuratova?z=video212925280_456239017%2Fpl_12038676_-2
2
https://www.youtube.com/watch?v=R4y5v_ZHR3I&t=27s

1

Что такое деньги.

2

Откуда взялись деньги

3

Рассмотрим деньги поближе

4

Защита денег от подделок

5

Какие деньги были раньше в
России

2

https://www.youtube.com/watch?v=aFhCHnewo2I&t=2s
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=ZFNNeH_D
2P0&feature=emb_logo

6

Современные деньги России и
других стран

2

https://videouroki.net/video/09-sovremennye-dengi-rossii.html
https://multiurok.ru/files/sovremennye-dengi-rossii-i-drugikhstran.html

7

Учимся обращаться с деньгами.

2

8

Что мы узнали о деньгах?

3

https://www.youtube.com/watch?v=vWonuVlrV_s&t=2s
https://www.youtube.com/watch?v=Pu9KZORyCb8
https://www.youtube.com/watch?v=_nShANCaJgU&feature=emb_
logo
https://www.youtube.com/watch?v=vaGnAN_DJXU

9

Откуда в семье берутся деньги

10

На что тратятся деньги.

2

https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-pofinansovoy-gramote-3115883.html

11

Как с умом управлять своими
деньгами
Как считать доходы и расходы
семьи

2

https://yandex.ru/video/preview/11068798390002240554

2

https://vk.com/video/@i.ishmuratova?z=video212925280_456239021%2Fpl_12038676_-2
https://www.youtube.com/watch?v=a6d-_r2PIbs

Как делать сбережения

2

https://videouroki.net/video/24-kak-delat-sberezheniya.html

12

13

Часть 2. Что такое семейный бюджет
2
https://www.youtube.com/watch?v=kVjTk27xwo0&t=3s
https://rutube.ru/video/7c70906916f6f376d2f699f846dfc507/

14

Учимся делать сбережения.

2

https://www.youtube.com/watch?v=a6d-_r2PIbs

15

Учимся считать доходы и расходы
семьи.
Что мы узнали о доходах и
расходах семьи?

2

https://www.youtube.com/watch?v=OCjI6oaPqlc

2

https://yandex.ru/video/preview/4400207596770545847

16

Тематическое планирование по «Финансовой грамотности» для 6 класса
№
п/п

Тема/раздел

Коли-чество часов,
отво-димых на освоение
ЭОР
темы
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают (17 часов)
2
https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=i1Ofahsq1
pQ&feature=emb_logo

1

Как появились деньги

2

История российских денег

2

https://yandex.ru/video/preview/5245714290504313790

3

Какие бывают деньги

2

https://vk.com/video/@i.ishmuratova?z=video84923713_456245029%2Fpl_12038676_-2

4

Банки, банкоматы и банковские
карты

2

https://www.youtube.com/watch?v=gfp6P5izj_Y&feature=emb_lo
go
https://www.youtube.com/watch?v=gfp6P5izj_Y&feature=emb_lo
go
https://www.youtube.com/watch?v=VODL334XpyQ

5

Безналичные деньги и платежи

2

6

Как я умею пользоваться
деньгами

2

7

Что такое валюта

2

8

Проверим, что мы узнали о том,
как изменялись деньги

3

https://vk.com/video-156398264_456239050
https://vk.com/video/@i.ishmuratova?z=video84923713_456245196%2Fpl_12038676_-2
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=_nShANCa
JgU&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
https://www.youtube.com/watch?time_continue=20&v=Nij5kXdySA&feature=emb_logo
https://vk.com/video/@i.ishmuratova?z=video84923713_456245196%2Fpl_12038676_-2
https://videomin.org/7/история-денег-для-детей
https://videomin.org/9/история-денег-для-детей
https://videomin.org/6/история-денег-для-детей

9

Откуда в семье берутся деньги

10

Подсчитаем все доходы семьи

11

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 часа)
На что семья тратит деньги
2
https://vk.com/video/@i.ishmuratova?z=video84923713_456245135%2Fpl_12038676_-2

12

Подсчитаем все расходы семьи

13
14
15

Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье (4 часа)
2
https://vk.com/video/@i.ishmuratova?z=video84923713_456245135%2Fpl_12038676_-2
2

2

https://bobrenok.oc3.ru/11/#scroll-marker__video

https://bobrenok.oc3.ru/7/#scroll-marker__video

Модуль 4. Деньги счет любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. (9 часов)
Как планировать семейный
3
https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
бюджет
Правила составления семейного
3
https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
бюджета
Учимся составлять семейный
3
https://www.youtube.com/watch?v=QuqiwmTkGFw
бюджет

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернетресурсов
Нормативные документы
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Основная литература
1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. 5-6 кл.
общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению».)

2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 6 кл.
общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению».)
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-6кл.
общеобразоват. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2021. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению».)
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-6кл. общеобразоват. орг.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому
поведению».)
5. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5,6 классы общеобразоват.
орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению».)
6. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5,6 классы общеобразоват.
орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведению».)
Дополнительная литература
1. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015. 470 с. [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://azy-economiki.ru
7. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая школа, 2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».
2. http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
3. http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни «Расходам.нет».
4. http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок».
5. http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейный
бюджет».
6. http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
7. http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг
эффективного мышления».
8. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
9. http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя».
10. http://znanium.com – электронно-библиотечная система
Znanium.com.
11. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе»
с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
12. https://finagram.com – портал финансовой грамотности
«Финаграм».
13. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
14. https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».
15. https://www.banki.ru – финансовый информационный портал «Банки.ру».
16. https://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
17. https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг
«ХочуМогуЗнаю».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».