Рабочая программа по формированию функциональной грамотности 6 класс.

министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики

свЕрдловской оБлАсти
муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

"Заринская средняя общеобразовательная школа" -Ясашинская основная

общеобразовательная школа

Утверждаю:

Согласовано:
Председатель
педагогического совета

директор
МОУ «Заринёкая СОШ»

9±.i

филиала МОУ « Заринская

со

Ясашинская ООШ

Приказ№ 112 от«30»2023г

/Г.С Лунина/
С79

Кондратьева .-\-`

2023г

рАБочАя прогрАммА
учебного курса

« Формированще фунщиональной грамотности: учимся для жизни»
для обучающихся 6 класса

Ясашная, 2023

`)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Положение о внутреннем мониторинге сформированности функциональной грамотности в
организации, осуществляющей образовательную деятельность разработано в соответствии: – с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
–

Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

–
приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и
дополнениями);
–

приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования;
–

Уставом образовательной обрганизации;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во
всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места
в мире);
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
• осознание ценности самостоятельности и инициативы;
• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
• проявление интереса к способам познания;
• стремление к самоизменению;
• сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

• установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитием необходимых умений;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

активное участие в жизни

семьи;
• приобретение опыта успешного межличностного общения;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного
отношения к личному и общественному имуществу;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернетсреде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
• освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности
за свои поступки в мире;
• готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
• осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями;

овладение

универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными
регулятивными действиями.
• освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
• способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
способность к совместной деятельности;
• овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов
в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
• владеть базовыми логическими операциями:
o
сопоставления и сравнения,
o

группировки, систематизации и классификации, o анализа,

синтеза, обобщения, o выделения главного;
• владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических
средств;
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
•
•
•
•

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
• публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:

•
•

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);

•

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;

•

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;

•

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:
•
•
•

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

•

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

•

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

•

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:
•
•
•
•

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:
•
•
•
•
•

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с
учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
• понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов
речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и
выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
• овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
• представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
• извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
• анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с
точки зрения решения коммуникативной задачи;
• определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова
по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
• овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
• умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
• овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение
слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:

Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические
умения и навыки:
• Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные
дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные
приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку
результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений;
использовать калькулятор;
• Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и
семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя
арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб
и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени,
скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты
решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
• Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной,
столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать
данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и
столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
• Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных
и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
• Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг;
распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию:
вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего
мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных
и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и
симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия,
подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения;
применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему
Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
• Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки;
находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и
площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь
круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные
задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться
основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни
единицы величины через другие;
• Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости
между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации,
извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей,
использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;

• Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом
задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
• Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные
предметы»:
• умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций
практикоориентированного характера;
• умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
• умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
• умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую
природную среду;
• умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
• сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных
экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
• умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
• умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
• освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые
финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
• формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
• формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
• формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;

• формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих
в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
• формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик);
• приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления
личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения,
составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
• освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
• формирование предпосылок научного типа мышления;
• освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
• способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты
и сценарии, диалоги и инсценировки;
• проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
• демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и
т.п.;
• предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений;
• ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения
по изобретательству.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и
креативное мышление.

Читательская грамотность
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.
Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская
грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и
скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам
соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации
содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной,
непроверенной информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том
числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и
традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются фундаментальные
структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без
математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной
техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится
выполнять расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приёмы
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать
вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может
осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках, конкретных изучаемых тем, так и в
режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности
открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно
реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом
нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий:

практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения,
мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция
математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных
областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой
грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни
каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного
общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной
деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности,
сформулировванным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую
позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его
готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении
проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих
компетентностей:
Ø научно объяснять явления;
Ø демонтрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
Ø интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки
зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени,
чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным
стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной
деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного
состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и
познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и
моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в
модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (57
классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся
познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся
выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы,
обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе

способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов,
не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного человека или
семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и понимания при
решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении
математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение
которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и
иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и
межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным
компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать
глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и
оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать
информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.

Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать
образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и
познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры,
применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и
поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального
окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности.
Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное
развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления
инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании
окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы.
Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих
функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися
знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми
современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля –
дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в
его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск
инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на

формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе
занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки
креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе
креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе
учебнопроектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для
развития и совершенствования креативного мышления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч)
Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле)
1.
2.
3.
4.

Открываем тайны планеты (Изучение планеты)
Открываем мир науки (Человек и природа)
По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны)

5.

Наши поступки (межличностные взаимодействия)

Модуль: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (5 ч)
Мои увлечения
1.
Растения и животные в нашей жизни
2.
Загадочные явления
3.
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации.
Модели заданий:
-названия и заголовки (ПС)
1.
-рисунки и формы, что скрыто за рисунком? (ВС)

2.
3.
4.
5.

-межличностные отношения (СПр)
-исследовательские вопросы (ЕНПр)
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость
мышления. Разные образы и ассоциации
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность
Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи
От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе комплексного
задания
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
Спорт
1.
Геометрические формы вокруг нас
2.
Здоровый образ жизни
3.
4.

В школе и после школы (или Общение)

Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
Семейный бюджет: по доходам - и расход
1.
Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений
2.
На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет
3.

4.

Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
«Копейка к копейке – проживет семейка»
1.
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» (5 ч)
Мы разные, но решаем общие задачи
1.
Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила.
2-3.
Участвуем в самоуправлении
4.

Глобальные проблемы в нашей жизни

5.

Заботимся о природе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№

Тема

Колво
часо в

Основное содержание

Формы
проведения
занятий

Основные виды деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 6 класса.

1

2

Введение

Нас ждёт
путешествие
(Путешествие

1

1

Знакомство участников
программы. Обсуждение
понятий «функциональная
грамотность»,
«составляющие
функциональной
грамотности (читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая грамотность,
глобальные компетенции,
креативное мышление).

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.r
u/);
Развить мотивацию к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление быть полезным,
интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать внутреннюю позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом;

Сформировать установку на активное участие в решении
практических задач, осознанием важности образования на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
Ожидания каждого
Приобрести опыт успешного межличностного общения;
школьника и группы в
целом от совместной
готовность к разнообразной совместной деятельности,
работы. Обсуждение планов активное участие в коллективных
и организации работы в
учебноисследовательских, проектных и других творческих
рамках программы.
работах

Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать
занятия.
Беседа, работа в
группах,
планирование
работы.

портал ФГБНУ ИСРО
РАО, Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов
Российской
Федерации в проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);

материалы из пособий
«Функциональная
грамотность. Учимся для
жизни»
издательства
«Просвещение».

Модуль 1: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч)
Понятия «факт», «мнение»:
«Знакомьтесь: Тула»:
Устанавливать связи между событиями или
работа со словарной
Работа в группах
утверждениями. Понимать значение слова или выражения
Открытый банк заданий
статьей. Приемы

по родной
земле)

3

Открываем
тайны планеты
(Изучение
планеты)

4

Открываем мир
науки (Человек
и природа)

5

По страницам
биографий
(Великие люди
нашей страны)

6

Наши поступки
(межличностн
ые
взаимодействи
я)

различения фактов и
мнений в множественном
тексте

на основе контекста.

2021 года

Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или
нескольких текстах

(http://skiv.instrao.ru )
Самостоятельн ое
«Континент-призрак»:
выполнение
работы с
Открытый банк заданий
последующим
2021 года
обсуждение
ответов на задания
(http://skiv.instrao.ru )

1

Языковые маркеры
предъявления фактов и
мнений в тексте: работа со
словарной статьей. Приемы
различения фактов и
мнений в множественном
тексте

1

Приемы распознавания
фактов и мнений в
текстеинтервью, в текстерекламе на сайте.

Делать выводы на основе интеграции информации из
разных частей текста или разных текстов. Сопоставлять
факты и мнения в тексте-интервью, в тексте-рекламе на
сайте

Играрасследование

1

Приемы распознавания
фактов и мнений в
текстеаннотации фильма, в
тексте-интервью

Сопоставлять факты и мнения в тексте-аннотации
фильма, в тексте-интервью Делать выводы на основе
интеграции информации из разных частей текста или
разных текстов.

Работа в группах

1

Приемы распознавания
фактов и мнений в
художественном тексте.
Фактические ошибки как
художественный прием
автора

Различать факты и мнения с учетом языковых маркеров.
Устанавливать связи между событиями или
утверждениями (причинно-следственные отношения,
отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример,
сходство – различие и др.)

«В переводе на
человеческий»:
Открытый банк заданий
2021 (http://skiv.instrao.ru)
«Люди, сделавшие люди
круглой»: Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Учеб. пособие
для общеобразоват.
организаций. В 2-х ч.
Часть 1. ‒ Москва, СанктПетербург:
«Просвещение», 2021.
«В новой школе»

Распознавать факты и мнения в художественном тексте.
Устанавливать скрытые связи между событиями или
утверждениями (причинно-следственные отношения)

Ролевая игра

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (5 ч)

Открытый банк заданий
2021 года
(http://skiv.instrao.ru )

7

Мои увлечения

1

Выполнение заданий «Мир Объяснение происходящих процессов.
аквариума» и «Зеркальное Анализ методов исследования и интерпретация
отражение»
результатов экспериментов.

Работа
индивидуально
или в парах.
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий.

8
9

Растения
и
животные в
нашей жизни

2

Выполнение заданий «Как
растения пьют воду» и
«Понаблюдаем за тиграми»

Проведение простых исследований и анализ их
результатов. Получение выводов на основе нтерпретации
данных (табличных, числовых), построение рассуждений.
Выдвижение и анализ способов исследования вопросов.

Работа в парах
или группах.
Презентация
результатов
выполнения
заданий.

Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru
Естественнонаучная грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуски 1 и 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г.
С. Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2020, 2021
Естественнонаучная
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1: учеб. пособие
для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г.
С. Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2020.

Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.ru

10
Загадочные
1
явления
1

2

Выполнение заданий
Проведение простых исследований и анализ их
«Загадка магнитов» и «Вода
результатов.
на стеклах»

Работа в парах
или группах.
Презентация
результатов
исследования.

Естественнонаучная
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуски 2: учеб. пособие
для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г.
С. Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.
Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)

Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru

Модели заданий:
Креативность в
бытовых и
учебных
12
ситуациях:
Модели и
ситуации

1

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с
целью выделения главного.

-названия и заголовки,

Совместная деятельность по анализу предложенных
ситуаций.

-рисунки и формы, что
скрыто за рисунком?

Выдвижение идей и обсуждение различных способов
проявления креативности в ситуациях:

-межличностные
отношения,

-создания названий и заголовков.
-анализа рисунков и форм,

-исследовательские
вопросы.

Комплексные задания
Работа в парах и
–
6 кл, Кружок по
малых группах
над различными музыке, задания 1, 2, 3 – 6
комплексными
кл, Друдлы, задания 1-4,
заданиями.
Презентация
результатов
обсуждения

-решения проблем межличностных отношений,
-выдвижения исследовательских вопросов и/или гипотез.

Выдвижение
разнообразных
идей. Учимся
13
проявлять
.
гибкость и
беглость
мышления.

1

Разные группы и категории.
Такой же, но другой.
Разные образы и
ассоциации. Два основных
способа, которыми могут
различаться идеи для
названий и заголовков: Связи названия с
иллюстрацией или текстов
основаны на разных
деталях и/или образах, на

–
6 кл., Питание
растений, задания 1, 2, 3
–
5 кл., Вопросы
Почемучки, Креативное
мышление, выпуск 1,
Просвещение

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с
целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных
ситуаций и сюжетов.

–
6 кл., Новенький в
классе, задания 1, 2, 3

Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru
Работа в парах и
малых группах.

Презентация
Выдвижение идей своих заданий по подбору названий и
заголовков к иллюстрациям. Работа с поисковой системой результатов
Интернета по подбору /коллажу интересных иллюстраций. обсуждения

Комплексные задания
–
6 кл., Марафон
чистоты, задания 2, 3
–

6 кл., Посткроссинг,

разных
смысловых Подведение итогов:
ассоциациях, ИЛИ
-Чем могут различаться схожие названия, заголовки?
-названия основываются на
·
Некоторые названия состоят
одних и тех же деталях,
из
буквального
описания изображения или его элементов,
образах, однако каждое
а другие названия состоят из абстрактных ассоциаций
название реализуется
своим способом, например, или образных выражений.
за счёт использования
·
Каждое название отражает различные точки зрения
различных языковых
или интерпретации иллюстрации в целом или ее
средств.
отдельных элементов.
·
В названиях для создания различных значений
использована пунктуация, заглавные буквы,
орфографические особенности или другие грамматические
элементы.

задания 1, 3
–
6 кл., Создай
персонажа, задания 1, 4,
–
6 кл., На седьмом
небе, задание 1,
–
6 кл., Сломать
голову, задание 1

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с
целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных
ситуаций.

Выдвижение
креативных идей
14 и их доработка.

Оригинальность
и
проработанность.
Обсуждение проблемы:
1

-Как вдохнуть в идею
жизнь?

Выполнение теста «Круги» по методике «Вартега».
Подсчёт количества оригинальных и проработанных идей.
Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи
Подведение итогов:
-Что помогает оживить идею? (Юмор, детальные
проработки, учёт интересов различных людей, другие
факторы)
-Есть ли особенности в подходе к выдвижению идей у
разных членов вашей группы? Какие?

Индивидуальна
я работа по
выполнению
теста «Круги».

Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru

Взаимооценка
результатов.

Комплексные задания

Работа в малых
группах
способом
«перекрестная
наметка идей».
Работа в парах и
малых группах
по анализу и
моделированию
ситуаций, по
подведению

-Как составить «идеальную группу» по выдвижению идей? итогов.
-Каких правил мы будем придерживаться при выдвижении Презентация
результатов
и доработке идей?
обсуждения

–
6 кл., В шутку и
всерьёз, задание 1,
–
6 кл., Марафон
чистоты, задания 2, 3
–
6 кл.,
Посткроссинг, задания 1,
3
–
6 кл., Создай
персонажа, задания 1, 4,

Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru

Выполнение проекта на основе комплексного задания (по
выбору учителя):
-Создание школьной газеты (о помощи в учебе, о правилах
поведения и др.)
От выдвижения
15 до доработки
идей

1

Использование навыков
креативного мышления для -Подготовка и проведение социально значимого
мероприятия (например, обмен книгами, или сохранение
создания продукта.
природы, друзья по переписке)
-Создание классного журнала или классного уголка по
вопросам здоровья и профилактике вредных привычек;

Работа в малых
группах
Презентация
результатов
обсуждения

По выбору учителя –
6 кл., В шутку и
всерьёз
–
6 кл., Марафон
чистоты,
–
6 кл., Наша жизнь
зависит от природы.

-Социальное проектирование. Конкурс идей «Школа
будущего».

–

6 кл, Посткроссинг,

Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Диагностика и
16 рефлексия.
Самооценка

1

Выполнение итоговой работы.
Креативное мышление.
Диагностическая работа для
Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка
6 класса.
результатов выполнения

Индивидуальна
я работа.
Работа в парах.

Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru
Диагностическая работа
для 6 класса. Креативное
мышление.
Вариант 1. Ёлка
Вариант 2. Наш театр

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.

Самооценка уверенности
при решении жизненных
проблем.

Подведение
итогов первой
части
программы.
17

Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях

1

Новое об
известном
18

(«Футбольное
поле»,
«Электробус»)

1

Оценивать результаты своей деятельности.

Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Обсуждение результатов
Задавать вопросы, необходимые для организации Беседа
самооценки с целью
достижения большей
собственной деятельности.
уверенности при решении
Предлагать варианты решений поставленной проблемы.
задач по функциональной
грамотности.
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
Зависимости между
Извлекать информацию (из текста, таблицы,
величинами.
диаграммы), Распознавать математические объекты,
Описывать ход и результаты действий, Предлагать и
Сравнение чисел и величин. обсуждать способы решения, Прикидывать,
оценивать, вычислять результат, Устанавливать и
Действия с натуральными
использовать зависимости между величинами,
числами, с десятичными
Беседа,
данными,
дробями.
групповая
работа,
Нахождение процента от
Читать, записывать, сравнивать математические
числа, отношения двух
объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, индивидуальна
я работа
чисел.
свойства (вычислений, нахождения результата),
Применять приемы проверки результата,
Числовая
Интерпретировать ответ, данные,
последовательность
(правило составления
Выдвигать и
последовательности).
обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и

Приложение

«Электробус»: открытый
банк заданий, 2021
(http://skiv.instrao.ru)

Геометрически
е формы вокруг
нас
19

(«Поделки из
пластиковой
бутылки»,
«Ковровая
дорожка»)

Размеры пространственной
и плоской геометрических
фигур.
1

Действия с
геометрическими
величинами - длиной,
площадью, объемом

(вычисление, переход от
одних единиц к другим,
сравнение).
Прямо пропорциональная
зависимость величин.
Действия с натуральными
числами, десятичными
дробями.
Процент от числа.

выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания
об объектах,
Строить высказывания, доказывать их соответствие
условиям задачи
Приводить примеры и
контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов,
Измерять объекты, Конструировать математи ческие
отношения,
Моделировать ситуацию математически, Доказывать
истинность утверждения на основе данных и решения
Планировать ход и контролировать результат решения
математической задачи
Фиксировать ответ в заданной форме

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальна
я работа

«Поделки из пластиковой
бутылки»: открытый банк
заданий, 2021
(http://skiv.instrao.ru)

Действия с натуральными
числами, десятичными
дробями (вычисление,
округление, сравнение).
Здоровый образ
жизни
20 («Калорийност
ь питания»,
«Игра на льду»)

Прямо пропорциональная
зависимость величин.
1

Площадь прямоугольника.
Представление данных:
таблица, столбчатая
диаграмма.

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальна
я работа

«Калорийность

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальна
я работа

«Занятия Алины»:

питания»: открытый
банк заданий, 2019/2020
(http://skiv.instrao.ru)

Метод перебора вариантов.
Числовое выражение,
значение выражения.
В школе и после
школы
21

(«Игры в сети»,
«Занятия
Алины»)

Единицы времени. Масштаб
1

карты, оценка расстояния.
Прямо пропорциональная
зависимость величин.

Признаки делимости
натуральных чисел.
Чтение диаграммы.
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)

открытый банк заданий,
2021
(http://skiv.instrao.ru)

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost

Семейный
бюджет: : по
22
доходам – и
расход

Непредвиденн
ые расходы:
как снизить
23
риски
финансовых
затруднений

На чем можно
сэкономить:
тот без нужды
24
живет, кто
деньги
бережет

1

Бюджет семьи, доходы
и расходы семьи,
постоянные и
Выявлять и анализировать финансовую
переменные доходы,
информацию.
обязательные и
необязательные
Оценивать финансовые проблемы.
расходы.
Применять финансовые знания

Непредвиденные
расходы, финансовый
риск.
Выявлять и анализировать финансовую
информацию.
1

1

Оценивать финансовые проблемы.
Что такое и зачем
нужна финансовая
Применять финансовые знания
подушка безопасности.

Финансовое
планирование,
рациональное
поведение, экономия
семейного бюджета

Решение
ситуативных и
проблемных
задач
Беседа/ Минипроект/
Работа в
группах/
Составление
словаряглоссария
по теме.

(Просвещение, вып1: Финансовая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: Учебное
пособие для общеобразовательных организаций.
Под редакцией Г. С.
Ковалёвой, Е. Л.
Рутковской. – М.; СПб.:
Просвещение, 2020.)

Решение
ситуативных и
проблемных
задач
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost
Беседа/
Командная игра/ Комплекс «Интересные выходные» (2021, 6 класс)
минидиспут.

Оценивать финансовые проблемы.

Решение
ситуативных и
проблемных
задач

Применять финансовые знания

Беседа/ конкурс

Выявлять и анализировать финансовую
информацию.

Комплекс «Две семьи»

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost
Комплекс «Как составляли семейный

плакатов.

бюджет» (2020, 5 класс)
Комплекс «Экономичные и неэкономичные
привычки» (2021, 7 класс)

Решение
ситуативных и
проблемных
задач
Беседа/

Самое главное
о правилах
25 ведения
1
семейного
бюджета

Семейный бюджет,
финансовое
Выявлять и анализировать финансовую
планирование, доходы
информацию.
и расходы семьи.
Рациональное
поведение.

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost

Дискуссия/
мини-проект/
Составление
Комплекс «Нужен ли семье автомобиль», . Сборник
советов по
эталонных заданий. Выпуск 2, часть 1: Учебное
рациональному
пособие для общеобразовательных организаций.
Оценивать финансовые проблемы.
планированию Под редакцией Г. С.
Ковалёвой, Е. Л.
семейного
Применять финансовые знания
бюджета для
Рутковской. – М.; СПб.: Просвещение, 2020.
публикации
поста в
социальных
сетях (название,
хэштеги,
иллюстрации,
текст).
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)

«Копейка к
копейке –
проживет
26 семейка»
2
7
«Семейный
бюджет»

2

Финансовая
грамотность: Семейный
бюджет, финансовое
планирование, доходы
и расходы семьи,
рациональное
поведение.

Финансовая грамотность:
Выявление и анализ финансовой
информации
Оценка финансовых проблем
Применение финансовых знаний

Математическая
грамотность:

Решение
ситуативных и
проблемных
задач

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost

Комплекс «Дорога в школу» (2022, 6 класс)

Беседа/
Играквест.
Групповая
работа,

Зависимость «цена –
количество-стоимость».

Математическая грамотность:

Вычисления с десятичными Извлекать информацию (из текста, таблицы,
и обыкновенными дробями.
диаграммы), Распознавать математические объекты,
Вычисление процентов.

Моделировать ситуацию математически,

индивидуальна
я работа

Комплекс «День
рождения мечты» (2022, 6
класс)

Устанавливать и использовать зависимости между
величинами, данными,
Предлагать
и обсуждать способы
решения, Прикидывать, оценивать,
вычислять результат.
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу
» (5 ч)

Приводить примеры взаимодействия между людьми,
представляющими различные культуры.

Мы разные, но
28 решаем общие
задачи

1

Межкультурное
взаимодействие: успешное и
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о
уважительное
роли традиций и обычаев в общении между людьми.
взаимодействие между
людьми, понимание и
оценка различных взглядов Аргументировать свое мнения.
и мировоззрений.
Объяснять сложные ситуации и проблемы, которые могут
Обычаи и традиции разных возникнуть при незнании или игнорировании традиций
представителей других народов.
стран и народов.

Беседа /
обсуждение /
игровая
деятельность /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

http://skiv.instrao.ru/
Ситуации «И как вы там
живете»
«Привет, меня зовут Грун»
«Учим иностранный»

Оценивать их последствия и предлагать пути решения
возникших проблем.
Узнаем
традиции и
обычаи и
учитываем их в
29 общении.
3 Соблюдаем
0 правила.
Участвуем в
самоуправлени
и

2

Межкультурное
взаимодействие: изучение
проблем межкультурного
взаимодействия, успешное и
уважительное
взаимодействие между
людьми.
Нормы и правила в школе и

дома.
Правила поведения в
обществе.
Самоуправление в
школьном коллективе

Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о
роли норм и правил в жизни семьи, школьного коллектива,
Беседа /
общества в целом.
обсуждение /
Аргументировать свое мнения.
решение
познавательных
Объяснять пути решения сложных ситуаций и проблем,
задач и разбор
которые могут возникнуть в коллективе.
ситуаций

http://skiv.instrao.ru/
«Как отметить день
рождения»
«Кого выбрать в
школьный совет»
«Тишина в библиотеке»

«Подарок»

Глобальные проблемы:
изучение взаимосвязи
глобальных и локальных
проблем, проявления
глобальных проблем на
локальном уровне;
Глобальные
31 проблемы в
нашей жизни

1

http://skiv.instrao.ru/
Ситуации «Руководство
Анализировать локальные ситуации, в которых
проявляются глобальные проблемы.

действия в интересах
общественного
благополучия и устойчивого Приводить примеры взаимосвязи глобальных и локальных
развития.
(местных) проблем.
Экологические проблемы.
Глобальные проблемы,
связанные со
здравоохранением. Отноше
ние к здоровью как
ценности.

Решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций /
игровая
деятельность

для лентяев» «Новая
игра»
«В лесу родилась елочка»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 1.
Ситуации «Здоровье»
«Новенькая»

http://skiv.instrao.ru/

Заботимся о
32
природе

1

Глобальные проблемы:
возможности общества в
преодолении воздействия
глобальных проблем или в
их решении.

Приводить примеры участия в решении экологических
проблем.

Беседа /
обсуждение /
Аргументировать свое мнение о необходимости и
решение
познавательных
возможности решения экологических проблем.
задач и разбор
Экологические проблемы и Оценивать действич, которые ведут к преодолению ситуаций
глобальных проблем.
возможности их решения.

Ситуации «Спасем
орангутанов»
«Зачем так много
животных» «Где мне
посадить дерево»
Глобальные компетенции.
Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1.
Ситуация «Зоопарк»

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

Подведение
итогов
программы.
33 Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях

34

Итоговое
занятие

1

Оценка (самооценка) уровня
сформированности
функциональной
грамотности по шести
составляющим.
Обсуждение возможных
действий, направленных на
повышение уровня ФГ
отдельных учащихся и
группы в целом.

Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Учитывать разные мнения.

Решение практических задач, успешное межличностного
общение в совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и
других творческих работах.

1

Групповая
работа

Демонстрация итогов
внеурочных занятий по ФГ
(открытое мероприятие для
Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными
школы и родителей).
педагогами и детьми во время занятий.
Благодарности друг другу за совместную работу.

Театрализованн
ое
представление,
фестиваль,
выставка работ

Для
конкретизации
проявления
сформированности
отдельных уровней ФГ
используются примеры
заданий разного уровня
ФГ (http://skiv.instrao.ru/)

Используемые интернет-ресурсы
1 РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Диагностические работы Министерства
просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2 Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение
https://media.prosv.ru/
3 Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4 Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5 Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ
https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6 МЦКО https://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».