Рабочая программа по химии 8-9 классы

министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики

свЕрдловской оБлАсти
муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

"Заринская средняя общеобразовательная школа" -Ясашинская основная
общеобразовательная школа

Утверждаю:

Согласовано:
Председатель
педагогического совета

директор
МОУ «Заринская СОШ»

филиала МОУ « Заринская

Jи.н Кондратьева

1ская ООШ

Приказ № 112 от 30.08. 2023 г

/Г.С Лунина/
2023 г

рАБочАя прогрАммА
учебного предмета «Химия»
(ФГОС ООО 2010 с учётом ФГОС 2021)
для обучающихся 8-9 классов

Ясашная, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии разработана с целью оказания методической помощи учителю в
создании рабочей программы по учебному предмету.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматриваетраспределение его по классам и
структурирование по разделам и темам программыпо химии, определяет количественные и
качественные характеристики содержания, рекомендуемую последовательность изучения
химии с учётоммежпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся, определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы на
уровне основного общего образования, а также требованийк результатам обучения
химии на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной
деятельности обучающегося по освоению учебного содержания.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося, его
представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые
химией представления о взаимопревращениях энергиии об эволюции веществ в
природе, о путях решения глобальных проблем устойчивого развития человечества –
сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем
здравоохранения.
Изучение химии:
способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры
личности, её общей и функциональной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся,
навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и
исследовательских
умений,
необходимых
как в повседневной жизни, так и в
профессиональной деятельности;
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостноговзгляда на
единство природы и человека, является ответственным этапомв формировании
естественнонаучной грамотности обучающихся;
способствует формированию ценностного отношения к естественно-научнымзнаниям, к
природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование обучающихся.
Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания
учебного предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой
науки химии на определённом этапе её развития.
Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на освоение
обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии и
некоторых отдельных значимых понятий органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе системного подхода
к её изучению. Содержание складывается из системы понятийо химическом элементе и
веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно
организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических
представлений разного уровня:

атомномолекулярного учения как основы всего естествознания; Периодического
закона Д.И. Менделеева как основного закона химии; учения о строении атома и
химической связи;
представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах.
Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и
осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому,
выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей
практического применения и получения изучаемых веществ.
Освоение программы по химии способствует формированию представленияо
химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы,
ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке.Изучение химии
происходит с привлечением знаний из ранее изученных учебных предметов:
«Окружающий мир», «Биология. 5–7 классы» и «Физика. 7 класс».
При изучении химии происходит формирование знаний основ химической науки как
области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного
из компонентов мировой культуры. Задача учебного предмета состоит в формировании
системы химических знаний – важнейших фактов, понятий, законов и теоретических
положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, в
приобщении к научным методам познания при изучении веществ и химических
реакций, в формировании и развитии познавательных умений и их применении в
учебно-познавательнойи учебно-исследовательской деятельности, освоении правил
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении химии на уровне основного общего образования важное значение
приобрели такие цели, как:
формирование
интеллектуально
развитой
личности,
готовойк
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений,способной
адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
направленность обучения на систематическое приобщение обучающихсяк
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания,
формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видовдеятельности;
-формирование общей функциональной и естественно-научной грамотности, в том числе
умений объяснять и оценивать явления окружающего мира, используя знания и опыт,
полученные при изучении химии, применять их при решении проблем в повседневной
жизни и трудовой деятельности;
-формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности
химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной
среды;
-развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к
осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии, – 136 часов:в 8 классе –

68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание программы
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества.Основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов.
Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества.
Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая
доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические
уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород - химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и
химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект
химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода.
Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение
водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических
реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе.Физические и химические свойства воды.
Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля
растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические
свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация.
Номенклатура. Физические свойства оснований.Получение оснований. Химические
свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства
кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли.
Классификация. Номенклатура. Физическиесвойства солей.Получение и применение солей.
Химические свойства солей. Г енетическая связь между классами неорганических
соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни.Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая
грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны.
Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение
энергетических уровней атомов первых
20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности
изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в
периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического
закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая
связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические
свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы
кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической
реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным
признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней
окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и
анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления.
Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV - VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения
галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и
химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная,
сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические
свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор:
физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),
ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства.
Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические
свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами,
кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и
их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия. Железо.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются
в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии
с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализацииобучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой

позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в
том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому инаучному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современногообщества,
способности владеть достоверной информацией о передовыхдостижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованностив научных знаниях об устройстве
мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношенийв коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности, готовностик разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебныхпроектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
3)
ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие
современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности
научной картины мира, представления об основныхзакономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии,
необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной,
информационной и читательской культуры, в томработы с учебными текстами,
справочной литературой, доступными техническимисредствами информационных
технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способностьк
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимостисоблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных
интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития
необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;

6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью ижизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
составе
метапредметных
результатов
выделяют
значимыедля
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза,
факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественнонаучных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов
формировать представление о целостной научной картине мира,и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные числе навыков
самостоятельнойрегулятивные),
которые
обеспечивают
формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать
смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения
отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критериидля классификации
химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи
между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные,
по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химическойреакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в
качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых
суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельнопрогнозировать его

результат, формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различныхвидов и
форм представления, получаемую из разных источников (научно- популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных ипознавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в областииспользования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельновыбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта
на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой
темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
приобретение опыта презентации результатов выполнения химическогоэксперимента
(лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного
проекта);
заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской
деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и
согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по
оценке качества выполненной работы и другие);
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректироватьпредложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах –
веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели,
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные
обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для
предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его

интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент,
простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность,
относительная атомная и молекулярная масса,количество вещества, моль, молярная масса,
массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота,
основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция,
классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения,
реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома,
электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и
неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля
вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при
описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления
элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществк определённому
классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева: демонстрироватьпонимание
периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в
Периодической системе, законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
атомномолекулярного учения, закона Авогадро;
описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических
элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и
«побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения,
которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов
(состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции
(по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов,
подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава, возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю
химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе,
проводить расчёты по уравнению химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,сравнение,
обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно- следственных связей
– для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы
познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и

мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а
также правилам обращения с веществами в соответствиис инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных
веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой
долей растворённого вещества, планировать ипроводить химические эксперименты по
распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус,
фенолфталеин, метилоранж и другие).
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,молекула,
ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель, восстановитель, окислениеи восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно
допустимая концентрация ПДК вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применятьэти понятия при
описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций;
определять валентность и степень окисления химических элементовв
соединениях различного состава, принадлежность веществ к определённомуклассу
соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в
неорганических соединениях, заряд иона по химическойформуле, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного
вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие
периоды, соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд
ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям), объяснять
общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединенийв пределах малых
периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;
классифицировать
химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и

сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и
ионных уравнений соответствующих химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей исолей, полные и
сокращённые уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций, подтверждающих
существование генетической связи между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления
электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможностипротекания
химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю
химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе,
проводить расчёты по уравнению химической реакции;
соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а
также правила обращения с веществами в соответствиис инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных
веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученныхметаллов, присутствующие
в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,сравнение,
обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения
свойств веществ и химических реакций, естественно- научные методы познания –
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс

№
п/
п

Кол-во часов
ТЕМА
УРОКА
Введение (5 часов)

1
2
3
4

Вводный инструктаж по технике
безопасности. Химия – часть естествознания

1

Превращения в-в. Краткий очерк истории развития
химии. Использование 3D лаборатории
ПСХЭ Д.И.Менделеева Знаки химических
элементов.
Химические формулы.
Относительная атомная
и молекулярная масса элемента

1
1
1

5

1
Практическая работа №1 «Приемы обращения с
лаб.оборудованием
и
нагревательными
приборами. Строение пламени».
Тема 1. Атомы химических элементов (9 часов)

6

Основные сведения о строении атомов.

1

7

Изменения в составе ядер атомов химических
элементов. Изотопы.

1

8

Строение электронных оболочек атомов.

1

9

Изменение числа электронов на внешнем
энергетическом уровне атомов химических
элементов
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов
между собой. Ковалентная неполярная химическая
связь.

1

10

1

11

Ковалентная полярная химическая связь.

1

12

Металлическая химическая связь.

1

13

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.

1

14

Контрольная работа №1 по темам 1 и 2.

1

Тема 2. Простые вещества (7 часов)
15

Простые вещества-металлы.

1

16

Простые вещества -неметаллы.

1

17

Количество вещества

1

18

Решение задач по теме «Количество вещества»

1

19

Молярный объем газов.

1

20

Решение задач по теме «Молярный объем газов»

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые
вещества».
Глава третья. Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)
22 Степень окисления
21

1

1

23

Важнейшие классы бинарных соединений.

1

24

Основания.

1

Кислоты.

1

26

Соли.

1

27

Соли

1

28

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Соединения химических элементов»
Аморфные и кристаллические вещества.
Кристаллические решетки.
Чистые вещества и смеси. Практическая работа №2
«Очистка загрязненной поваренной соли»
Массовая доля компонентов и смеси.

1

Решение задач по теме «Массовая доля
компонентов и смеси»
Практическая работа №3. Приготовление раствора
сахара с заданной массовой долей растворенноговещества.

1

34

Обобщение и систематизация знаний по темам 2 и 3.

1

35

Контрольная работа № 2 по темам 2 и 3.

1

25

29
30
31
32
33

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
(11 часов)

1
1
1

1

36

Физические явления в химии. Химические реакции.

1

37

Химические реакции. Признаки химических реакций

1

38

Химические уравнения.

1

39

Расчеты по химическим уравнениям

1

40

1

41

Типы химических реакций.
Реакции соединения и разложения
Типы химических реакций. Реакции замещения и обмена

42

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

43

Понятие о скорости химической реакции.
Факторы,влияющие на скорость реакции

1

44

1

45

Практическая работа №4. Признаки
химических реакций
Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

46

Контрольная работа №3 по теме 4.

1

1

1

5. Растворение. Растворы.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции
(20часов)
47
1
Растворение как физико – химический процесс. Типы
растворов.
48
Электролитическая диссоциация
1
49

Электролитическая диссоциация

1

50

Ионные уравнения реакций

1

51

1

52

Практическая работа №5
Условия протекания химических реакций
междурастворами электролитов до конца.
Кислоты, их классификация и свойства.

53

Кислоты, их классификация и свойства.

1

54

Основания, их классификация и свойства.

1

55

Основания, их классификация и свойства.

1

56

Оксиды, их классификация и свойства

1

57

Оксиды, их классификация и свойства

1

58

Соли, их свойства.

1

59

Генетическая связь между классами
неорганических соединений

1

1

Практическая работа №6. Свойства кислот
оснований, оксидов и солей.
61
Контрольная работа №4 по теме 5.
62
Окислительно-восстановительные реакции
63
Практическая работа №7 Решение
экспериментальныхзадач.
64
Основные сведения о составе и строении атома химического
элемента. Характеристика химического элемента по
положению в ПС
65-67 Виды химической связи в неорганических веществах
68
Основные классы неорганических
соединений
60

и
их
химические
свойства. Заключительный урок по курсу 8 класса

1
1
1
1
1

3
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 КЛАСС
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Дата
Тем
а
урок
а
Общая характеристика химических элементов и химических реакций
10 ч
Характеристика химического элемента по его положению в
периодической
системе Д. И. Менделеева
Характеристика химического элемента по его положению в
периодической
системе Менделеева
Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД
Генетические ряды металлов и неметаллов
Химическая организация живой и неживой природы
Классификация химических реакций по различным основаниям
Понятие о скорости химической реакции
Катализаторы
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Общая характеристика
химических элементов и химических реакций»
Контрольная работа № 1 по теме: «Общая характеристика химических
элементов
и химических реакций»
Металлы 17 ч
Положение металлов в периодической системе Менделеева. Общие
физические
свойства металлов
Сплавы
Химические свойства металлов
Химические свойства металлов (продолжение). Ряд активности
металлов
Металлы в природе, общие способы получения металлов
Общие понятия о коррозии металлов
Щелочные металлы
Соединения щелочных металлов
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов
Алюминий
Соединения алюминия
Железо, его строение, физические и химические свойства
Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа
Практическая работа № 1 «Получение соединений металлов и изучение
их
свойств
Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»
НЕМЕТАЛЛЫ 28ч

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

59

Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон
Водород. Вода
Галогены
Соединения галогенов
Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов
и их
соединений
Кислород
Состав воздуха
Сера и ее соединения
Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты
Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по
теме
«Неметаллы
Азот
Аммиак
Соли аммония
Кислородные соединения азота. Азотная кислота и ее соли
Окислительные свойства азотной кислоты
Фосфор и его соединения
Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по
теме
«Подгруппы азота»
Углерод
Кислородные соединения углерода
Углерод – основа всей живой природы
Практическая работа № 2 «Получение, собирание и распознавание
газов»
Кремний и его соединения
Силикатная промышленность
Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по
теме:
«Подгруппа углерода»
Практическая работа № 3
«Получение соединений неметаллов и изучение их свойств»
Решение задач
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Контрольная работа № 3 «Неметаллы»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 3ч
Химия спасает природу
Химия и космос
Создание flesh-анимаций по теме: «Перспективы развития химии»
Обобщение знаний по химии за курс основной
школы.
Подготовка к государственной итоговой
аттестации (ОГЭ)
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в
свете теории
строения атома

60

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в
свете теории строения атома

61

Виды химических связей и типы криталлических решеток. Взаимосвязь
строения
и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Скорость
химических реакций
Классификация и свойства неорганических и органических веществ
Классификация и свойства неорганических веществ

62
63
64

65

66
67
68

Генетическ
ие ряды
металла,
неметалла и переходного металла
Итоговая контрольная работа за курс основной школы в формате ОГЭ
Итоговая контрольная работа за курс основной школы в формате ОГЭ
Подведение итогов проделанной работы за 8–9 классы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».