«Индивидуальный проект» 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МО Алапаевское
МОУ «Заринская СОШ»

РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
рук-ль ШМО: __________
Устьянцев И.Е.
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н
приказ №112 от «30» августа 2023 г.

Рабочая программа учебного курса
«Индивидуальный проект» для 10-го класса

п.Заря

Пояснительная записка
Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую
форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и
входит в учебные планы и индивидуальные учебные планы (ИУП) учащихся на уровне
среднего общего образования.
Основная функция данной формы деятельности – это развитие метапредметных
умений, а также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков
и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями учащегося.
Индивидуальный проект выполняется старшеклассником в течение одного года в
рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта
– информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного, игрового – в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413, и положением об организации проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения
учебного курса
Личностные результаты:
•

•

•
•

•

•

российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,

•

•
•

•
•

•

•

•

•

ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
•

•

•
•
•
•

умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.

Предметные результаты:
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях;
• владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами.
•

В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект» у обучающегося
сформируются:
•
•
•

•

•

•

•

навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей;
способность ставить цели и формулировать гипотезу исследования,
планировать работу, выбирать и интерпретировать необходимую
информацию, структурировать и аргументировать результаты исследования
на основе собранных данных;
системные представления и опыт применения методов, технологий и форм
организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;
навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов
исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социально значимой проблемы;
навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научнопрактические конференции, олимпиады, национальные образовательные
программы и другие формы), возможность получения практикоориентированного результата;

умения определять и реализовывать практическую направленность
проводимых исследований;
• научный тип мышления, компетентность в предметных областях, учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности.
•

Содержание учебного курса
I. Введение (2 часа)
Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия «проект» и его
понятийно-содержательные элементы. Нормативная правовая база учебного курса
«Индивидуальный проект». Виды проектных и исследовательских работ: доклад,
тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья,
научный отчет, реферат, проект, модель и др. История технологии проектов. Типовая
классификация проектов в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования.
II. Организационные основы индивидуального проекта (3 часа)
Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. Циклограмма работы
над проектом. Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся,
характеру контактов, продолжительности). Формы продуктов проектной деятельности.
Паспорт проекта. Оформление проектной папки. Виды презентации. Система
оценивания проектной деятельности.
III. Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной)
деятельности, творчества (14 часов)
Общая характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Структура и специфика проектной и учебно-исследовательской (научной)
деятельности. Основные понятия: проблема, предмет и цель исследования.
Взаимосвязи проблемы, предмета и цели исследования. Источники и условия
исследовательского поиска.
Основные понятия для изучения: наука, факт, научное знание, закон, теория, логика,
проблема, предмет, объект, цель исследования, диагностика, интерпретация.
Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема исследования.
Актуальность исследования. Противоречия и проблемы. Определение объекта,
предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Исследовательские методы и
методики. Методы теоретического и эмпирического исследования. Статистические
методы и средства формализации.
Основные понятия для изучения: тема исследования, актуальность, противоречие,
проблема, объект, предмет, цель, задача, эмпирические методы, теоретические методы,
методы диагностики, объяснения, наблюдения, эксперимента, опроса, метод беседы,
метод изучения продуктов деятельности, статистические методы.

Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации (обзорная,
реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Этические законы
заимствования информации, соблюдение авторских прав.
IV. Оформление исследовательского проекта (8 часов)
Оформление результатов исследования. Правила оформления письменных работ
учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа.
Раздел «Введение». Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление
списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул.
Основные понятия для изучения: реферат, научный журнал, тезисы, компиляция
текста, рабочий вариант, редактирование текста, введение, титульный лист, выводы,
заключение, цитаты, ссылки, стилистические «запреты».
V. Этапы работы над проектом (практические занятия) (6 часов)
1. Выбор темы. Составление плана работы над проектом.
2. Приемы работы с научной литературой и первоисточниками.
3. Работа с понятийным аппаратом проекта в соответствии с выбранной темой.
4. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.
5. Практические навыки оформления проекта (пробное моделирование).
6. Предварительная защита проектов.
VI. Представление результатов исследовательского проекта (14 часов)
Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности подготовки к
защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и
рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ. Формы письменной
продукции: доклад, реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций
проектов. «Подводные камни» защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о
научной этике, межличностное общение и коммуникативные навыки. Невербальное
общение и проблема эмоционального самовыражения. Вербальное общение.
Технология коммуникации. Основные стили в общении. Рефлексия.
Основные понятия для изучения: доклад, статья, тезисы, научный отчет, научные
семинары, научная и научно-практическая конференция, конгресс, симпозиум,
монография, отзыв, рецензия, процедура защиты, «подводные камни» на защите.
VII. Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и
индивидуальные консультации учителя или тьютора (21 час)

Тематическое планирование учебного
курса
Тематическое планирование по курсу составлено с учетом рабочей программы
воспитания.
№

Темы занятий

Количество Тип занятия
Всего
часов
часов
теоретическое практическое по
теме

1

Организация работы
1
учебного курса.
Определение понятия
«проект» и его понятийносодержательные
элементы. Виды
проектных и
исследовательских работ:
доклад, тезисы доклада,
стендовый доклад,
литературный обзор,
рецензия, научная статья,
научный отчет, реферат,
проект, модель и др.

1

1

2

Нормативно-правовая
1
база учебного курса
«Индивидуальный
проект». История
технологии проектов.
Типовая классификация
проектов в соответствии с
требованиями ФГОС
среднего общего
образования и
положением об
индивидуальном проекте
в образовательной
организации

1

1

3

Основные требования к
1
проекту. Структура
учебного проекта.
Циклограмма работы над
проектом. Классификация
проектов (по
доминирующей

1

1

деятельности учащихся,
по характеру контактов,
по продолжительности)
4

Формы продуктов
1
проектной деятельности.
Паспорт проекта.
Оформление проектной
папки. Виды презентации.
Система оценивания
проектной деятельности

5

Практическое занятие.
Понятие и определение
проблемы и актуальности
темы. Выбор и
формулировка темы
проекта. Вариативность
направления тем

1

6

Структура и специфика
проектной и учебноисследовательской
(научной) деятельности.
Основные понятия:
проблема, предмет и цель
исследования.
Взаимосвязь проблемы,
предмета и цели
исследования. Источники
и условия
исследовательского
поиска

1

1

1

7

Тема исследования.
Актуальность
исследования.
Противоречия и
проблемы. Определение
объекта, предмета,
гипотезы, цели и задач
исследования

1

1

1

8–9 Практическое занятие.
Виды гипотез, их
формулировка,
взаимосвязь с темой,
целью, задачами проекта,
предметом и объектом
исследования

2

1

1

1

2

1

2

10

Практическое занятие.
1
Составление плана работы
над проектом

11

Исследовательские
методы и методики.
Методы теоретического и
эмпирического
исследования

1

1

1

2
12– Практическое занятие.
13 Практические занятия на
применение методов
исследования (опрос,
беседа, тестирование,
наблюдение, диагностика,
изучение продуктов
деятельности человека,
эксперимент)

1

1

2

2

14

Статистические методы и
средства формализации

15

1
Практическое занятие.
Проведение
статистического анализа.
Вариативность расчетов и
научная надежность
выводов

16

Виды информации
(обзорная, реферативная,
сигнальная, справочная),
методы поиска
информации. Этические
законы заимствования
информации, соблюдение
авторских прав

1

17

Практическое занятие.
Работа с информацией и
первоисточниками

1

1

1

18

Практическое занятие.
1
Работа с понятийным
аппаратом в соответствии
с выбранной темой

1

1

19

Практическое занятие.
Моделирование
эксперимента.
Разновидности
исследовательской и

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

экспериментальной
деятельности
20

Правила оформления
письменных работ
учащихся. Основные
требования к структуре
работы. Оформление
титульного листа. ГОСТ

1

1

1

21

Структура раздела
«Введение». Основные
требования и приемы
оформления

1

1

1

22

Практическое занятие.
Правила оформления
письменных работ
учащихся. Основные
требования к структуре
работы. Оформление
титульного листа и
раздела «Введение»

1

23

Правила оформления
основной части работы

1

1

1

1

1

Правила оформления
разделов «Выводы» и
«Заключение» в работе
24

Практическое занятие.
1
Оформление разделов
«Выводы» и
«Заключение» на пробных
проектах

25

Оформление списка
1
литературы. Правила
оформления текстуальной
части письменных работ
(шрифт, нумерация,
таблицы, формулы,
числовые величины)
Практическое занятие.
Правила оформления
ссылок, рисунков, таблиц,
формул. Правила
оформления
иллюстративного
материала (чертежи,
графики, фотографии,

1

1

1

1

1

рисунки, схемы,
диаграммы)
26

Практическое занятие.
Пробное моделирование
учебного проекта, работа
в группах, обсуждение
результатов

1

27

Особенности подготовки
к защите письменных
работ. Подготовка текста
выступления. Подготовка
отзывов и рецензий.
Общие правила
процедуры защиты
письменных работ

1

1

1

28

Формы письменной
продукции: доклад,
реферат, тезисы, научный
отчет, статья. Виды
презентаций проектов

1

1

1

29– Практическое занятие.
30 Практика написания
статьи, отзыва, тезисов.
Составление презентации

2

31

«Подводные камни»
1
защиты проекта,
психологическая помощь.
Понятие о научной этике

32

Искусство полемики.
Правила поведения в
дискуссии. Искусство
отвечать. Подготовка
текста выступления
Межличностное общение
1
и коммуникативные
навыки. Невербальное
общение и проблема
эмоционального
самовыражения.
Вербальное общение.
Технология
коммуникации. Основные
стили в общении.
Рефлексия

1

2

1

2

1

1

1

1

33- Практическое занятие.
34 Проведение
предварительной защиты
проекта
Индивидуальная
практическая работа
учащихся над проектом и
индивидуальные
консультации тьютора

Всего

2

2

2

21

21

21

34 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».