География 8-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИЛОЖЕНИЕ к основной
образовательной программе основного
общего образования

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: География
Стандарт: ФГОС (с учетом планируемых результатов ФГОС 2021)
Класс: 8-9

п.Заря

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
1

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты
людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
2

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного
общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению
экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения
в окружающей среде.
Выпускник научится:
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую
и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление
географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации
географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических
различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление
простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической
информации;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на
основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки
3

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

зрения концепции устойчивого развития;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных
регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и
отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению
различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни
населения;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском
и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или
4

иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства
России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения
особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих
на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;
• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• давать характеристику рельефа своей местности;
• уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по
географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах
массовой информации;
• составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
•

5

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально экономическими факторами;
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его
половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и
территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

1. Содержание программы
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических
карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и
Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих
географических открытий.

6

Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и
Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших
впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для
географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон
земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на
периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и
ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.
Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам,
определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.План местности. Условные знаки. Как составить план
местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.Географическая карта - особый источник информации.
Содержание и значение карт. Топографические карть/.Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы.
Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических
координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли
Литосфера. Литосфера - «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и
минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на
земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа - горы и равнины. Равнины. Образование
и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты
равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной
высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин
Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового
океана-температура и соленость. Движение воды в океане - волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные
части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя
мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек игидросфера.
7

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и
его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической
широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра.
Графическоеотображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и
прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка
результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты
местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера - живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности
распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие
человека на природу. Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение
географической оболочки. Понятие оприродном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные
комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные
зоныЗемли.
Человечество на Земле
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Освоение Земли человеком
Что изучают в курсе географии материков и океанов?Методыгеографическихисследований и источники географической информации.
Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древниеегиптяне, греки, финикийцы, идеи
и труды Парменида, Эратосфена, вклад КратесаМалосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны,М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм,
Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI-XIXвв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А.
Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов- ТяньШанский, Н.М. Пржевальский, А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон,
В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и
А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты.Литосферныеплиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры.
Типы земной коры,ихотличия. ФормированиесовременногорельефаЗемли.ВлияниестроенияземнойкорынаобликЗемли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры,
осадков,
поясов
атмосферногодавлениянаЗемлеиихотражениенаклиматическихкартах.Разнообразиеклимата на Земле. Климатообразующие факторы.
8

Характеристика воздушныхмассЗемли. Характеристика основных и переходных климатических
поясов Земли. Влияние
климатических условий на жизнь людей. Влияние современнойхозяйственнойдеятельностилюдей на климат Земли. Расчет
угла падения
солнечных лучей
в
зависимости
отгеографическойшироты,абсолютнойвысотыместностипоразностиатмосферного
давления,расчеттемпературывоздухатропосферыназаданнойвысоте,расчетсреднихзначений (температуры воздуха, амплитуды и др.
показателей).
Мировой океан - основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения.
Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан.
Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и
его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности
целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам
зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды.
Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение
причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
ОсобенностистранСевернойАфрики(регионвысокихгор,суровогоклимата,пустыньи оазисов, а также родина древних цивилизаций,
современный район добычи нефти игаза).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных,
эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных
растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой
богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум - страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории
стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых
территорий,слабосвязанныхдругсдругом;высокоразвитаяэкономикастраныосновывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование - крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных
групп: Меланезия - «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с
9

Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды.
Южная Америка - самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной
Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности
образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида.Антарктида-уникальныйматерикнаЗемле(самыйхолодныйиудаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими
оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и
разработки вАнтарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности
рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории
Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности
населения (коренное население и потомки переселенцев).
Характеристикадвухстранматерика:КанадыиМексики.ОписаниеСША-какоднойиз ведущих стран современногомира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические
особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное
оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь
и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров
мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики
сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и
хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их
переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная
Азия.
Страны
Юго-Западной
Азии
(особенности
положения
региона
(на
границетрехчастейсвета),население,образжизниикультурарегиона(центрвозникновения двух мировых религий), специфичность природных
условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точкапланеты).
СтраныЦентральнойАзии(влияниебольшойплощадитерритории,имеющейразличные природные условия, на население (его
неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культурурегиона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального
прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное
переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
10

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населенияв плодородных речных долинах), население
(большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона(центр
возникновения древних религий - буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены
одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия
в уровне жизни населения - от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион двух мощных центров цивилизаций - Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на
разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и
др.).
Территория России на карте мира
Характеристика географического положения России. Водные пространства,омывающие территорию России. Государственные
границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни
людей. История освоения и заселения территории России в XI - XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII- XVIIIвв.
История освоения и заселения территории России в XIX - ХХ!вв.
Общая характеристика природы России
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое
строение территории России. Основныеформы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования
современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного
масштаба. Построение профилярельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных
масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на
территории
России.
Суммарная
солнечная
радиация.
Определение
величин
суммарнойсолнечнойрадиациинаразныхтерриторияхРоссии.Климатическиепоясаитипы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные
и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и
синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек.
Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в
жизни человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности
распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
11

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного
мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные.
Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие
лесовРоссии:тайга,смешанныеишироколиственныелеса.Лесостепи,степииполупустыни. Высотнаяпоясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина;
разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и
ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов;
полярные ночь и день; особенностирасселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах,
транспортные пути, рыбныересурсы).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе
(между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность
рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными
(черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
ЮжныеморяРоссии:историяосвоения,особенностиприродыморей,ресурсы,значение.
Крым(географическоеположение,историяосвоенияполуострова,особенностиприроды
(равнинная,предгорнаяигорнаячасти;особенностиклимата;природныеотличиятерритории полуострова; уникальность природы).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных
частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал
(особенности
географического
положения;
район
древнего
горообразования;
богатствополезнымиископаемыми;суровостьклиматанасевереивлияниеконтинентальности
на
юге;
высотная
поясность
и
широтнаязональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). Обобщение знаний по особенностям природы
европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и
от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны - размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе
природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

12

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с
хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер
полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные
низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на
особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние
воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал - как объект Всемирного природного
наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного
климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горнолесных и гольцовых
ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Население России
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости,
смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции
населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава
населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России, их классификация.
География своей местности
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера,
каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы.
Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного
общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы.
Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельскогохозяйства.Растениеводство.Животноводство.Отраслевойсоставживотноводства.
География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав
13

комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций.
Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и
цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс.
Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности
военнопромышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития.
Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная
инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное
хозяйство. Территориальное (географическое) разделениетруда.
Хозяйство своей местности
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России
ЕвропейскаячастьРоссии.ЦентральнаяРоссия:особенностиформированиятерритории, ЭГП,
природно-ресурсный
потенциал,
особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района.
Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры.
Функциональное значение городов. Москва - столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслейхозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслейхозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградскаяобласть:особенностиЭГП,природно-ресурсныйпотенциал,население и характеристика хозяйства. Рекреационное
хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальнойструктуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслейхозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
14

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное
хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы ипроблемы освоения, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслейхозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика
хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории
Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических
организациях). Россия в мировом хозяйстве (главныевнешнеэкономическиепартнерыстраны,структураигеографияэкспортаиимпорта товаров
и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страныСНГ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Примерные темы практических работ
Работа с картой «Имена на карте».
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутовпутешественников.
Определение зенитального положения Солнца в разные периодыгода.
Определение координат географических объектов покарте.
Определение положения объектов относительно другдруга.
Определение направлений и расстояний по глобусу икарте.
Определениевысотиглубингеографическихобъектовсиспользованиемшкалывысоти глубин.
Определение азимута.
Ориентирование на местности.
Составление плана местности.
Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезныхископаемых.
15

12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементоврельефа.
13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием
хозяйственной деятельностичеловека.
14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектовгидрографии.
15. Описание объектов гидрографии.
16. Ведение дневника погоды.
17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатовнаблюдений).
18. Определение средних температур, амплитуды и построениеграфиков.
19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным,
анализ полученных данных.
20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от
высотыместности.
21. Изучение природных комплексов своейместности.
22. Описание основных компонентов природы океановЗемли.
23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
24. Описание основных компонентов природы материковЗемли.
25. Описание природных зон Земли.
26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.
27. Прогнозирование перспективных путей рациональногоприродопользования.
28. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей вРоссии.
29. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
30. Оценивание динамики изменения границ России и ихзначения.
31. Написаниеэссеоролирусскихземлепроходцевиисследователейвосвоениииизучении территории России.
32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорийРоссии.
33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территорииРоссии.
34. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефаРоссии.
35. Описание элементов рельефа России.
36. Построение профиля своей местности.
37. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
38. Описание объектов гидрографии России.
16

39. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения
средних температур января и июля на территории России.
40. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
41. Описание характеристики климата своегорегиона.
42. Составление прогноза погоды на основе различных источниковинформации.
43. Описание основных компонентов природыРоссии.
44. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источниковинформации.
45. Сравнение особенностей природы отдельных регионовстраны.
46. Определение видов особо охраняемых природных территорий России
и их особенностей.
47. Работасразнымиисточникамиинформации:чтениеианализдиаграмм,графиков,схем, карт и статистических материалов для определения
особенностей географии населения России.
48. Определение особенностей размещения крупных народовРоссии.
49. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частяхРоссии.
50. Чтение и анализ половозрастных пирамид.
51. Оценивание демографической ситуации России и отдельных еетерриторий.
52. Определение величины миграционного прироста населения в разных частяхРоссии.
53. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составлениесхемы.
54. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
55. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионовРоссии.
56. Описание основных компонентов природы своейместности.
57. Созданиепрезентационныхматериаловоприроде,проблемахиособенностяхнаселения своей местности на основе различных
источниковинформации.
58. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округовРФ.
59. Работасразнымиисточникамиинформации:чтениеианализдиаграмм,графиков,схем, карт и статистических материалов для определения
особенностей хозяйстваРоссии.
60. Сравнение двух и более экономических районов России по заданнымхарактеристикам.
61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источниковинформации.
62. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи
России с другими государствами.

17

№
урока

1

2

3

4

5

6

Тема урока

Элементы содержания

Те
Введение. Мы и наша
ГП России, место Россиимсареди других стран, в Европе и Азии. Площадь. Крайние точки.
страна на карте
Государственная границати
России. Валовой внутренний продукт.
мира
чес
Практ.раб.
к
Географическое
положен
иое,еклиматические условия России.
№1»Россия на карте
пл
мира»
ан
Наша страна на
Часовые пояса. Местное,ипроясное, декретное время: роль в хозяйстве и жизни людей. Линии
карте часовых
перемены дат.
ова
поясов.
н
Основные природные ориеинетиры на карте. Районирование. Принципы и виды
Как
районирования России. Г8еографические, природные и экономические районы.
ориентироваться по
Административно-территколриальное деление России. Федеративное устройство, субъекты,
карте России
асс
округа России.
Формирование
Формирование, освоение и заселение территории России. Русские землепроходцы и
территории России исследователи. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Входной контроль.
История освоения и Освоение и заселение территории России. Русские землепроходцы и исследователи.
изучения
Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
территории России

Количество
часов,
отводимое на
освоение темы
1

1

1

1

1
1

18

7

8

9
10
11

12

13
14

Наше национальное
Природно-ресурсный капитал России. Всемирное природное и культурное наследие
богатство и
наследие.
Россияне.
Численность
населения
Воспроизводство
населения
Наш
«демографический
портрет»
Учимся с
«Полярной звездой»
Народы и религии
России. Мозаика
народов
Размещение
населения
Города и сельские
поселения.
Урбанизация

Численность населения России. Естественный прирост. Демографический кризис.
Сокращение численности населения России.
Демографические потери.
Воспроизводство населения и его особенности. Типы воспроизводства. Особенности
воспроизводства населения в различных районах России

1

1

1

Демографическая ситуация. Половой и возрастной состав населения России.
Половозрастная пирамида. Средняя продолжительность жизни.

1

Половозрастной состав населения России

1

Этнос. Этническая территория. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа.
Язык межнационального общения.

1

География религий.
Географические особенности размещения населения России. Зона очагового заселения.
Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения
Типы поселений. Города и сельские поселения. Урбанизация. Городской и сельский образ
жизни. Городские агломерации. Типы городов России. Сельская местность. Функции
сельской местности. Сельская местность как зона рекреации.

1
1

1
15

16

17

Миграции населения.
Итоговый тест за 1
четверть
Трудовые ресурсы.
Россияне на рынке
труда
Обобщение по теме
«Природные условия
и ресурсы»

Миграции: причины, направления и их типы. Мигранты. Миграционный прирост. Миграции
- этнический процесс.
Трудовые ресурсы. Трудоспособный возраст. Экономически активное население.
Безработица. Рынок труда. Человеческий капитал

1

1
Базовые знания и понятия по теме «Россияне»

19

18
19
20

21

22

23

24

25

26

27

История развития
земной коры.
Рельеф:
тектоническая
основа
Рельеф: скульптура
поверхности.

Строение земной коры. Геологическое летоисчисление. Геологические карты.
Геохронологическая шкала. Эпоха складчатости.
Геосинклинали и платформы. Щит. Плита. Влияние внутренних сил на формирование
рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.
Тектонические структуры.
Выветривание. Виды выветривания. Эрозия. Денудация. Оледенение. Многолетняя
мерзлота.
Полезные ископаемые России. Зависимость между тектоническим строением, рельефом и
Ресурсы земной коры: размещением основных групп полезных ископаемых. Рудные и нерудные полезные
полезные ископаемые ископаемые, основные месторождения полезных ископаемых и проблемы их использования

1
1

1
1

Учимся с
«Полярной звездой» Систематизация информации о полезных ископаемых России.
практ.раб.
Рельеф и полезные
ископаемые
Систематизация информации о полезных ископаемых своей территории
Свердловской
области
Климат и
Солнечная радиация. Прямая радиация. Рассеянная радиация. Суммарная радиация.
климатические
ресурсы. Солнечная Радиационный баланс. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
радиация.
Атмосферная
Воздушные массы над территорией России, их типы. Западный перенос ВМ. Влияние
циркуляция.
соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт: тёплый и холодный. Циклон
Воздушные массы. Их
и антициклон.
типы
Влияние на климат
России ее ГП. Сезоны Сезонность климата. Континентальность климата. Распределение температуры воздуха и
года в России
осадков. Синоптическая карта.

1

Учимся с
«Полярной звездой»
Практ.раб.

1

1

1

1

1

Климатические пояса и типы климатов России

20

28

29

Полугодовая
контрольная
работа
Влияние климата
на жизнь людей.
Особенности
климата
Свердловской
области

30

Моря России

31

Реки России

32

Где спрятана вода

33
34
35

36

37
38
39

Водные дороги и
перекрёстки
Учимся с
«Полярной звездой»
Почва - особое тело

1
Систематизация и контроль знаний
1
Комфортность климата. Способы адаптации. Влияние климата на сельское хозяйство.
Коэффициент увлажнения. Агроклиматические ресурсы. Климат и хозяйственная
деятельность людей.
Отличие моря от океана. Особенности российских морей. Ресурсы морей и их
использование. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей Северный
морской путь.
Режим реки. Расход воды. Водоносность реки. Типы питания. Годовой сток. Падение и
уклон реки. Речная система. Водораздел.
Озёрный край. Болота. Подземные воды. Артезианские бассейны. Ледники. Внутренние
воды и водные ресурсы своего региона.
Торговые пути. Каналы. Единая глубоководная система европейской части России. Морские
пути сообщения. Морской порт.
Преобразование рек человеком. Водохранилища. Строительство ГЭС. Экологические
проблемы.

1

Почва. Почвенные ресурсы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

1

Обобщение и
коррекция знаний по Базовые понятия и умения по теме «Природа России»
теме «Природа
России»
Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического
Арктические
положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. Экологические
пустыни. Тундра.
проблемы.
Зона тайги. Виды тайги. Особенности географического положения. Климат. Растительный и
Тайга
животный мир. Занятия населения. Экологические проблемы.
Смешанные и
Россия - лесная держава. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. Зоны
широколиственные
смешанных и широколиственных лесов и их особенности
леса.

1
1
1
1

1

1

1
1

21

40
41

42
43

44

Степная и лесостепная зона - главные сельскохозяйственные районы страны. Значение АПК
1
степной зоны.
1
Зоны пустынь и полупустынь и их особенности. Климат. Растительный и животный мир.
Пустыни и
Занятия жителей этих зон. Волго - Ахтубинская пойма - оазис полупустынной и пустынной
полупустыни
зон.
1
Субтропики.
Зона субтропиков. Степень освоения зоны. Особенности климата, растительный и
Высотная поясность животный мир. Высотная поясность. Жизнь и хозяйство в горах
в горах
Учимся с
Закрепление и коррекция знаний о природно-хозяйственных зонах России, о взаимосвязи и
1
«Полярной звездой» взаимообусловленности их компонентов.
1
Контроль и
обобщение знаний по
теме «ПриродноБазовые знания, понятия и умения по теме «Природно-хозяйственные зоны России»
хозяйственные зоны
России»
Степи и лесостепи

45

Развитие
хозяйства

46

Особенности
экономики России

47

48

49

50

Учимся с
«Полярной звездой»
Топливноэнергетический
комплекс. Угольная
промышленность
Нефтяная и
промышленность.
Газовая
промышленность

Понятия «экономика» и «хозяйство». Экономические ресурсы. Отрасли экономики.
Структур хозяйства страны, факторы их формирующие. Секторы экономики. Цикличность
развития хозяйства. «Циклы Кондратьева»
Национальная экономика России, её особенности. Отраслевая структура хозяйства и
качество населения. Исторические этапы развития хозяйства РФ. Проблемы и перспективы
развития экономики страны.
Портрет страны на фоне мира. Природные ресурсы страны. Всемирное природное и
культурное наследие. Обычаи и традиции народов мира.
ТЭК. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Топливно -энергетический баланс.
Межотраслевой комплекс. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны страны.
Перспективные районы добычи. Технико-экономические показатели добычи угля, его
стоимость. Значение угольной промышленности в хозяйстве страны.
Нефтяная промышленность. Значение нефти в современном мире. Крупные районы
нефтедобычи. Система трубопроводов. Экологические проблемы отрасли
Газовая промышленность. Преимущества и особенности природного газа в сравнении с
другими видами топливных ресурсов. Роль газа во внешней торговле. Особенности
размещения газовой промышленности. Крупнейшие месторождения газа. Основные
газопроводы.

1

1

1
1

1
1

22

1
50

51
52
53
54

55

Обобщение по теме Обобщить и систематизиро вать информацию о газовой и нефтяной промышленности
«Нефтяная и газовая России
прмышленности»
Типы электростанций. Энергосистемы. Размещение крупных электростанций в стране.
Электроэнергетика
Крупнейшие электростанции. Проблемы и перспективы электроэнергии.
Чёрная
Состав, место и значение металлургии в хозяйстве страны. Типы предприятий. Основные
центры чёрной металлургии.
металлургия
Цветная металлургия. Руды цветных металлов. Алюминиевая промышленность.
Цветная
Особенности размещения предприятий цветной металлургии. Крупнейшие центры
металлургия
производства алюминия.
Состав, место и значение машиностроения. Специализация. Кооперирование. География
Машиностроение
важнейших отраслей машиностроения: основные районы и центры.
Состав, место и значение в хозяйстве химической и лесной промышленности. Основные
Химическая
центры производства минеральных удобрений. Главные районы лесозаготовок.
Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность и её
промышленность
крупнейшие центры.

Лесопромышленный
56
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Главные районы лесозаготовок. Механическая
комплекс
обработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность, факторы их размещения.
С/х.
Земельные ресурсы. Растениеводство. Особенности зернового хозяйства. Технические
57
Растениеводство
культуры. Главные сельскохозяйственные угодья.
С/х.
Отраслевой состав животноводство. Отрасли специализации скотоводства. Свиноводство.
58
Овцеводство. Сравнение сельхоз производства России и некоторых стран мира.
Животноводство
Учимся с
Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Лёгкая и пищевая промышленность.
59-60
«Полярной звездой» Проблемы АПК.
Состав, место и значение транспорта в хозяйстве страны. Специфика транспорта как
Транспортная
отрасли хозяйства. Виды транспорта, их особенности и взаимосвязь. Уровень развития
инфраструктура
транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Сухопутный транспорт. Железнодорожный,
61
автомобильный, трубопроводный транспорт.
Состав, место и значение транспорта в хозяйстве страны. Специфика транспорта как
Социальная
отрасли хозяйства. Виды транспорта, их особенности и взаимосвязь. Уровень развития
62
транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Сухопутный транспорт. Железнодорожный,
инфраструктура
автомобильный, трубопроводный транспорт.

1
1
1

1
1

1

1
1
1
1

23

63

64

Водный транспорт, его виды. Речной и морской транспорт. Объём и характер перевозимых
грузов. Главные морские порты. Авиационный транспорт. Транспортные узлы. Транспорт и
экологические проблемы
Состав, место и значение транспорта в хозяйстве страны. Специфика транспорта как
отрасли хозяйства. Виды транспорта, их особенности и взаимосвязь. Уровень развития
транспорта. Грузооборот и пассажирооборот.Сухопутный транспорт. Железнодорожный,
автомобильный, трубопроводный транспорт.
Водный транспорт, его виды. Речной и морской транспорт. Объём и характер перевозимых
Учимся с
грузов. Главные морские порты. Авиационный транспорт. Транспортные узлы. Транспорт и
«Полярной звездой» экологические проблемы
Водный транспорт, его виды. Речной и морской транспорт. Объём и характер перевозимых
грузов. Главные морские порты. Авиационный транспорт. Транспортные узлы. Транспорт и
экологические проблемы
Сфера услуг. Состав, место и значение сферы услуг в хозяйстве страны. Виды услуг.
Территориальная организация сферы обслуживания. Наука - новый вид ресурсов.
Состав, место и значение транспорта в хозяйстве страны. Специфика транспорта как
отрасли хозяйства. Виды транспорта, их особенности и взаимосвязь. Уровень развития
транспорта. Грузооборот и пассажирооборот.Сухопутный транспорт. Железнодорожный,
автомобильный, трубопроводный транспорт.
Водный транспорт, его виды. Речной и морской транспорт. Объём и характер перевозимых
грузов. Главные морские порты. Авиационный транспорт. Транспортные узлы. Транспорт и
экологические проблемы
Учимся с
«Полярной звездой» Водный транспорт, его виды. Речной и морской транспорт. Объём и характер перевозимых
грузов. Главные морские порты. Авиационный транспорт. Транспортные узлы. Транспорт и
Обобщение и
коррекция знаний по экологические проблемы
Сфера услуг. Состав, место и значение сферы услуг в хозяйстве страны. Виды услуг.
теме «Хозяйство
Территориальная организация сферы обслуживания. Наука - новый вид ресурсов. Водный
России»
транспорт, его виды. Речной и морской транспорт. Объём и характер перевозимых грузов.
Главные морские порты. Авиационный транспорт. Транспортные узлы. Транспорт и
экологические проблемы
Сфера услуг. Состав, место и значение сферы услуг в хозяйстве страны. Виды услуг.
Территориальная организация сферы обслуживания. Наука - новый вид ресурсов.
Сфера обслуживания своего региона, её особенности. Отрасли, образующие сферу услуг
своего региона. Размещения предприятий сферы услуг.

1
1

1

24

Водный транспорт, его виды. Речной и морской транспорт. Объём и характер перевозимых
грузов. Главные морские порты. Авиационный транспорт. Транспортные узлы. Транспорт и
экологические проблемы
Сфера услуг. Состав, место и значение сферы услуг в хозяйстве страны. Виды услуг.
Территориальная организация сферы обслуживания. Наука - новый вид ресурсов.
Сфера обслуживания своего региона, её особенности. Отрасли, образующие сферу услуг
своего региона. Размещения предприятий сферы услуг.
Базовые понятия по теме «Хозяйство России»

65

Информационная
структура

Информация и связь, их роль и значение в современной экономике. Виды связи.
Информационная инфраструктура, её состав. Информационная безопасность.
Достоверность информации. Качество и структура информационных продуктов и услуг.

1

1
Итоговое обобщение Базовые знания и понятия по курсу географии России
и повторение
68-70 резерв
№
Название раздела, темы
Содержание
п/п
66

1

Введение
Экономическая и социальная
география

Экономическая и социальная география в жизни современного общества.
Понятие хозяйства. Предмет изучения. Природный и хозяйственный
комплекс.

2
Количество
часов,
отводимое на
освоение темы
1
1

Тематическое распределе ние часов 9
класс

25

Тема 1. Россия на карте
2

3
4

5

6
7
8

9

10

Формирование территории России. Исторические города России. Время
образования городов как отражение территориальных изменений.
Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Исследования
Экономико- и политикогеографическое территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых
положение России Пр. р. №1
Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России.
Составление описания экономикоПлюсы и минусы географического положения страны. Политикогеографического положения России по географическое положение России. Административно-территориальное
типовому плану.
деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство.
Формирование территории России
Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ.
Административно-территориальное
Федеральные округа.
устройствоРоссийской
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования:
Федерации..Пр.р. №2 Обозначение на однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа
контурной карте субъектов
экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и
Федерации различных видов.
обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка
экономических районов России.
Географическое районирование
территории России Пр. р.№3
Определение административного
состава Федеральных округов на
основе анализа политикоадминистративной карты России.
Контроль знаний по теме
Тема 2. Природа и человек
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к
Природные условия Росси
природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь
Природные ресурсы России. Пр. р. №4 небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации.
Расчет ресурсообеспеченности
Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность
территории России по отдельным
природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы.
видам природных ресурсов
Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий.
Хозяйственная деятельность человека Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные
и изменение природной среды. Пр. р. ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы.
№5 Оценка экологической ситуации Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы.
отдельных
частей
территории Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и
России.
перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории
Контроль знаний по теме
России. Взаимодействие природы и населения. Влияние

6
1

1
1

1

1
4
1
1

1

1

26

11

12
13

14
15
16
17

промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные
комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны
экологического бедствия. Экологические катастрофы
Тема 3. Население России
Демография. Численность населения и ее изменение в разные исторические
периоды. Воспроизводство населения. Естественный прирост и
Численность и воспроизводство
воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая
населения. Пр. р. №6 Расчёт
параметров естественного движения ситуация в России.Показатели рождаемости, смертности, естественного и
миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры
населения.
населения России. Языковые семьи и группы.. Этнический состав населения.
Географические особенности
Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов
размещения населения России.
Миграции населения в России. Пр. р. России. Этнорелигиозные конфликты. Трудовые ресурсы и рынок труда.
Особенности географии рынка труда России. Географические особенности
№7 Определение величины
размещения населения России. Главная полоса расселения и зона Севера.
миграционного прироста населения в
Миграции населения в России. Виды миграций. Направления внутренних
разных частях России
миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения.Городское и
Городское и сельское население.
сельское население.Типы населённых пунктов. Формы сельского расселения.
Типы населённых пунктов.
Этнический состав населения. Религии Зональные типы сельского расселения. Городская форма
расселения.Расселение и урбанизация. Города России, их классификация
народов России.
Особенности географии рынка труда Функции города.
Городские агломерации.
России.

18

Контроль знаний по теме
Тема 4. Отрасли хозяйства России

19

Общая характеристика хозяйства.Сферы хозяйства. Этапы развития
Общая характеристика хозяйства. Пр. хозяйства. Этапы развития экономики России.Понятие о предприятиях
р. №8 Составление схемы отраслевой материальной и нематериальной сферы. Три сектора национальной
структуры народного хозяйства России. экономики. Главные отрасли и межотраслевые комплексы
Отраслевая структура хозяйства.
Отраслевая структура хозяйства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой,
Факторы размещения производства
потребительский, транспортный и экологический факторы.Главные отрасли и
межотраслевые комплексы.
Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и
Нефтяная и газовая промышленность газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций.
Топливно-энергетический комплекс. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны.
Угольная промышленность
Перспективы развития.

20

21
22

8
1

1
1

1
1
1
1
1
18
1

1

1
1

27

23
24

25
26
27

Топливно-энергетический комплекс.
Электроэнергетика
Металлургический комплекс. Черная
металлургия. Пр Р №9 Составление
схемы межотраслевых связей отрасли
промышленности.
Металлургический комплекс. Цветная
металлургия
Машиностроительный комплекс

28

Химическая промышленность

29

Лесной комплекс.

30

Агропромышленный комплекс.
Растениеводство. Пр. р. 10Анализ
потенциальных возможностей
территорий природных зон для
развития сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс.
Животноводство
Зональная специализация сельского
хозяйства
Пищевая и лёгкая промышленность
Транспорт..Пр. р. 11 Описание
транспортного узла.
Нематериальная сфера хозяйства

31
32
33
34
35

1
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации
производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла.
Особенности размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная
металлургия. Особенности размещение основных отраслей цветной
металлургии.Проблемы и перспективы развития отрасли.

1

Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Отрасли
машиностроения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное,
энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.
Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности
военнопромышленного комплекса.
Химическая промышленность.Сырьевая база.Состав отрасли. Горная химия,
основная химия, химия органического синтеза.Особенности размещения.
Перспективы развития.

2

Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок.
Целлюлозно-бумажная промышленность.
Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства.
Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства.
География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК.
Пищевая и легкая промышленность.

1

1

1
1

1
1
1
Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть.
Проблемы транспортного комплекса
Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном
мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания.
Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое)

1
1

28

разделениетруда.
36

37

Контроль темы
Тема 5. Районы России
Европейская часть
России.Европейский Север. Общие
сведения

38

39
40

41

42
43

Европейский Север.Население и
главные черты хозяйства и природные
ресурсы Пр. р. № 12 Определение
факторов, влияющих на современную
хозяйственную специализацию района.
Европейский Северо-Запад. Общие
сведения.
Европейский Северо-Запад. Население,
хозяйство и природные ресурсы

Центральная Россия. Общие
сведения.Пр. р. № 13 Описание
экономико-географического положения
района.
Центральная Россия. Население,
природные ресурсы.
Центральная Россия. Хозяйство

1
Географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации региона.
Европейская часть России. Европейский Север: история освоения,
особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальнойструктуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслейхозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства.
Калининградскаяобласть:особенностиЭГП,природноресурсныйпотенциал,население и характеристика хозяйства. Рекреационное
хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение,
ресурсы.

20
1

1

1
1

1
Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП,
природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический
фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства
Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация
хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные
центры.
Функциональное значение городов. Москва - столица Российской Федерации.

1
1

29

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей
хозяйства.
44

Северный Кавказ. № 14 Определение
природных условий, определяющих
хозяйственную специализацию
территории района.

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация. География
важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

1

45

Крым.

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация. География
важнейших отраслей хозяйства.

1

46
47

Поволжье. Общие сведения
Поволжье. Население, хозяйство и
природные ресурсы

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

1
1

48
49

Уральский район. Общие сведения
Уральский район. Население,
хозяйство и природные ресурсы Пр. р.
№ 15 Анализ специфики размещения
населения и хозяйства на территории
района.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь. Общие сведения
Западная Сибирь. Население,

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства.

1
1

50
51

Азиатская часть России
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы
ипроблемы освоения, население и характеристика хозяйства.

1
1

30

хозяйство и природные ресурсы.Пр. р. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.
№ 16 Составление комплексного
География важнейших отраслейхозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
описания района по типовому плану
52
53

Восточная Сибирь. Общие сведения
Восточная Сибирь. Население,
хозяйство и природные ресурсы.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы
и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

1
1

54

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения,
Дальний Восток. Общие сведения. Пр. особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
р. №17 Сравнительная характеристика характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
географического положения районов.
хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в
Дальний Восток. Население, хозяйство социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей
хозяйства.
и природные ресурсы.
Контроль темы
Коррекция знаний по теме
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
Свердловская область.
характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей
Особенности ЭГП, природноресурсный хозяйства своей местности.
потенциал Пр. р №18 Описание ЭГП
Свердловской области по плану.
Население и характеристика хозяйства

1

55
56
57

58

59
60

Особенности территориальной
структуры хозяйства

61

1
1
7
1

1
1
1

Специализация района. География
важнейших отраслей хозяйства своей
местности. Пр. р. №19 Определение
факторов, влияющих на современную
хозяйственную специализацию района.

31

62
63
64
65
66

67
68

Обобщение знаний по курсу
Итоговая контрольная работа
Коррекция знаний по курсу
Россия в мире
Россия в современном мире. Пр. р. 20
Определение по статистическим
показателям место и роль России в
мире.
Резерв учебного времени
Резерв учебного времени

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического
развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в
мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны,
структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в
мировой политике. Россия и страны СНГ.

1
1
1
1
1

1
1

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».