Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное
образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей
с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по
месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная
политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных
отношений в образовании.
При инклюзивном
образовании дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без
инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их
особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую
специальную поддержку.
В соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными
условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания
и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МОУ «Заринская СОШ» обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья учатся совместно с другими учениками в
одном классе.
Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов
- Приказ Рособрнадзора от 10.06.2019 N 796 "Об установлении процедуры, сроков проведения и показателей мониторинга системы образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки" Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2019 N 56043)
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Конституция РФ
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"
- СП 59-13330-2012 (актуализированная редакция «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 2016 г.
- Федеральный закон N 419-ФЗ от 01.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
- СП 118.13330 «Общественные здания и сооружения»
- ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества»
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»
- ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС557-р)
- СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учётом доступности для маломобильных групп населения»
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения»
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. правила проектирования для маломобильных групп населения»
- СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. № 527 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»
Специально оборудованные учебные кабинеты
Во всех учебных
кабинетах созданы условия для проведения учебных занятий с детьми с ОВЗ и
инвалидами. В школе имеется специально оборудованные кабинеты психолога,
логопеда и дефектолога.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет
информатики укомплектован 10 компьютерами, в кабинете имеется интерактивная доска и
мультимедийный проектор.
В каждом учебном кабинете установлен
компьютер с выходом в Интернет и мультимедийный проектор.
Специализированные кабинеты оснащены необходимым оборудованием, в том числе
лабораторным (физика, химия, биология). Кабинет биологии и химии оборудованы
демонстрационными столами, в кабинете химии установлен вытяжной шкаф. В школе имеются комбинированная
мастерская по обработке дерева, мастерская по технологии обработки тканей, кабинет
обслуживающего труда (кулинария).
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека приспособлена для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья. Имеется зона коворкинга, где можно удобно
расположиться с книгой.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивные объекты приспособлены для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья. В спортивных залах имеется необходимое
спортивное оборудование.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МОУ «Заринская СОШ» лица с
ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по
индивидуальному учебному плану с учетом их особенностей и образовательных
потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов.
При составлении индивидуального плана
обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий в классе и
индивидуально.
В образовательном учреждении предусмотрено комплексное сопровождение
образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов, работают педагог-психолог, социальный педагог.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МОУ «Заринская СОШ» созданы в соответствии сПриказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями и дополнениями);
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»и соответствуют условиям охраны здоровья для всего контингента обучающихся
Специальные условия питания
Обеспечение бесплатным двухразовым
питанием (завтрак и обед) обучающихся в 1 - 11-х классах, являющихся лицами с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами;
2. Обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед)
обучающихся, являющихся лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе детьми-инвалидами, и осваивающих основные общеобразовательные программы
на дому, в размере и порядке, установленным Правительством Свердловской
области.
Специальные условия охраны здоровья
В школе имеется
медицинский кабинет, созданы специальные условия охраны здоровья детей с ОВЗ и
детей с инвалидностью.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Всем обучающимся с ОВЗ
и инвалидам предоставляется доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным
сетям в кабинете информатики.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для о обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья используются электронные образовательные ресурсы
(сайты), адаптированные к слабовидящим.
- Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов:http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный
центр информационно-образовательных ресурсов. Каталог электронных
образовательных ресурсов:http://fcior.edu.ru/
- Федеральный
портал «Российское образование»:http://www.edu.ru/
- Сайт
информационной поддержки ЕГЭ в Свердловской области:http://ege.midural.ru/
- Федеральный
институт педагогических измерений:http://www.fipi.ru/
- Интерактивная
образовательная онлайн-платформа:https://uchi.ru/
- Цифровая
платформа для обучения основным школьным
предметам:https://education.yandex.ru/
- Цифровой образовательный ресурс для
школ:https://www.yaklass.ru/
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МОУ «Заринская СОШ» имеются следующие
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
·
мультимедийные средства:
·
мультимедийные проекторы;
·
интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки;
·
принтеры, сканеры, документ-камеры.
В целях доступности получения образования по образовательным
программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
обеспечено наличие альтернативной версии официального сайта МОУ «Заринская СОШ»
в сети «Интернет» для слабовидящих.