МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МО Алапаевское МОУ «Заринская СОШ» РАССМОТРЕНО: На заседании ШМО рук-ль ШМО: _________________ Молоков И.Е.. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО: директор МОУ «Заринская СОШ» Кондратьева И.Н приказ №112 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса основного общего образования Пояснительная записка Программа ОБЖ позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Программа ОБЖ обеспечивает: ясное понимание обучающимися современных проблем без-опасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения; прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования; возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни; выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности; реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета на 34 учебные недели в учебном году). Планируемые результаты освоения программы Программа обеспечивает формирование у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Личностные результаты: • • • • • российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. Метапредметные результаты: • • • • • • • • • • • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. Предметные результаты: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • • • • • • • • • • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим. Ученик научится: • • • • • • • • • • • • • • • • • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; безопасно использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы; безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать средства коммуникации; классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства, правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи. Ученик получит возможность научиться: безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; • • • • безопасно вести и применять права покупателя; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов на состояние своего здоровья; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. • • • • Содержание учебного предмета Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 2. Основы здорового образа жизни Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Профилактика вредных привычек и их факторов. Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Первая помощь при неотложных состояниях. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Тематическое планирование Тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-го класса разработано с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: • • • • • • • • • • № п/п развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Модуль/раздел/тема Количество часов, отводимых на освоение темы Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч) 1 Природа и человек 1 2 Ориентирование на местности 1 3 Определение своего местонахождения и направления движения на местности 1 4 Подготовка к выходу на природу 1 5 Определение места для бивака и организация бивачных работ 1 6 Определение необходимого снаряжения для похода 1 Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность (5 ч) 7 Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе 1 8 Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности 1 9 Подготовка и проведение лыжных походов 1 10 Водные походы и обеспечение безопасности на воде 1 11 Велосипедные походы и безопасность туристов 1 Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 ч) 12 Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме 1 13 Акклиматизация человека в различных климатических условиях 1 14 Акклиматизация человека в горной местности 1 15 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта 1 16 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом 1 17 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом 1 Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде (4 ч) 18 Автономное пребывание человека в природной среде 1 19 Добровольная автономия человека в природной среде 1 20 Вынужденная автономия человека в природной среде 1 21 Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании 1 Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях (4 ч) 22 Опасные погодные явления 1 23 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях 1 24 Укусы насекомых и защита от них 1 25 Клещевой энцефалит и его профилактика 1 Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 2. Основы здорового образа жизни Тема 6. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (5 ч) 26 Здоровый образ жизни и профилактика утомления 1 27 Компьютер и его влияние на здоровье 1 28 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека 1 29 Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека 1 30 Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека 1 Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) 31 Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях 32 Оказание первой медицинской помощи при травмах 1 33 Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, обморожении и ожоге 1 34 Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых 1 Итого: 1 34 Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся. Для педагога: Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5–9 классы; • Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В./ Под ред. С.Н. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций; • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс; • Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс. Под ред. С.Н. Егорова. • Для обучающихся: Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В./ Под ред. С.Н. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций; • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс; • Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс. Под ред. С.Н. Егорова. • Эл. Ресурсы http://resh.edu.ru/ http://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ http://intermeturok.ru/ http://datalesson.ru/ http://olimpium.ru/ http://.infourok.ru/