ОБЖ 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МО Алапаевское
МОУ «Заринская СОШ»

РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
рук-ль ШМО: _________________
Молоков И.Е..
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н
приказ №112 от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 6 класса основного общего образования

Пояснительная записка
Программа ОБЖ позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до
чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей
средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и
формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЖ обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем без-опасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности
личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и
навыков.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета
на 34 учебные недели в учебном году).
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает формирование у обучающихся предметных, метапредметных
и личностных результатов обучения.
Личностные результаты:
•

•
•

•

•

российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных
связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
учащиеся;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты:
•

•

•

•
•

•

•
•
•

•

•

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной
и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности
на основе понимания необходимости защиты личности, общества
и государства посредством осознания значимости безопасного поведения
в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
•

•
•

•
•

•
•
•

•
•

понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе
от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда
здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм
и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим.

Ученик научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
безопасно использовать бытовые приборы контроля качества окружающей
среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать
средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного
характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства, правила поведения на транспорте (наземном, в том
числе железнодорожном, воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных
ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

•
•
•
•
•

•

•

•

•

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества
и государства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или
захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий
по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных
актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних
за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации
в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие
и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению
своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению
здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего
здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи.

Ученик получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
•
•

•
•

безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

•

предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов на состояние своего
здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние
на здоровье человека;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

•
•
•

•

Содержание учебного предмета
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка
к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность.
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Дальний
(внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Факторы, оказывающие влияние
на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Обеспечение личной
безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной
среде.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 2. Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом
образе жизни. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние
на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Профилактика вредных
привычек и их факторов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая помощь при неотложных состояниях. Первая помощь при ожогах,
отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные
заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при
тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 6-го класса разработано с учетом рабочей программы

воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
•
•

•

•

•

•

•

•
•

•

№
п/п

развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека
и источнику его счастья;
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости
и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном
внимании со стороны человека;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу
человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;
развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной
жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной
и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения
и позволяющие избегать чувства одиночества;
развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое
собственное будущее.
Модуль/раздел/тема

Количество часов,
отводимых на освоение
темы

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)
1

Природа и человек

1

2

Ориентирование на местности

1

3

Определение своего местонахождения
и направления движения на местности

1

4

Подготовка к выходу на природу

1

5

Определение места для бивака и организация
бивачных работ

1

6

Определение необходимого снаряжения для похода 1

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)
7

Общие правила безопасности при активном отдыхе
на природе

1

8

Подготовка и проведение пеших походов
на равнинной и горной местности

1

9

Подготовка и проведение лыжных походов

1

10

Водные походы и обеспечение безопасности на воде 1

11

Велосипедные походы и безопасность туристов

1

Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности (6 ч)
12

Факторы, оказывающие влияние на безопасность
человека в дальнем и выездном туризме

1

13

Акклиматизация человека в различных
климатических условиях

1

14

Акклиматизация человека в горной местности

1

15

Обеспечение личной безопасности при следовании
к местам отдыха наземными видами транспорта

1

16

Обеспечение личной безопасности при следовании
к местам отдыха водным транспортом

1

17

Обеспечение личной безопасности при следовании
к местам отдыха воздушным транспортом

1

Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека
в природной среде (4 ч)
18

Автономное пребывание человека в природной
среде

1

19

Добровольная автономия человека в природной
среде

1

20

Вынужденная автономия человека в природной
среде

1

21

Обеспечение жизнедеятельности человека
в природной среде при автономном существовании

1

Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)
22

Опасные погодные явления

1

23

Обеспечение безопасности при встрече с дикими
животными в природных условиях

1

24

Укусы насекомых и защита от них

1

25

Клещевой энцефалит и его профилактика

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 2. Основы здорового образа жизни
Тема 6. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (5 ч)
26

Здоровый образ жизни и профилактика утомления

1

27

Компьютер и его влияние на здоровье

1

28

Влияние неблагоприятной окружающей среды
на здоровье человека

1

29

Влияние социальной среды на развитие и здоровье
человека

1

30

Влияние наркотиков и психоактивных веществ
на здоровье человека

1

Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
31

Вопросы личной гигиены и оказание первой
медицинской помощи в природных условиях

32

Оказание первой медицинской помощи при травмах 1

33

Оказание первой медицинской помощи при
тепловом и солнечном ударах, обморожении
и ожоге

1

34

Оказание первой медицинской помощи при укусах
змей и насекомых

1

Итого:

1

34

Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога
и обучающихся.
Для педагога:
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5–9 классы;
• Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В./ Под ред.
С.Н. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций;
• Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы
безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс;
• Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс. Под ред.
С.Н. Егорова.
•

Для обучающихся:
Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В./ Под ред.
С.Н. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций;
• Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы
безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс;
• Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 6 класс. Под ред.
С.Н. Егорова.
•

Эл. Ресурсы

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».