Черчение 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МО Алапаевское
МОУ «Заринская СОШ»

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

На заседании ШМО

директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н

рук-ль ШМО: _________________
Молоков И.Е.
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.

приказ №112 от «30» августа 2023 г.

Рабочая программа курса
«Черчение. Первые шаги»
8 класс
основное общее образование

п. Заря
2023г.

Пояснительная записка
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Факультативный
курс «Черчение. Первые шаги» помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического
воспитания.
Основная задача курса «Черчение. Первые шаги» – формирование учащихся технического
мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать
в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те
аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического
цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ
школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области
изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных
дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного
мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала
школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на
предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и
ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная
подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;

- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам,
эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.
- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю.
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах.
Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.
Примерный перечень графических и практических работ
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)
1.Линии чертежа.
2.Чертеж «плоской» детали.
3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков,
граней и пр.).
5.Построение третьей проекции по двум данным.
6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
7.Устное чтение чертежей.
8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).
9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.
10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты результаты освоения основной образовательной программы по
черчению основного общего образования должны отражать:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки
и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по черчению основного общего образования должны отражать:
·
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
·
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
·
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся задачей;
·
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки;
. умение работать со справочниками и ГОСТами;
·
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания:
· приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
· развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
· развитие визуально – пространственного мышления;
· приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том
числе базирующихся на ИКТ;
· формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны иметь представления:
- о форме предметов и геометрических тел, их составе;
- о структуре и размерах формы;
- о положении и ориентации предметов в пространстве;
-об изделиях;
- о деталях и конструктивных элементах.
Обучающиеся должны знать:
- приемы работы с чертежными инструментами;
-простейшие геометрические построения;
-приемы построения сопряжений;
-основные сведения о шрифте;
-основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
-принципы построения наглядных изображений
- методы графического отображения геометрической информации;
-способы построения проекций;
-информационные возможности чертежа;
- изображения чертежа (виды, разрезы, сечения);
- правила оформления чертежа детали;
- последовательность выполнения чертежа.
Обучающиеся должны уметь:
-анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам;
-осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и
их частей;
-читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
-анализировать графический состав изображений;
-выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
-читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
-проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности
человека.

Содержание курса
8 класс
(34 ч, по 1 ч. в неделю)

ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения.
Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения
чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на
чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и
длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности,
сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение
необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных
в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.Аксонометрические
проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (15 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части.
Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму
предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка,
окружности и угла на равные части; сопряжений.Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры).Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.Решение графических задач, в том
числе творческих.

№
урока

Дата

Календарно - тематическое планирование курса «Первые шаги»
8 класс
Тема
Оборудование
Содержание теоретической ча(наглядные пособия, технисти
ческие средства и т.д.)

Введение. Учебный
предмет черчение.

Учебные таблицы. Презентация по теме.

2

Правила оформления
чертежей.

Учебные таблицы. Презентация по теме.

3

Графическая работа
№1 «Линии чертежа»

4

Сведения о чертёжном шрифте

Учебные таблицы. Учебник. Презентация по
теме.
Учебные таблицы. Инструменты.

5

Сведения о нанесении Учебные таблицы. Преразмеров
зентация по теме

6

Графическая работа
№2 «Чертёж плоской
детали»

1

I

История развития чертежа и его
роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты.
Правила оформления чертежей (5 ч.)

Учебные таблицы. Инструменты. Карточки-задания.

Основные виды деятельности учащихся
Ознакомление с примерами
изображений, чертёжными
инструментами и принадлежностями.

Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами.
Повторение материала по теме
«Типы линий»

Оформление листа формата
А4.
Рис. № 19

Типы шрифта, размеры шрифта,
буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта.
Основные сведения о нанесении
размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса.
Повторение теоретических знаний по изученным темам

Написание алфавита чертёжным шрифтом на миллиметровой бумаге

Графическая работа. Рис. №24

Упражнения в написании размерных линий и знаков.
Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа
плоской детали с изменением
масштаба).

Геометрические построения на плоскости (4 ч.)

II
7

Деление окружности
на равные части

8, 9

Сопряжения

10

Графическая работа
№3 «Чертёж детали с
использованием геометрических построений»

12

Процесс выполнения чертежа
посредством графических операций (деление окружности)
Процесс выполнения чертежа
посредством графических операций (сопряжения).

Учебные таблицы. Карточки-задания.

Построение сопряжения в контуре детали.

Деление окружности на
3,5,6,7,9,12 частей
Сопряжение прямого, тупого
и острого углов, прямой
окружности и дуги, сопряжение окружностей.
Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки
по одной половине её изображения).

Способы проецирования (9 ч.)

III
11

Чертежные инструменты.
Презентация по теме.
Учебные таблицы. Презентация по теме.

Способы проецирования

Макет плоскостей проекций.
Презентация по теме.
Проецирование деМакет плоскостей проектали на три плоскости ций.
проекций
Презентация по теме.

13

Расположение видов
на чертеже. Местные
виды.

Учебные таблицы. Чертежные инструменты.
Презентация по теме.

14

Графическая работа
№4 «Построение трёх
проекций предмета».

Модели деталей, чертежные инструменты. Карточки-задания.

Центральное, параллельное, ортогональное проецирование.

Построение эпюра точки.

Проецирование предмета на
одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и
название плоскостей.
Название проекций, полученных
при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель
его использования.
Повторение по теме
«Проецирование детали на три
плоскости проекций».

Построение предмета в трёх
основных проекциях.
Рис. 45,46,47.
Построение предмета в трёх
основных проекциях (фронтальное задание).
Рис. 55.
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение по наглядному изображению трёх видов предмета).

15

Получение и построение аксонометрических проекций.

16

Аксонометрические
Учебные таблицы. Черпроекции плоскогран- тежные инструменты.
ных предметов.
Презентация по теме.

17

18

19

IV
20, 21, 22

23

Учебные таблицы. Чертежные инструменты.
Презентация по теме.

Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических
проекциях.
Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях.

Построение осей во фронтальнойдиметрической и изометрической проекций.

Учебные таблицы. Чертежные инструменты.

Основные геометрические тела,
составляющие формы деталей и
предметов. Алгоритм анализа
геометрической формы предметов.

Построение проекций геометрических тел
(фронтально).

Учебные таблицы. Чертежные инструменты.
Презентация по теме.

Формулы для построения развёр- Построение развёрток плоскоток геометрических тел.
гранных тел и тел вращения
(по вариантам).

Построение предмета во
фронтально диметрической и
изометрической проекций.
Рис. 62.
Аксонометрические
Учебные таблицы. ЧерСпособы построения предметов
Построение окружности в
проекции предметов
тежные инструменты.
имеющих круглые поверхности в изометрической проекции (по
имеющих круглые по- Презентация по теме.
изометрической проекции.
вариантам).
верхности.
Рис. 64, 65, 66, 68.
Технический рисунок. Чертежные инструОтличие технического рисунка Построение технического рименты.
от аксонометрических проекций. сунка предмета (фронтально).
Презентация по теме.
Правила построения техничеУчебные таблицы.
ского рисунка.
Практическая работа
Учебные таблицы.
Повторение темы
Построение технического ри«Технический рису«Технический рисунок»
сунка (индивидуальные заданок».
ния).
Чтение и выполнение чертежей предметов (15 ч.)
Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета
Чертежи развёрток
поверхностей геометрических тел.

24

Графическая работа
№6 «Построение третьей проекции по
двум данным».

Учебные таблицы, карточки-задания.

Повторение темы
«Проецирование предмета на
три плоскости проекций ».

25

Нанесение размеров с
учётом формы предмета.

Учебные таблицы. Чертежные инструменты.
Презентация по теме.

Рациональное нанесение размеров на чертежах.

26

Графическая работа
№7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

Учебные таблицы. Карточки-задания.

Повторение темы
«Получение и построение аксонометрических проекций».

27

Порядок чтения чертежей деталей.

Учебные таблицы.
Презентация по теме.

Алгоритм чтения чертежей. Вы- Чтение чертежей предметов
явление габаритных размеров де- (фронтально).
тали и чтение её геометрической Рис. 146, 147, 148.
формы.

28

Практическая работа
«Устное чтение чертежей».

Учебные таблицы. Карточки-задания.

Повторение по теме
«Порядок чтения чертежей деталей».

Практическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (чтение комплексного
чертежа детали письменно).

29

Графическая работа
№8 «Выполнение
чертежа предмета в 3х видах с преобразованием его формы».
Эскизы деталей.

Учебные таблицы.

Закрепление знаний теоретического материала.

Графическая работа.
Рис. 149, 150, 151.

Учебные таблицы.
Презентация по теме.

Правила и целесообразность выполнения эскизов.

Построение эскизов по моделям деталей (фронтально).

30

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа предмета по двум в данным видам).
Чертёж детали с нанесением
размеров.
Рис. 119 б, 120 а.
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа) геометрического тела

31, 32

Графическая работа
№9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

Учебные таблицы. Модели деталей.

Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы».

Графическая работа (выполнение эскизов по моделям деталей, индивидуально).

33, 34

Графическая работа
№10 «Выполнение
чертежа предмета»

Учебные таблицы.

Обобщение знаний, полученных
в 8 классе по черчению.

Графическая работа
Рис. 160.

Класс

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

8

Учебники
(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для
8-9кл. общеобразоват. учреждений/ А.Д.
Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.– М.: АСТ: Астрель, 2010 г.
Допущен Министерством образования и
науки РФ.

1. Черчение: Программы общеобра- 1. Подшибякин В.В. Чер- 1.Василенко
Презента
зовательных учреждений. - М.: Про- чение. Практикум. – Са- Е. А., Жукова ции к уросвещение, 2009 - 76с.
ратов: Лицей, 2009.-144с. Е. Т. Каркам
точки-задания
по черчению
2. Методика обучения черчению и 2. Василенко Е. А., Жукова
Е.
Т.
Карточки-зададля 7 класса.
графике. Учебно-методическое по– М.: Прособие для учителей./ Павлова А. А. ния по черчению для 7
свещение,
Жуков С. В. - М.: Владос 2009 - 96 с. класса. – М.: Просвещение, 2009.-413с.
2009.-413с.
3. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/
А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. –
М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2010.159 с.

Дидактические материалы

3. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8
класса. – М.: Просвещение, 2009.-239с.

Материалы
для контроля

Интернетресурсы,
ЦОР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».