Музыка 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной
образовательной
программеосновного
общего образования

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Музыка
Стандарт: ФГОС 2010 (с учетом пл/результатов ФГОС 2021)
Класс: 8

п.Заря

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .
Музыка как вид искусства.
Интонация
как
носитель
образного
смысла.
Многообразие
интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в
создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной,
инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и
трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных
образов
(лирические,
драматические,
героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика
скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество.
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры
народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы
художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой,
народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное
своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки
эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской
классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к
народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,

С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов.
Традиции русской музыкальной
классической музыкальной школы.

классики,

стилевые

черты

русской

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры
зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон).
И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков
Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве
композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской
музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века
(соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера,
балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и
вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители.
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и
характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и
ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь.
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков,
Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М.
Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической
музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и
инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и
музыкального образования. Может ли современная музыка считаться
классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на
человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в
творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных
музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как
вида искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в
части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми
многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных
символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру;
интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,
своего края.
2) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей
жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отраженными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных
мероприятий.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи
духовных
ценностей
этического
и
религиозного
контекста,
социально-исторических особенностей этики и эстетики;
готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное
в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе,
людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла;
овладение основными способами исследовательской деятельностина
звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой,
исторической, публицистической информации о различных явлениях
музыкального искусства, использование доступного объёма специальной
терминологии.
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в
процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные интонационные средства для
выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
7) трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8) экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая
семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так
и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения
различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные
тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и
эмоциональный
опыт,
опыт
и
навыки
управления
своими
психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных
явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных
интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей
музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа
конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам
проведенного слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие
между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия,
исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в
том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных
объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах,
текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом
поставленных целей;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от
коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных учебных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том
числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности –
музыкального мышления.
Коммуникативные универсальные учебные действия

1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания,
понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального
произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное
содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной
речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном
общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив
ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
2) вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с
музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,
соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать
ценность
такого
социально-психологического
опыта,
экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные
формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчета перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных
задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов
деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретенному опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного
управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе
стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации),
концентрации внимания.
Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других
людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения
своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других
как
в
повседневной
жизни,
так
и
в
ситуациях
музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций;
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством
во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный
контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
музыке:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему;

воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление;
знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других,
стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям
музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
К концу изучения раздела «Музыка как вид искусства»
научится:

обучающийся

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,
приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для
данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты)
вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров;
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими
видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов
искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на
основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок
по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов)
или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств,
объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения.
К концу изучения раздела
обучающийся научится:

«Народное

музыкальное

творчество»

отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края,
народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины.
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому
музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик
Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на
выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
определять
на
слух
принадлежность
народных
музыкальных
инструментовк группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества
и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры
страны.
К концу изучения раздела «Русская музыка от эпохи средневековья до
рубежа XIX-ХХ вв.» и
«Русская музыкальная культура XX в.»
обучающийся научится:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
русских композиторов;
характеризовать
творчество
не
менее
двух
отечественных
композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений;
различать и характеризовать жанры и произведения русской духовной
музыки;
исполнять произведения русской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

К концу изучения раздела Зарубежная музыка от эпохи средневековья до
рубежа XIХ-XХ вв.» и «Зарубежная музыкальная культура XX в.»
обучающийся научится:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к
западноевропейской,
латиноамериканской,
азиатской
традиционной
музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным
культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов
к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов
мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных
культурно-национальных традиций и жанров).
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять
(в
том
числе
фрагментарно)
сочинения
композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
различать и характеризовать жанры и произведения европейской духовной
музыки;
исполнять произведения европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
К концу изучения раздела «Современная музыкальная жизнь»
обучающийся научится:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п

Тема урока

Кол-во Элементы содержания образования
часов
Классика и современность.
1

Классика в нашей 1
жизни

2

В
музыкальном 1
театре.
Опера

3

Русская эпическая 1
опера.
Опера
«Князь Игорь»

4

В
музыкальном 1
театре.
Балет

Музыка как вид искусства.
Значение музыки в жизни человека. Значение слова «классика».
Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Стиль как
отражение мироощущения композитора. Разновидности стилей.
Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.
Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Фрагменты из опера «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
М.И.Глинка ; «Садко» Н.А. Римский-Корсаков; «Орфей и
Эвридика» К. Глюк. «Замыкая круг» К.Кельми
Русская музыка XIX века. Развитие жанров светской музыки:
опера. Различные исполнительские
типы художественного
общения(хорового). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И.
Шаляпин, Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко)и зарубежных
исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас, Л. Паваротти, М. Кабалье)
классической музыки. Музыкальный образ и музыкальная
драматургия. Исполнение музыки как искусство интерпретации;
хоры; оркестры. Способы обращения композиторов к народной
музыке. Драматизм, героика, психологизм, народно-эпическая
образность как характерные особенности русской классической
школы. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее
составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты;К.Кельми
«Замыкая круг»
Русская музыка XIX века. Круг музыкальных образов
(лирические, драматические, героические, эпические), их
взаимосвязь и развитие. Стилевые особенности творчества А.П.
Бородина. Драматизм,
народно-эпическая образность как
характерные особенности русской классической школы.
А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу
красному слава!», Ария Князя Игоря из 2д, Половецкая пляска с
хором из 2д, Плач Ярославны из 4д.)
Музыка как вид искусства. Основные жанры светской музыки
(балет) и его развитие. Знакомство с творчеством всемирно
известных отечественных композиторов, балетмейстеров.
Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле.
Современный и классический балетный спектакль. «Русские
сезоны» С.Дягилева
Балет «Ромео и Джульетта», «Золушка»; «Мимолетности»
С.С. Прокофьев(фр.)
Балет «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»
П.И. Чайковский(фр.)

5

Балет Б.Тищенко 1
«Ярославна».

Русская музыкальная культура XX века. Традиции русской
музыкальной классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, эпические), их взаимосвязь и
развитие.
Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)

6

В
музыкальном 1
театре.
Мюзикл.
Рок-опера.

7

В
музыкальном 1
театре.
Рок-опера
«Преступление и
наказание»

8

В
музыкальном 1
театре.
Мюзикл
«Ромео
и
Джульетта:
от ненависти до
любви»

Русская и зарубежная культура XX –начала XXI века.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных
музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.
Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова,
музыки, сценического действия, хореографии и т.д.
Рок-музыка и ее отдельные направления(рок-опера). Вечные
темы в искусстве. Драматургия рок-оперы – конфликтное
противостояние
Музыкальные образы главных героев.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера
(фрагменты)
Мюзикл «Кошки»(фрагменты)
Русская и зарубежная культура XX –начала XXI века.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных
музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.
Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова,
музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод
острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших
драматургических приемов.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве
композиторов.
Э.Артемьев. Рок-опера «Преступление и наказание»
Зарубежная
культура
XX
–начала
XXI
века.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных
музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.
Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова,
музыки, сценического действия, хореографии и т.д.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве
композиторов.
Ж. Пресгурвик. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от любви до
ненависти» (фрагменты)

9

Музыка
к1
драматическому
спектаклю

10

Музыкальные
1
зарисовки
для
большого
симфонического
оркестра.

11

Музыка Э.Грига к 1
драме
Г.Ибсена
«Пер Гюнт»

12

«Гоголь-сюита» 1
Из
музыки
к
спектаклю
«Ревизская
сказка».

13

Музыка в кино

1

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных и
зарубежных композиторов. Разнообразие театральной музыки.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом
обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве
композиторов.
Л.Бернстайн Мюзикл «Вестсайдская история».
Балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (фр.)
Кинофильм «Ромео и Джульетта»(фр.)
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». П.И.Чайковский.
А.Рыбников .Рок-опера «Юнона и Авось»
Русская музыкальная культураXXвека. Своеобразие раскрытия
вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных
эпох и стилевых направлений: войны и мира в музыке к
драматическому
спектаклю
«Ромео
и
Джульетта»
Д.Б.Кабалевского.
Фрагменты из музыки «Ромео и Джульетта». Д.Б.Кабалевский
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа
XIX-XXвека.Знакомство с творчеством всемирно известных
композиторов (Э.Григ)
Э.Григ. Музыка к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»(фр.)
Разнообразие театральной музыки. Своеобразие раскрытия
вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных
эпох и стилевых направлений:
личности и общества
(А.Г.Шнитке) к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям
Н. Гоголя. Всемирно известные театры оперы и балета: Большой
театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия,
С.-Петербург);
«Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по
мотивам произведений Н. Гоголя
Музыка как вид искусства. Значение музыки в жизни человека.
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства.
Метод острых контрастных сопоставлений как один из
сильнейших драматургических приемов. Разделение музыки
фильма на внутрикадровую и закадровую.
Музыка из к/ф «Я шагаю по Москве», «Шербургские зонтики»,
«Мой ласковый и нежный зверь», «Александр Невский».
Г.Л. Шор .Музыка к К/ф «Властелин колец»

14-15

В
концертном 2
зале.
Симфония:
прошлое
и
настоящее

Разнообразие симфонической музыки. Знакомство с наиболее
яркими произведениями отечественных
и зарубежных
композиторов академической направленности (В.А. Моцарта,
Л.Бетховена. П.Чайковского, С.Прокофьева , В. Калинникова).
Творчество известных дирижеров мира. Углубление знакомства
с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического
произведения: четыре части, воплощающие разные стороны
жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов:
Симфония №40 В. Моцарта, Симфония №5 Л. Бетховена,
Симфония №1 В. Калинникова, Симфония №5 П. Чайковского,
Симфония № 8 Ф.Шуберта, Симфония №1 C.С. Прокофьева,
«Фрески Софии Киевской» В.Кикта «Перезвоны» В.Гаврилин

16

«Музыка» - это 1
огромный мир ,
окружающий
человека

Значение музыки в жизни человека.
Конкурс знатоков музыки по пройденной теме «Классика и
современность»

Традиции и новаторство в музыке.
17

Музыканты-извеч 1
ные маги

Музыка как вид искусства. Синтез традиций и новаторства.
Дж.Гершвин «Порги и Бесс»,
А.Рыбников «Юнона и Авось»,
Э Артемьев «Преступление и наказание»,
Р.Щедрин «Кармен-сюита»,
В. Кикта «Фрески Софии Киевской»,
Д.Шостакович Симфония №7

18

И
снова
в1
музыкальном
театре.
«Мой народ американцы».
Опера
Дж.
Гершвина
«Порги и Бесс».

Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз - наиболее яркие
композиторы и исполнители. Зарубежное музыкальное
искусство ХХ века. Знакомство с наиболее яркими
произведениями зарубежных композиторов.
Истоки и интонационное своеобразие фольклора разных стран.
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж.
Гершвин -создатель американской национальной классики XX
в., первооткрыватель симфоджаза.
«Порги и Бесс» -первая американская национальная опера
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)

19

Опера «Кармен». 1
Самая популярная
опера в мире

Оперный
жанр творчестве
композиторов XIX века
(Ж.Бизе). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в
творчестве композиторов различных эпох и стилевых
направлений: внутренних противоречий в душе человека.
«Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы конфликтное противостояние.Музыкальные образы оперных
героев (Кармен, Хозе и Эскамильо).
Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)

19

Портреты великих 1
исполнителей

Музыкальная культура XX-XXI века.
Творчество Елены Образцовой
Ж.Массне Спектакль «Вертер». М. Мусоргский . Опера «Борис
Годунов». Дж. Бизе Опера «Кармен»

20

Балет
1
Р. К. Щедрина
«Кармен-сюита»

Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (Р.Щедрин).Различные формы построения музыки
(сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов. Всемирно известные театры оперы и балета: Большой
театр (Россия, Москва) Гранд-опера (Франция, Париж).
Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое
прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета.
Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фр)

21

Портреты великих 1
исполнителей.
Майя Плисецкая.

Музыка в жизни современного человека.
Всемирные центры музыкальной культуры.
Творчество великой балерины Майи Плисецкой.
П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро».
Л. Минкус . Балет «Дон Кихот»
Р.Щедрин «Кармен-сюита», М. Равель «Болеро»

22

Современный
музыкальный
театр

1

Символика скульптуры, архитектуры , музыки.
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального
образования.

23

Великие мюзиклы 1
мира

Панорама современной музыкальной жизни в России
За рубежом.
Знакомство с творчеством известных
отечественных и зарубежных композиторов.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера
(фрагменты)
Мюзикл «Кошки»(фрагменты)

24

Классика
современной
обработке

Современная музыкальная жизнь. Современные технологии
записи и воспроизведения музыки.
Творчество известных исполнителей Э.Джон, Ванесса Мей, В.
Зинчук

25

В
концертном 1
зале.
Симфония №7
«Ленинградская»
Д.Шостаковича.
Литературные
страницы.

в1

Музыкальная культура XX века. Творчество Д. Шостаковича.
Симфония №7. Д. Шостакович.

26

Музыка
в1
храмовом синтезе
искусства

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XX-XXI века.
Символика скульптуры, архитектуры и музыки. Духовная
музыка русских композиторов: хоровой концерт.
Характерные особенности духовной музыки.
Тропари, стихиры и величания.

27

Литературные
страницы.
Галерея
религиозных
образов.

Русская
музыка от
средневековья
до рубежа XX-XXI века.
П.И.Чайковский,
сл.эпохи
А Н Плещееева
«Легенда»
Символика скульптуры, архитектуры и музыки. Духовная
музыка русских композиторов: хоровой концерт.
Характерные особенности духовной музыки.
П.И.Чайковский, сл. А Н Плещееева «Легенда»

28

Неизвестный
1
Свиридов.
«О России петьчто стремиться в
храм»
Свет фресок
1
Дионисия -миру

Музыкальная культура XX века.
Творчество Г.Свиридова.
Музыка к повести Пушкина «Метель» .
Три хора к трагедии А. Толстова «Царь Федор Иоаннович»
Цикл «Песнопения и молитвы»
Музыкальная культура XX века.
Творчество Р.Щедрина.
Р.Щедрин «Фрески Дионисия»
В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

30

Музыкальные
завещание
потомкам

Музыкальная культура XX века.
Р. Щедрин «Гейлингенштадтское завещание Бетховена»

31

Исследовательски 3
й проект

29

1

1

Музыкальное искусство как воплощение красоты и жизненной
правды. История Отечества в музыкальных памятниках.
Известные интерпретации и интерпритаторы классической
музыки.
Современная популярная музыка: любимые исполнители
Композиторы читают литературную классику
Музыка в моей семье и т.д


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».