Обществознание 8-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к
основной
образовательной
программе
основного
общего

Рабочая программа учебного предмета
Предмет: Обществознание
Стандарт: ФГОС 2010 (с учетом пл/результатов ФГОС 2021)
Класс: 5-9

п.Заря

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения обществознания воплощают традиционные
российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в
обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по
основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
представление
о
способах
противодействия
коррупции;
готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому, природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность
пространства;

личности

в

условиях

индивидуального

и

общественного

4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание

важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества,
стремлениек самовыражению в разных
видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в томчисле
навыки безопасного поведения в интернет-среде, способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыти выстраивая дальнейшие цели,
умение принимать себя и других, не осуждая, сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такогоже права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность, интерес к практическому изучению профессий
и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемогопредметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред, готовность к участиюв практической
деятельности экологической направленности;ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира, овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного

поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и
его свойства при решении задач (далее ‒ оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения обществознания на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречияв
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять
дефицит
информации,
данных, необходимых

для
решенияпоставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,
умозаключений по
аналогии,
формулировать гипотезыо взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать
надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать

невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться
в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту,
уметь
находить
позитивноев
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;выявлять
и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё
право на ошибку и такое же право другого;принимать себя и других, не
осуждая;

открытость себе и другим.

Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовностьк
предоставлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по обществознанию на уровне
основного общего образования должны обеспечивать:
1) освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института, характерных чертах общества; содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства), процессах и явлениях в экономической (в области макро- и
микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах жизни общества; основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации,
правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего),
системе образования в Российской Федерации; основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности
(в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный
труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины),государство как социальный институт;

3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах
общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного
типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных
норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической
ответственности, связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
4) умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции;
5) умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и
общества,
сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений
и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для
аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в
современном мире, социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли
непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции,
проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»;
для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизнии личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
норм своё отношение к явлениям, процессам социальнойдействительности;
9) умение решать
в
рамках
изученного
материала
познавательныеи
практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах
общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования
сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,в том
числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых
актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
модели (таблицу, диаграмму, схему) ипреобразовывать предложенные модели в текст;
11) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации
(далее ‒ СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
12) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и

критически оценивать социальную информацию, включая экономико- статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с собственными знаниями о моральном иправовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людейс точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых
махинаций, применения недобросовестных практик), осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и
в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей, для анализа потребления домашнего хозяйства,
составления личного финансовогоплана, для
выбора
профессии
и
оценки
собственных
перспектив в профессиональной сфере, а также опыта публичного
представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе
электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации,
доверенности, личного финансового плана, резюме);
16) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежностина основе
национальных ценностей современного российского общества (гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур), осознание ценности культуры и традиций народов России.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по обществознанию:
Человек в экономических отношениях:
осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике,
видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики,
о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических системах, объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников,
использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;

устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных
механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики
по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций
предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости
правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей ис
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своёотношение к
предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением
экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов, с использованием различных способов повышения эффективности
производства, отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в
сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую
информацию в модели (таблица, схема, график и другое), в том числе о свободныхи
экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности,
экономических и социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о тенденциях развития
экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового
мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческиезнания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их
экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и
потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики
осуществления экономических действий на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки
рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета, составления
личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и
защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения
гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый

план, заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры:
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни
общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации,о
религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном
ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы моралии
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство
как сферу деятельности, информационную культуру и информационную
безопасность;
приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и
образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;
классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки,
виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и
формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей ис
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своёотношение к
информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного
поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной
культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о
религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни
человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках
информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни
общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов
своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями
аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении
особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по обществознанию:
Человек в политическом измерении:
осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о
конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия
граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки
демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его
функций; правовое государство;
приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим режимом;реализации
функций государства на примере внутренней и внешней политики
России; политических партий и иных общественных объединений граждан;
законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;
классифицировать современные государства по разным признакам; элементы
формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических
организаций;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические
политические
режимы,
унитарное
и
федеративное
территориально-государственное
устройство,
монархию
и
республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и
референдум;
устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,
обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями
граждан, связи политических потрясений и социально- экономических кризисов в
государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе;для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для
осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире
для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и
государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного
поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение
социальных ролей избирателя, члена политической партии, участникаобщественнополитического движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики,

преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его ролив
обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИс
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия
граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки
зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим
и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни
для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном
представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство:
осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов
власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней
политики Российской Федерации;
характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как
светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации,
особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации,
Правительства Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни
общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности
политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и
денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции,
обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный
признак
классификации)
полномочия
высших
органов
государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;

устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в
Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации,
между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения
в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей
гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике
Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике
«сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизнив
стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов
государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешнейполитики,
об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным
терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации,
гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и
гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном
самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации,
других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и
учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и
внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти,
о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять
соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию
о
важнейших изменениях
в российском законодательстве, о ключевых
решениях высших органов государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить еёс собственными
знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданскоправовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм
российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в
дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в
практической
учебной
деятельности
(выполнять проблемные
задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей

деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при использовании портала государственных услуг;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений:
осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных
общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности
семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом
многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся
поведении и здоровом образе жизни;
характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики
Российского государства;
приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей,
социальной политики Российского государства;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать виды социальной мобильности;
устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп;
социальных различий и конфликтов;
использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта
при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося
поведения и его видов;
осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных
текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации
личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов
России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и из предложенных моделей в текст;
анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую
социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и
публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных
последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей;о
социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную
информацию;

оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к
людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного
поведения;
использовать полученные знания в практической деятельностидля
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и
религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между
людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире:
осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации,
глобальных проблемах;
характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ
жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения;
участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности
профессионального выбора и карьерного роста;
сравнивать требования к современным профессиям; устанавливать и
объяснять причины и последствия глобализации;
использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни
человека;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным
формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в
виртуальном пространстве;
осуществлять
смысловое
чтение
текстов
(научно-популярных,
публицистических и других) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;
17) осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её
последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе

Содержание курса: «Обществознание» Человек. Деятельность
человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные

возрастные

периоды

жизни

человека.

Отношения

между

поколениями.

Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.Особые
потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности.
Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и
самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в
малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и
природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни
общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и
народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское
общество, особенности его развития.
Антикоррупционная составляющая: коррупция как вызов и угроза
нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия
коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция - социально
опасное явление.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального
многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и
общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека,
общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и
различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового
образа жизни.
Сфера духовной культуры ( 8
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки

в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования.
Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма
культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.
Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на
развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения.
Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация.
Национальное

самосознание.

Отношения

между

нациями.

Россия

-

многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Антикоррупционная

составляющая:

Правомерное

поведение

-

как

жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень
правовой культуры - основа свободы личности. Мотивы коррупционного
поведения.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства.

Формы

правления.

Формы

государственно-территориального

устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.
Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической
жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения,
их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство.
Местное

самоуправление.

Межгосударственные

отношения.

Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Антикоррупционная составляющая: Политические гарантии защиты от
коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой
информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
Гражданин и государство
Наше государство - Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации

-

основной

закон

государства.

Конституционные

основы

государственного строя Российской Федерации. Государственные

символы

России. Россия - федеративное государство. Субъекты федерации.Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской
Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Антикоррупционная

составляющая: Коррупционные

правонарушения:

виды, ответственность.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и
виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей,
защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные

правонарушения.

Виды

административного

наказания.

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность
малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и
наказания

несовершеннолетних.

Международное

гуманитарное

право.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Антикоррупционная составляющая: Понятие коррупции. Противодействие

коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа
экономики.

Распределение.

Обмен.

Потребление.

Факторы

производства.

Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская
деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок
труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная
плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели
и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная
карта,

электронные

деньги,

денежный

перевод,

обмен

валюты.

Формы

дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное
обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы.
Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Антикоррупционная составляющая: Экономические издержки коррупции.
Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические
предпосылки коррупционных явлений.

№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

ЧЕЛОВЕК. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1

Введение

1

2
3
4
5

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека от животного.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между
поколениями.
Особенности подросткового возраста
Понятие деятельности. Игра, учение, труд.

1
1
1
1

6
7

Практикум по теме: «Человек. Деятельность человека»
Обобщение по теме: «Человек. Деятельность человека»
Социальные нормы

1
1

8
9

Социальная значимость здорового образа жизни
Практикум по теме: «Социальные нормы»

1
1
1

10 Обобщение по теме: «Социальные нормы»
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
11 Образование, его значимость в условиях информационного общества.
12 Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования.
13 Г осударственная итоговая аттестация. Самообразование
14 Практикум по теме: «Сфера духовной культуры»
15 Обобщение по теме: «Сфера духовной культуры»
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
16 Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и
традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.
17 Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальные
конфликты и пути их разрешения.
18 Россия - многонациональное государство.
19 Практикум по теме: «Социальная сфера жизни общества»
20 Обобщение по теме: «Социальная сфера жизни общества»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
21
22
23
24
25

Наше государство - Российская Федерация.
Субъекты федерации.
Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
Г осударственные символы России
Г ражданство Российской Федерации.

26 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации.
27 Конституционные обязанности граждан России
28 Практикум по теме: «Гражданин и государство»
29 Обобщение по теме: «Гражданин и государство»
ЭКОНОМИКА
30 Экономические функции домохозяйства.
31 Потребление домашних хозяйств.
32 Источники доходов и расходов семьи
33 Практикум по теме: «Экономика»
34 Обобщение по теме: «Экономика»
35 Итоговое обобщение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание ФГОС
Кол№
Тема урока
во
часов
1 Введение Что изучает
1
Биологическое и социальное в человеке.
обществознание.
Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид,
индивидуальность, личность.
Человек. Деятельность
Способности и потребности человека.
человека
Особые потребности людей с
2 Биологическое и социальное в
1
ограниченными возможностями.
человеке. Индивид,
Понятие деятельности. Многообразие
индивидуальность, личность.
видов деятельности. Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя.
3, 4 Способности и потребности
2
Общение. Роль деятельности в жизни
человека. Особые потребности
человека и общества. Человек в малой
людей с ограниченными
группе. Межличностные отношения.
возможностями.
Личные и деловые отношения.
Лидерство. Межличностные конфликты
и способы их разрешения.

5, 6 Понятие деятельности.
Многообразие видов
деятельности
7, 8 Познание человеком мира и
9, 10 Общение
11,
13,
15,
16
17,
19,

Роль деятельности в жизни
Человек в малой группе
Межличностные отношения.
Личные и
Межличностные кон фликты
Практикум но теме:

2

2
2
2
2
2
2
2

21, Обобщение по теме: «Человек.
22 Деятельность человека».

2

Социальные нормы

к>
ОО <1

^

23, Социальные нормы как
24 регуляторы поведения
человека в обществе.
Общественные нравы,
традиции и обычаи.
25, Как усваиваются социальные
26 нормы. Общественные
ценности.
Моральные нормы. Роль
морали в жизни человека и
общества. Гуманизм.

29,
30
31,
32
33,
34

Практикум по теме:
«Социальные нормы»
Обобщение по теме:
«Социальные нормы».
Итоговое обобщение

35

Резерв

2

2

2

2
2
2
1

Социальные нормы как регуляторы
поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и
обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм.
Моральные нормы и нравственный
выбор. Роль морали в жизни человека и
общества. Гуманизм.

№
1

2
3
4

5

6
7

Тема урока
Введение
Общество
Взаимосвязь общества и
природы.
Экологический кризис и пути
его разрешения.

Взаимосвязь общества и природы.
1

Экологический кризис и пути его

1

разрешения. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на

1

нашу жизнь. Современное российское

Антикоррупционная
составляю щая: коррупция
рак вызов и угроза
нормальному состоянию
современного общества.
Практикум по теме:
«Общество»

1

общество, особенности его развития.
Антикоррупционная
составляющая: коррупция как вызов и
угроза нормальному состоянию
современного общества.

Обобщение по теме:
«Общество».
Социальные нормы
Социальные нормы, как
регуляторы поведения
человека в обществе

9

Практикум по теме:
«Социальные нормы»
Гражданин и государство

11

Содержание ФГОС

Современные средства связи
и коммуникации, их влияние
на нашу жизнь.

8

10

Колво
часов
1

Правоохранительные
органы
Г ражданство Россияскоя
Федерации.

1

1
1

Социальные нормы как регуляторы
поведения человека в обществе.

1
Правоохранительные органы.
Гражданство Россияскоя Федерации.
1

Конституционные права и свободы

1

человека и гражданина в Россияскоя

12

Конституционные права и
свободы человека и
гражданина в Российской
Федерации.
Конституционные
обязанности граждан России

1

Взаимоотношения органов
государственной власти и
граждан.
15 Механизмы реализации и
защиты прав и свобод
человека и гражданина в
16, 17 Антикоррупционная
составляющая:
Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.
18 Практикум по теме:
«Г ражданин и государство»
19 Обобщение по теме:
«Г ражданин и государство»
Экономика

1

Понятие экономики.

1

13

14

20
21
22
23
24
25
26
27
28

29

Роль экономики в жизни
общества.
Товары и услуги
Производство - основа
экономики.
Распределение. Обмен.
Потребление
Факторы производства
Торговля и ее формы.
Реклама.
Деньги и их функции.
Предпринимательская
деятельность. Издержки,
выручка, прибыль.
Заработная плата и
стимулирование труда.

Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов

1

государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ.
Основные междунпродные документы о
прпвпх человекп и прпвпх ребенкп.

1

Антикоррупционная
составляющая: коррупционные

2

правонарушения: виды, ответственность.

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

Понятие экономики. Роль экономики в
жизни обществп. Товары и услуги.
Производство - основа экономики.
Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства. Торговля и ее
формы. Реклама. Деньги и их функции.
Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль.
Заработная плата и стимулирование
труда
Экономические цели и функции
государства.
Г осударственный бюджет
Семейный бюджет. Активы и пассивы.
Личный финансовый план.

1

30

Экономические цели и
функции государства.
Г осударственный бюджет

31

32
33
34
35

Семейный бюджет. Активы и
пассивы. Личный финансовый
план. Сбережения.
Антикоррупционная
составляющая:
Практикум по теме:
«Экономика»
Обобщение по теме:
«Экономика»
Итоговое обобщение

1

Сбережения.

1

Антикоррупционная составляющая:
Экономические издержки коррупции.

1
1
1
1

№
1
2
3
4
5

6

7

8

9

Тема урока
Введение
Общество
Общество как форма
жизнедеятельности людей
Развитие общества.
Общественный прогресс
Основные сферы жизни
общества и их взаимодействие

Кол-во

Содержание ФГОС

часов
1
1
Общество как форма
1

жизнедеятельности людей. Развитие

1

общества. Общественный прогресс.

Типы обществ. Усиление
взаимосвязей стран и народов.

1

Основные сферы жизни общества и

Г лобальные проблемы
современности. Опасность
международного терроризма.
Антикоррупционная
составляющая: Негативные
последствия коррупционных
факторов для общественных
институтов. Коррупция социально опасное явление.

1

Практикум, обобщение по теме:
«Человек. Деятельность
человека»

1

Социальные нормы
Мораль, ее основные принципы.
Нравственность. Добро и зло.
Долг. Совесть. Моральная
ответственность.
Право, его роль в жизни
человека, общества и
государства. Основные
признаки права. Право и
мораль: общее и различия.

их взаимодействие. Типы обществ.
Усиление взаимосвязей стран и
народов. Глобальные проблемы
современности. Опасность

1

международного терроризма..
Антикоррупционная
составляющая: коррупция как вызов
и угроза нормальному состоянию
современного общества.
Негативные последствия
коррупционных факторов для
общественных институтов.
Коррупция - социально опасное
явление.
Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Золотое
правило нравственности. Добро и

1

зло. Долг. Совесть. Моральная
ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и
государства.

10

11

12
13

14
15

16

17

18
19
20

21
22
23

Социализация личности.
Особенности социализации в
подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и
общества. Социальный
контроль.
Практикум по теме:
«Социальные нормы»
Обобщение по теме:
«Социальные нормы»
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и
основные формы.
Наука в жизни современного
общества. Научнотехнический
прогресс в современном
обществе
Образование, его значимость в
условиях информационного
общества
Религия как форма культуры.
Мировые религии.
Роль религии в жизни общества.
Свобода совести.
Практикум по теме: «Сфера
духовной культуры»
Обобщение по теме: «Сфера
духовной культуры»
Социальная сфера жизни
Социальная структура
общества.
Социальные общности и
группы.
Социальный статус личности.
Социальные роли. Социальная
мобильность.

1

Основные признаки права. Право и
мораль: общее и различия.

1

Социализация личности.
Особенности социализации в
подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение.

1

Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и

1

1
1

1

общества. Социальный контроль.
Культура, ее многообразие и
основные формы. Наука в жизни
современного общества. Научнотехнический прогресс в
современном обществе.
Образование, его значимость в
условиях информационного
общества. Религия как форма
культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода
совести.

1

1
1
1

1
1
1

Социальная структура общества.
Социальные общности и группы.
Социальный статус личности.
Социальные роли. Социальная
мобильность. Этнос и нация.
Национальное самосознание.
Отношения между нациями.

24

Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения
между нациями.

1

Социальная политика российского
государства. Антикоррупционная
составляющая: Правомерное
поведение - как жизненный

25

Социальная политика
российского государства.

1

27

Антикоррупционная
составляющая: Правомерное
поведение - как жизненный
ориентир и ценность. Развитое
правосознание и высокий
уровень правовой культуры основа свободы личности.
Мотивы коррупционного
поведения.

1

ориентир и ценность. Развитое
правосознание и высокий уровень
правовой культуры - основа
свободы личности. Мотивы
коррупционного поведения.

28

Практикум по теме:
«Социальная сфера жизни
общества»
Экономика

1

29

Роль экономики в жизни
общества. Ресурсы и
потребности, ограниченность
ресурсов. Собственность

1

30

Рынок и рыночный механизм.
Виды рынков. Рынок капиталов.
Рынок труда. Роль государства в
экономике. Налоги.

1

31

Банковские услуги,
предоставляемые гражданам:
депозит, кредит, платежная
карта, электронные деньги,
денежный перевод, обмен
валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания:
банкомат, мобильный банкинг,
онлайн - банкинг

1

Роль экономики в жизни
общества. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов.
Собственность. Рынок и рыночный
механизм. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок
труда. Роль государства в
экономике. Налоги. Банковские
услуги, предоставляемые
гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен
валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания:
банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг. Страховые услуги:
страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности.
Инвестиции в реальные
финансовые активы.

32

Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества,
ответственности. Инвестиции в
реальные финансовые активы.
Пенсионное обеспечение.

33

Практикум по тем е:
«Экономика»
Обобщение по теме:
«Экономика»
Итоговое обобщение

34
35

1

1
1
1

№
1
2
3

4

5

Тема урока
Введение
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в
жизни общества
Г
осударство,
его
существенные
признаки.
Функции
государства.
Внутренняя
и
внешняя
политика
государства
Формы правления. Формы
государственно-территориального
устройства. Политический режим
Демократия, ее основные признаки и
ценности. Выборы и референдумы.
Разделение властей.

6

7
8

9

10
11

Кол-во
часов
1
1
1

1

1

1
Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни.

Содержание ФК ГОС

1

1
Гражданское общество. Правовое
государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и
способы их разрешения.
1
Антикоррупционная составляющая:
Политические гарантии защиты от
коррупции: многопартийность,
разделение властей, свобода средств
массовой информации; право граждан
участвовать в управлении делами
государства.
Практикум по теме: «Политическая сфера
1
жизни общества»
Обобщение по теме: «Политическая
1
сфера жизни общества»
Гражданин и государство

Власть. Роль политики
в жизни общества.
Политический режим.
Демократия, ЕЕ РАЗВИТИЕ В
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Разделение властей. Местное
самоуправление. Участие
граждан в политической
жизни. Опасность
политического экстремизма.
Выборы, референдум.
Политические
партии
и
движения,
их
роль
в
общественной
жизни.
ВЛИЯНИЕ
СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИНА
ПОЛИТИЧЕСКУЮ
ЖИЗНЬ
ОБЩЕСТВА.

Понятие и признаки
государства. Формы
государства. Г ражданское
общество и правовое
государство.
Антикоррупционная
составляющая:
Политические гарантии
защиты от коррупции:
многопартийность,
разделение властей, свобода
средств массовой
информации; право граждан
участвовать в управлении
делами государства.

Конституция

12

Конституционные основы
государственного строя Российской
Федерации. Россия - федеративное
государство

1

13,14 Органы государственной власти и
управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его
основные функции. Федеральное
Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской
Федерации.
15 Антикоррупционная составляющая:
Коррупционные правонарушения: виды,
ответственность.
16
Практикум по теме: «Гражданин и
государство»

2

17

1

18

19
20

21

Обобщение по теме: «Гражданин и
государство»
Основы российского законодательства
Система российского законодательства.
Источники права. Нормативный правовой
акт.
Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность.
Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция
невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные
виды гражданско-правовых договоров.
Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав.

1

1

1

1
1

1

Российской
Федерации.
Основы конституционного
строя
Российской
Федерации.
Федеративное
устройство России. Органы
государственной власти
Российской Федерации.
Правоохранительные
органы. Судебная система.
Адвокатура. Нотариат.
Взаимоотношения органов
государственной власти и
граждан.
Антикоррупционная
составляющая:
Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.

Право, его роль в
жизни
общества
и
государства. Норма права.
Нормативный правовой акт.
СИСТЕМА
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
СУБЪЕКТЫ
ПРАВА.
Понятие
правоотношений.
Признаки
и
виды
правонарушений. Понятие и
виды
юридической
ответственности.
ПРЕЗУМПЦИЯ
НЕВИНОВНОСТИ.
Права ребенка и их
защита.
Особенности
правового статуса

несовершеннолетних.
Международно-правовая
защита жертв вооруженных
конфликтов. Г ражданские
правоотношения. Право
собственности. ОСНОВНЫЕ
ВИДЫ ГРАЖДАНСКОПРАВОВЫХ
ДОГОВОРОВ. Права
потребителей. Семейные
правоотношения. Права и
обязанности родителей и
детей. ЖИЛИЩНЫЕ
ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Право на труд и трудовые
правоотношения.
Т рудоустройство
несовершеннолетних.
Административные
правоотношения,
правонарушения и
наказания. Основные
понятия и институты
уголовного права. Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОЙ
САМООБОРОНЫ.

22

Право
на
труд
и
трудовые
правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой
деятельности человека.

1

23

Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита
интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей.

1

24

Особенности административноправовых
отношений. Административные
правонарушения. Виды
административного наказания.

1

25

Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона.
Цели наказания. Виды наказаний.

1

26

Особенности
правового
статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и
их защита. Дееспособность малолетних.

1

27

Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет.

1

29

Особенности
регулирования
работников в возрасте до 18 лет.

1

Антикоррупционная
составляющая:

1

Понятие коррупции.
Противодействие коррупции.
Коррупционные
правонарушения: виды,
ответственность.

труда

30

31

32

33

Особенности уголовной ответственности
и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Антикоррупционная составляющая:
Понятие коррупции. Противодействие
коррупции. Коррупционные
правонарушения: виды, ответственность.

Практикум
по
теме:
«Основы
российского законодательства»

1

1

1

34, 35 Обобщение
по
теме:
«Основы
российского законодательства»
35

Итоговое обобщение

1

1

ДОКУМЕНТПОДПИСАН
ЭЛ Е К Т Р О Н Н О Й П О Д П И С Ь Ю
СВЕД ЕН ИЯ О СЕР ТИ ФИКАТ Е ЭП
Сертиф икат
603332450510203670830559428146817986133868575839
Владелец Кондратьева Ирина Николаевна Действителен С


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».