Химия 8-9

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заринская средняя общеобразовательная школа»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Химия
Стандарт: ФГОС2010 (с учетом пл/результатов ФГОС 2021)
Класс: 8-9

п.Заря

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИНА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на ее основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
проявление ценностного отношения к отечественному культурному, научному
и историческому наследию, понимание значения химической науки и технологии в
жизни современного общества, в развитии экономики России и своего региона;
2) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, проявление коммуникативной культуры в разнообразной совместной
деятельности;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе учебной и
внеучебной деятельности;
готовность оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
3) формирования ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и необходимые для
понимания сущности научной картины мира;
осознание ценности научного познания для развития каждого человека
и производительных сил общества в целом, роли и места науки «Химия» в системе
научных представлений о закономерностях развития природы, взаимосвязях
человека с природной и технологической средой;
познавательная мотивация и интерес к обучению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию, к исследовательской деятельности,к
осознанному выбору направления и уровня дальнейшего обучения;
4) воспитания культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости
соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в
учебных и жизненных ситуациях;

5) трудового воспитания:
формирование ценностного отношения к трудовой деятельности
как естественной потребности человека и к исследовательской деятельности как
высоко востребованной в современном обществе;
развитие интереса к профессиям, связанным с химией, в том числе
к профессиям научной сферы, осознание возможности самореализации в этой
сфере;
6) экологического воспитания:
осознание необходимости отношения к природе как источнику жизнина
Земле, основе ее существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; способность применять знания, получаемые при изучении химии, для
решения задач, связанных с окружающей средой; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты обучающихся, освоивших программу по химии
основного общего образования, включают: усвоение междисциплинарных
(межпредметных) понятий, отражающих материальное единство мира и процесс
познания (вещество, свойство, энергия, явление, научный факт, закономерность,
гипотеза, закон, теория, наблюдение, измерение, исследование, эксперимент и
другие); овладение универсальными учебными действиями (познавательными,
коммуникативными, регулятивными), важными для повышения эффективности
освоения содержания учебного предмета, формирования компетенций, а также
проектно-исследовательской деятельности обучающихся в курсе химии;
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

умения использовать приемы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их существенные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями); анализировать, сравнивать,
обобщать, выбирать основания для классификации и систематизации химических
веществ и химических реакций; устанавливать причинно-следственные связи
между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные,
дедуктивные, по аналогии); предлагать критерии и выявлять общие закономерности
и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; делать выводыи заключения;
умения применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,

преобразовывать модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебных
задач; с учетом этих модельных представлений характеризовать изучаемые
химические вещества и химические реакции.
Базовые исследовательские действия:

умения применять методы научного познания веществ и явлений
на эмпирическом и теоретическом уровнях в учебной познавательной и проектноисследовательской деятельности;
умения использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания
и самостоятельно ставить вопросы; анализировать факты, выявлять и
формулировать проблему, определять цель и задачи, соответствующие решению
проблемы; предлагать описательную или объяснительную гипотезу и осуществлять
ее проверку; умения проводить измерения необходимых параметров,вычисления,
моделирование, наблюдения и эксперименты (реальные и мысленные),
самостоятельно прогнозировать результаты, формулировать обобщения и выводы
по результатам проведенного опыта, исследования, составлять отчет о проделанной
работе;
Работа с информацией:

умения ориентироваться в различных источниках информации(научнопопулярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы
Интернета); анализировать информацию и критически оценивать ее
достоверность и непротиворечивость, отбирать и интерпретировать информацию,
значимую для решения учебной задачи; умения применять различные методы и
формулировать запросы при поиске и отборе информации, необходимой для
выполнения учебных задач; использовать информационно коммуникативные
технологии и различные поисковые системы; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы,
таблицы, рисунки и другие формы); умения использовать научный язык в
качестве средства работы с химической информацией; применять
межпредметные знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру,
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения общения (письменной и устной коммуникации): представлять
полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных
текстах; публично выступать с презентацией результатов выполнения химического
эксперимента (исследовательской лабораторной или практической работы,
учебного проекта); в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
обсуждаемой теме и высказывать идеи, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;
умения учебного сотрудничества (групповая коммуникация): участвовать
в групповых формах работы: планировать организацию совместной работы,
определять свою роль, распределять задачи между членами группы; выполнять
свою часть работы, координировать свои действия с действиями других членов
команды, определять критерии по оценке качества выполненной работы; решать

возникающие проблемы на основе учета общих интересов и согласования позиций,
участвовать в обсуждении, обмене мнениями, «мозговом штурме» и других формах
взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает
развитие самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции, в том числе:
умения решать учебные и исследовательские задачи: самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев), планировать свою работу при решении учебной или исследовательской
задачи; на основе полученных результатов формулировать обобщения и выводы,
прогнозировать возможное развитие процессов; анализировать результаты:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
самоконтроль деятельности; корректировать свою деятельность на основе
самоанализа и самооценки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы по химии основного общего
образования на углубленном уровне имеют общее содержательное ядрос
предметными результатами базового уровня, согласованы между собой, что
позволяет реализовывать углубленное изучение как в рамках отдельных классов,
так и в рамках реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том
числе используя сетевое взаимодействие организации. По завершении реализации
программы углубленного уровня обучающиеся смогут детальнее освоить материал,
овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать задачи более высокого
уровня сложности.Предметные результаты включают: освоение обучающимися
научных знаний,умений и способов действий, специфических для предметной
области «Химия»; основы научного мышления; виды деятельности по получению
нового знания, егоинтерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных и реальных жизненных условиях; обеспечивают возможность
успешного обучения на следующем уровне образования.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на углубленном уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, металл, неметалл, аллотропия, простое вещество, сложное
вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительнаяатомная
и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля
химического элемента в соединении, молярный объём, относительная плотность
газов, оксид, кислота, основание, соль, амфотерный оксид, амфотерный гидроксид,
химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции
разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические
реакции; тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная
орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная

связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества
(процентная концентрация) в растворе, молярнаяконцентрация вещества в растворе;
электроотрицательность, степень окисления, окислители и восстановители,
окисление и восстановление, окислительно- восстановительные реакции, метод
электронного баланса;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ
и уравнений химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень
окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществк
определенному классу соединений по формулам, виды химической связи
(ковалентной и ионной) в неорганических соединениях;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
Периодического закона Д.И. Менделеева, атомно-молекулярной теории, закона
Авогадро и его следствий, представлений о научных методах познания, в том числе
экспериментальных и теоретических методах исследования веществ и изучения
химических реакций;
демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических
элементов от их положения в Периодической системе: описывать и характеризовать
табличную форму Периодической системы химических элементов: различать
понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», «малые периоды» и «большие периоды», соотносить
обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева», с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям);
объяснять связь положения элемента в Периодической системе
с распределением электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям
атомов первых четырех периодов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ,по
тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) физические и химические свойства простых и
сложных веществ: кислорода, водорода, воды, общие химические свойства оксидов,
кислот, оснований и солей, генетическую связь между ними, подтверждаяпримерами
молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
описывать роль кислорода, водорода и воды в природных процессах, в живых
организмах, их применение в различных отраслях промышленности, возможное
использование в современных технологиях;
объяснять и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, возможности протекания химических превращений в различных
условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
молярную массу смеси, мольную долю химического элемента в соединении,

массовую долю химического элемента по формуле соединения, находить
простейшую формулу вещества по массовым или мольным долям элементов,
массовую долю вещества в растворе, молярную концентрацию вещества в
растворе, проводить расчеты по уравнениям химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций,
естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование,
эксперимент (реальный и мысленный) – для освоения учебного содержания;
раскрывать сущность процессов окисления и восстановления, составлять
уравнения простых окислительно-восстановительных реакций (методом
электронного баланса);
устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями
и процессами, происходящими в макро- и микромире, объяснять причины
многообразия веществ, соотносить химические знания со знаниями других учебных
предметов;
соблюдать правила безопасной работы в лаборатории при использовании
химической посуды и оборудования, а также правила обращения с веществами
в соответствии с инструкциями выполнения лабораторных опытов и практических
работ по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода),
приготовлению растворов с определенной массовой долей растворенного вещества,
решению экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»;
демонстрировать владение основами химической грамотности, включающей
умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной
жизни, а также знание правил поведения в целях сбережения здоровья и
окружающей среды.
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на углублённом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, электроотрицательность, степень окисления,
химическая реакция, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор;
электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции
ионного обмена, гидролиз солей, обратимые и необратимые реакции, окислительновосстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окислениеи
восстановление, электролиз, аллотропия, амфотерность, химическая связь
(ковалентная, ионная, металлическая), межмолекулярные взаимодействия
(водородная связь, силы Ван-дер-Ваальса), комплексные соединения,
кристаллические решетки (примитивная кубическая, объёмно-центрированная
кубическая, гранецентрированная кубическая, гексагональная плотноупакованная),
коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, катализ, химическое
равновесие, элементы химической термодинамики как одной из теоретических
основ химии; предельно допустимая концентрация (ПДК);
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти

понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
определять валентность и степень окисления химических элементовв
соединениях различного состава, принадлежность веществ к определенномуклассу
соединений по формулам, виды химической связи (ковалентной, ионной,
металлической) в неорганических соединениях, заряд иона по химической формуле,
характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип
кристаллической решетки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать
его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «А-группа» и «Б-группа»,
«малые периоды» и «большие периоды»; объяснять связь положения элементав
Периодической системе с распределением электронов по энергетическим
уровням, подуровням и орбиталям атомов первых четырех периодов; выделять
общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений (кислотноосновных и окислительно-восстановительных свойств оксидов и гидроксидов) в
пределах малых периодов и главных подгрупп с учетом строения их атомов;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации, закона Гесса и его
следствий, закона действующих масс, закономерностей изменения скорости
химической реакции, направления смещения химического равновесия в
зависимости от различных факторов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ,по
тепловому эффекту, по агрегатному состоянию реагентов, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов неорганических соединений, подтверждая это описание примерами
молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
составлять уравнения: электролитической диссоциации кислот, щелочей и
солей; полные и сокращенные уравнения реакций ионного обмена; реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов;
раскрывать сущность процессов гидролиза солей посредством составления
кратких ионных и молекулярных уравнений реакций, сущность окислительновосстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих
реакций;
предсказывать характер среды в водных растворах солей;
характеризовать (описывать) физические и химические свойства простых
веществ (кислород, озон, графит, алмаз, кремний, бор, азот, фосфор, сера, хлор,
натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо, медь, цинк, серебро) и
образованных ими сложных веществ, в том числе их водных растворов (аммиак,
хлороводород, сероводород, оксиды углерода (II, IV), кремния (IV), азота(I,
II, III, IV, V) и фосфора (III, V), серы (IV, VI), сернистая, серная, азотная,
фосфорная, угольная, кремниевая кислоты, оксиды и гидроксиды металлов IA–IIA-

групп, алюминия, меди (II), цинка, железа (II и III));
пояснять состав, отдельные способы получения и свойства сложных веществ
(кислородсодержащие кислоты хлора, азотистая, борная, уксусная кислоты и их
соли, галогениды кремния (IV) и фосфора (III и V), оксид и гидроксид хрома (III),
перманганат калия;
описывать роль важнейших изучаемых веществ в природных процессах,
влияние на живые организмы, применение в различных отраслях экономики,
использование для создания современных материалов и технологий;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ, распознавать опытным путем содержащиеся в водных растворах ионы:
хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-, сульфит-,
сульфид-, нитрат- и нитрит-ионы, гидроксид-ионы, катионы аммония, магния,
кальция, алюминия, железа (2+) и железа (3+), меди (2+), цинка;
объяснять и прогнозировать свойства важнейших изучаемых веществ
в зависимости от их состава и строения, применение веществ в зависимости от их
свойств, возможность протекания химических превращений в различных условиях
на основе рассмотренных элементов химической кинетики и термодинамики;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю веществав
растворе, мольную долю химического элемента в соединении, молярную
концентрацию вещества в растворе, находить простейшую формулу вещества по
массовым или мольным долям элементов, проводить расчеты по уравнениям
химических реакций с учетом недостатка одного из реагентов, практического выхода
продукта, значения теплового эффекта реакции, определять состав смесей;
соблюдать правила безопасной работы в лаборатории при использовании
химической посуды и оборудования, а также правила обращения с веществамив
соответствии с инструкциями выполнения лабораторных опытов и практических
работ по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого
газа) и решению экспериментальных задач по темам курса, представлятьрезультаты
эксперимента в форме выводов, доказательств, графиков, таблиц и выявлять
эмпирические закономерности;
применять основные операции мыслительной деятельности (анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей)
при изучении свойств веществ и химических реакций, владеть естественнонаучными методами познания (наблюдение, измерение, моделирование,
эксперимент (реальный и мысленный);
применять правила безопасного обращения с веществами, используемымив
повседневной жизни, правила поведения в целях сбережения здоровьяи
окружающей природной среды, понимать вред (опасность) воздействия на живые
организмы определенных веществ, пояснять на примерах способы уменьшенияи
предотвращения их вредного воздействия, значение жиров, белков, углеводов для
организма человека;
использовать полученные представления о сферах профессиональной
деятельности, связанных с наукой и современными технологиями, как основудля
профессиональной ориентации и для осознанного выбора химии как профильного
предмета при продолжении обучения на уровне среднего общего образования;

участвовать во внеурочной проектно-исследовательской деятельности
химической и химико-экологической направленности, приобрести опыт проведения
учебных исследований в условиях образовательных организаций, а также
организаций (центров) дополнительного образования детей.
Содержание программы
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества.Основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и
смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки
химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон
постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная
атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия
и признаки протекания химических реакций. Моль - единица количества вещества.
Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород - химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода.
Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических
реакциях. Водород - химический элемент и простое вещество. Физические и
химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение
водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный
объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород).
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе.Физические и химические
свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация
растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований.Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и
применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски
индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические
свойства солей.Получение и применение солей. Химические свойства солей. Г
енетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема
безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной
жизни.Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая

грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного
(порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода
периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых
20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений
на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома.
Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная
химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии
на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая
связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная,
металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций
по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ;
изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или
выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и
неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия
протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот,
щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов
химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность
окислительно-восстановительных реакций.
Неметаллы IV - VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические
свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли.
Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды,
оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот:
физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная
кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения
фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические
и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.
Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли.
Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические
свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами,
кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные
металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо.

№
п/п
1

2

3

Тема урока

Содержание

Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и
Химия - наука о веществах, их вещества. Основные методы
познания: наблюдение,
свойствах и превращениях
измерение, эксперимент.
Превращения веществ. Роль
Физические и химические
химии в жизни человека
явления. Чистые вещества и
смеси. Способы разделения
смесей.
Оборудование . Правила ТБ
Практическая работа №1
Приемы обращения с

Количество часов
1

1

1

4

5

6

7
8
9

10
11

12
13
14

15

16

17
18
19
20

лабораторным оборудованием
Периодическая система
химических элементов. Знаки
химических элементов
Химические формулы.
Относительная атомная и
молекулярная масса

Атом. Молекула. Химический
элемент. Знаки химических
элементов.

1

1

Химические формулы. Индексы.
Относительная атомная и
молекулярная массы.
1
Массовая доля элемента в
Массовая доля химического
соединении
элемента в соединении. Закон
сохранения массы веществ.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение атома. Состав ядра.
1
Строение
атома:
ядро,
Изотопы как разновидности
1
атомов химического элемента энергетический уровень. Состав
ядра атома: протоны, нейтроны.
1
Электроны. Строение
Изотопы.
Периодический
закон
энергетических уровней атомов
Д.И. Менделеева.
химических элементов
Периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева.Строение
энергетических уровней атомов
первых 20 химических
элементов периодической
системы Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Ионная химическая связь
1
Электроотрицательность атомов
1
химических
Ковалентная неполярная
элементов.Ковалентная
1
химическая связь.
химическая связь: неполярная и
Электроотрицательность
полярная. Ионная связь.
Ковалентная полярная
Металлическая связь.
химическая связь
Металлическая связь
1
Обобщение и систематизация
1
знаний
1
Контрольная работа № 1 по теме
«Атомы химических элементов»
Простые вещества
Простые вещества - металлы
1
Положение металлов в
периодической системе
химических элементов Д.И.
Менделеева.
1
Простые вещества - неметаллы Положение неметаллов в
периодической системе
химических элементов Д.И.
Менделеева.
Количество вещества. Моль.
Химические уравнения.
1
Молярная масса
Коэффициенты. Условия и
Молярный объем газообразных признаки протекания
1
химических реакций. Моль веществ
единица количества вещества.
Решение задач по формуле
1
Молярная масса.
Обобщение и систематизация
знаний

21
22

23

24

25

26

27-28

29

30
31
32
33

34
35

36-37

38

Контрольная работа № 2 по теме
«Простые вещества»
Соединения химических элементов
Степень окисления. Бинарные
Степень окисления.
соединения. Валентность.
Определение степени окисления
атомов химических элементов в
соединениях. Валентность
Оксиды. Летучие водородные Оксиды. Классификация.
соединения. Свойства оксидов. Номенклатура. Физические
свойства оксидов.
Химические свойства оксидов.
Получение и применение
оксидов.
Основания. Свойства оснований
Основания. Классификация.
Номенклатура. Физические
свойства оснований. Получение
оснований. Химические
свойства оснований. Реакция
нейтрализации.
Кислоты. Свойства кислот.
Индикаторы.
Кислоты. Классификация.
Номенклатура. Физические
свойства кислот. Получение и
применение кислот. Химические
свойства кислот. Индикаторы.
Изменение окраски индикаторов
в различных средах.
Соли. Классификация
Соли. Классификация.
номенклатура. Физические
Номенклатура. Физические
свойства.
свойства солей. Получение и
применение солей. Химические
Соли. Химические свойства
солей. Получение и применение свойства солей.
солей.
Генетическая связь между
Основные классы неорганических веществ
классами неорганических
соединений.
Аморфные и кристаллические Чистые вещества и смеси.
вещества
Способы разделения смесей.
Чистые вещества и смеси
Способы разделения смесей.
Очистка веществ
Практическая работа № 2
«Очистка загрязненной
поваренной соли»
Массовая и объемная доля
Массовая доля растворенного
компонентов смеси
вещества в растворе.
Практическая работа № 3
«Приготовление раствора с
заданной массовой долей растворенного вещества»
Решение практических задач на
определение классов
неорганических соединений
Контрольная работа № 3 по

1
1

1

1

1

1

2

1

1
1
1
1

1
1

2

1

39

40

41

42
43

44
45
46
47
48
49

50

51
52

53
54
55
56
57
58
59

теме «Соединения химических
элементов»
Изменения происходящие с веществами
Физические явления. Разделение Физические и химические
явления. Чистые вещества и
смесей
смеси. Способы разделения
смесей.
Закон сохранения массы
Закон сохранения массы
веществ.
веществ. Химические уравнения
Химические уравнения.
Составление уравнений
Коэффициенты. Условия и
химических реакций.
Коэффициенты
признаки протекания
Расчеты по химическим урав- химических реакций.
нениям
Реакции разложения. Понятие о Классификация химических
скорости химической реакции и реакций по различным
признакам: числу и составу
катализаторах
Реакции соединения. Цепочки исходных и полученных
веществ; изменению степеней
переходов
окисления атомов химических
Реакции замещения. Ряд
элементов; поглощению или
активности металлов
выделению энергии.
Реакции обмена. Правило
Бертолле
Типы химических реакций на
примере свойств воды
Решение химических уравнений
реакций
Контрольная работа № 4 по теме
«Изменения, происходящие с
веществами»
Растворение. Растворы.Свойства растворов электролитов.
Растворимость. Растворы
Растворы.
Растворимость веществ в воде.
Концентрация
растворов.
Массовая доля растворенного
вещества в растворе.
Электролиты и неэлектролиты
Электролитическая
диссоциация.

Основные положения теории
электролитической
диссоциацииЭлектролиты и не
электролиты.
Реакции ионного обмена.
Ионы. Катионы и анионы.
Катионы и анионы.
Реакции ионного обмена.
Электролитическая диссоциация Условия протекания реакций
ионного обмена.Кислоты в свете
кислот
Электролитическая диссоциация электролитической
диссоциации, их классификакислот
Электролитическая диссоциация ция, свойства. Основания в
свете ТЭД; их классификация,
щелочей
Электролитическая диссоциация свойства. Соли в свете ТЭД, их
свойства
щелочей
Оксиды, их классификация,
свойства
Электролитическая диссоциация
солей

1

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

60

61

62
63

64

65

66

67

68

Генетическая связь между
Генетическая
связь
между
Классами неорганических
классами
неорганических
веществ
соединений.
Практическая работа № 4.
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую
связь между основными
классами неорганических
соединений
ОкислительноОпределение
степени
восстановительные реакции
окисления атомов химических
элементов
в
соединениях.
Упражнения в составлении
Окислитель.
Восстановитель.
окислительноСущность
окислительновосстановительных реакций
восстановительных реакций.
Свойства простых веществ металлов и неметаллов, кислот,
солей в свете ОВР
Свойства простых веществ металлов и неметаллов, кислот,
солей в свете ОВР
Обобщение основных вопросов 8 класса
Обобщение и систематизация
знаний по курсу 8 класса,
Первоначальные
решение Расчетных задач
химические понятия. Основные
Обобщение и систематизация
классы
неорганических
знаний по курсу 8 класса,
соединений. Строение атома.
решение расчетных задач
Периодический
закон
и
Обобщение и систематизация
периодическая
система
знаний по курсу 8 класса,
химических элементов Д.И.
решение расчетных задач
Менделеева
Строение
веществ.
Химическая связь. Химические
реакции

1

Итоговая контрольная работа

2

69-70

1

1
1

1

1

1

1

1

№
Тема урока
Содержание
К-во часов
п/п
Повто рение основных вопросов курса 8 класс и введение в курс 9 класса
1
1
Периодическая система и
Повторение основных вопросов
курса 8 класс и введение в курс
Периодический закон
Д.И.Менделеева.
9 класса
2-3 Характеристика химического
1
элемента - неметалла на
основании его положения в
Периодической системе
Д.И.Менделеева
4
4. Амфотерные оксиды и
1
гидроксиды.
5
Входной контроль
1
Металлы и их соединения
6
1
Положение металлов в
Положение металлов в
периодической системе
Периодической системе Д. И.
Менделеева. Общие физические химических элементов Д.И.
свойства металлов
Менделеева.Металлы в природе
и общие способы их получения.
Общие физические свойства
металлов.
7
Общие химические свойства
Общие химические свойства
1
металлов
металлов: реакции с
8
1
неметаллами, кислотами,
Химические свойства металлов. солями.
Ряд активности металлов
9
1
Металлы в природе, общие
Электрохимический ряд
способы получения металлов. напряжений металлов.
Сплавы
10 Щелочные металлы
1
Щелочные металлы и их
соединения.
11 Соединения щелочных металлов
1
12
13
14

15
16

Щелочноземельные металлы и
их соединения
Важнейшие соединения
щелочноземельных металлов
Соединения кальция. Решение
задач

Алюминий. Амфотерность.
Соединения алюминия

17

Железо, его строение,
физические и химические
свойства

18

Генетические ряды железа (II) и
железа (III). Важнейшие соли
железа

Общая характеристика
элементов главной подгруппы II
группы.
Соединения кальция как
строительные и поделочные
материалы (мел, мрамор,
известняк) Известковая вода,
молоко, пушонка
Алюминий. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия.
Железо.
Соединения
железа и их свойства: оксиды,
гидроксиды и соли железа (II и
III).

Практическая работа № 1

1

1
1
1

1
Металлы и их соединения

19

1

1
1

20
21
22
23

24

«Получение соединений
металлов и изучение их
свойств» Решение
экспериментальных задач по
теме «Металлы и их
соединения»
Обобщение и систематизация
Контрольная работа № 2 по теме
«Металлы»
Анализ контрольной работы
Неметаллы и их соединения
Положение неметаллов в
Общие свойства неметаллов.
периодической системе
Неметаллы: атомы и простые
химических элементов Д.И.
вещества. Воздух. Кислород.
Менделеева. Свойства
Озон
неметаллов.
Водород. Вода в природе.
Водород - химический
Круговорот воды. Свойства
элемент и простое вещество.
воды. Растворы.
Физические
и
химические
свойства водорода. Получение
водорода
в
лаборатории.
Получение
водорода
в
промышленности.
Применение водорода.Вода в
природе. Круговорот воды в
природе.
Физические
и
химические свойства воды.
Растворы.
Растворимость
веществ в воде. Концентрация
растворов.
Массовая
доля
растворенного
вещества
в
растворе.

25
26

Галогены
Соединения галогенов

27
28

Кислород
Сера.

29

Соединения серы

30

31

Галогены: физические и
химические свойства.
Соединения галогенов:
хлороводород,
хлороводородная кислота и ее
соли.
Кислород - химический элемент
и простое вещество. Озон.
Состав воздуха. Физические и
химические свойства кислорода.
Получение и применение
кислорода.

1

1

1

1
1

1
1

1
Сера: физические и химические
свойства. Соединения серы:
сероводород, сульфиды, оксиды
серы.
Серная кислота и соли

Серная кислота. Окислительные
свойства серной кислоты
Решение задач и упражнений. Неметаллы и их соединения
Обобщение и систематизация

1

1

32
33
34
35

знаний по теме «Неметаллы»
Практическая работа №2
Азот
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота. Азотная кислота
и ее соли

Окислительные свойства
азотной кислоты
37 Соли азотной кислоты
38-39 Фосфор и его соединения
36

40

41

42
43
44

45
46
47

48

49
50

51

52

53
54
55
56
57
58
59

Решение задач и упражнений.
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Подгруппа
азота»
Углерод

Азот: физические и химические
свойства. Аммиак. Соли
аммония.
Кислородные соединения азота.
Азотная кислота и ее соли.
Фосфор: физические и
химические свойства.
Соединения фосфора: оксид
фосфора (V), ортофосфорная
кислота и ее соли.
Неметаллы и их соединения

Углерод: физические и
химические свойства.
Аллотропия углерода: алмаз,
графит, карбин, фуллерены.
Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV),
угольная кислота и ее соли.

Кислородные соединения
углерода
Угольная кислота Карбонаты
Жесткость воды.
Практическая работа №
Качественные реакции на
3«Получение, собирание и
газообразные вещества
(кислород, водород,аммиак).
распознавание газов»
Кремний и его соединения.
Кремний и его соединения
Силикатная промышленность
Решение задач и упражнений. Неметаллы и их соединения
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Подгруппа
углерода»
Неметаллы и их свойства
Практическая работа №
4«Получение соединений
неметаллов и изучение их
свойств»
Решение расчетных задач
Решение экспериментальных
задач по теме «Неметаллы и их
соединения»
Контрольная работа № 3
«Неметаллы»
Органические соединения
Предмет органической химии
Первоначальные сведения о
строении органических веществ.
Источники углеводородов
Углеводороды. Источники
углеводородов: природный газ,
Углеводороды: метан, этан,
этилен
нефть, уголь.
Спирты
Кислородсодержащие
Карбоновые кислоты. Жиры.
соединения: спирты (метанол,
Аминокислоты. Белки.
этанол, глицерин), карбоновые
Углеводы
кислоты (уксусная кислота,
аминоуксусная кислота,
Полимеры

1
1
1
1

1

2
1

1

1
1
1

1
1
1

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

стеариновая
и
олеиновая
кислоты). Биологически важные
вещества: жиры, глюкоза, белки.
Обобщение знаний за курс основной школы
60 Лекарственные препараты и
Понятие о лекарствах,
группы лекарств, способы
проблемы, связанные с их
применением
применения, проблемы
применения.
61 Химия и пища. Химические
Калорийность белков ,
вещества как строительные и
жиров
и
углеводов.
Консерванты
продуктов
поделочные материалы
( поваренная соль, уксусная
кислота) мел ,мрамор, известняк
цемент, стекло
62 Проблема безопасного
Токсичные. Горючие и
использования веществ и
взрывоопасные
вещества.
химических реакций в
Бытовая
химическая
повседневной жизни
грамотность
63 Повторение знаний за курс 9
класса
64-65 Контрольная работа за курс 9
класса

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».