Рабочая программа по информатике 8-9 классы.

министЕрство оБрАзовАния и молодЁжной политики
свЕрдловской оБлАсти
муниципАльноЕ оБрАзовАниЕ АлАпАЕвскоЕ
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

"Заринская средняя общеобразовательная школа" - Ясашинская основная

общеобразовательная школа

Согласовано:
Председатель
педагогического совета

Утверждаю:

директор
МОУ «Заринская СОШ>)

филиала МОУ « Заринская

L6`,hJ-и.нКондратьева

сашинская ООШ
/Г.С Лунина/
J,

Приказ№ 112 от«30»2023 г

2023г

рАБочАя прогрАммА
учебного предмета «Информатика»
для обучающихся 8-9 классов

Ясашная, 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫПО ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образованияу
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в
части:

1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного
общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики иинформационных
технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровойтрансформации
современного общества;

2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе
в Интернете;

3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношенийв
коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде,
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных
задач,
создании
учебных
проектов,
стремлениек
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности,
готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих
базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способностьк
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути

достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;

5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка
на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных
технологий;

6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированиеми информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научнотехнического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения,в том
числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;

8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе
существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают
овладение универсальными учебными действиями – познавательными,
коммуникативными, регулятивными.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии)
и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.Коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работыпри
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена командыв
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчёта перед группой.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

выявлять

в жизненных
и учебных
ситуациях
проблемы,
требующиерешения;
ориентироваться
в
различных
подходах
к
принятию
решений(индив
самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (илиего часть),
выбирать
способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсови собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знанийоб
изучаемом объекте;
делать
выбор
в условиях
противоречивой
информации
и братьответс
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии;давать оценку ситуации и предлагать план её
изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
Предметные результаты
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие
умения:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными
системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных
системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции
над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция»,
«логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и
отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения
истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для
логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи ив
информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числев виде
блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмыс

использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических,
символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор
присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и
выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python,
C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие
несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и
ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа
на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из
натурального числа.
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие
умения:
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на
компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и
вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник;
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки
числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск
максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными
свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#,
Школьный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять видымоделей,
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевойи
иерархической структуры, находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
(таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации
числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы иупорядочиванием
(сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётовс
использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск
максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной
адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых
задачах из разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные
сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы(текстовые и
графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной
деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов
государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и

повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного
обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного
доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом
основных технологических и социально-психологических аспектов использования
сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и
ресурсов, опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающихв
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
кибербуллинг, фишинг).

Содержание учебного предмета.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса)
информатики в 7-9 классах основной школы может быть определена
следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса)
информатики в основной школе может быть определена тремяукрупнёнными
разделами:
•

введение в информатику;

•

алгоритмы и начала программирования;

•

информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс.
Субъективные характеристики информации, зависящие от личности
получателя информации и обстоятельств получения информации:
«важность», «своевременность», «достоверность»,
«актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные
языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования.
Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного)
кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного
кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления.
Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами
счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод
небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые
таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией,
примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о
стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных
(рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы).
Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём
информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к
измерению количества информации. Единицы измерения количества
информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и
обработка информации. Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные,
магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные
характеристики современных носителей информации: объем информации,
хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник
информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность
канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой
информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не
изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная
связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной
моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике,
физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической
деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание,
таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и
их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и
целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании
природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное
моделирование.
Примеры
использования
компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Представление о цикле компьютерного моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические
значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение,
логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители.
Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей)
как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим
работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности
действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства
алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов.
Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке.
Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с
проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов:
разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные,
символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство
с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами план целенаправленных действий по проведению вычислений при
заданных начальных данных с использованием промежуточных
результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных
языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и
др.): правила представления данных; правила записи основных операторов
(ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных
алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка
алгоритма - запись программы - компьютерный эксперимент.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде
программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор,
оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода
информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на
текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное
программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы
программирования. Правовые нормы использования программного
обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна,
диалоговые
окна,
меню).
Оперирование
компьютерными
информационными объектами в наглядно-графической форме: создание,
именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.
Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной
эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы
(раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых
документов. Создание и редактирование текстовых документов на
компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами
текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование
символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое
форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц,
диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок:
сноски, оглавления,
предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и

компьютерного перевода. Коллективная работа над документом.
Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц
документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация
страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых
форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране
монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика
(растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы
графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её
применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов.
Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании)
данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных,
системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и
редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные
технологии.
Локальные
и
глобальные
компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе
компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция,
сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина,
файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск
информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска
информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по
одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные
неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка
надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству
достоверности полученной информации, предоставляемые современными
ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные
сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни
человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные
услуги, научно-технические исследования, управление производством и
проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных
данных, образование (дистанционное обучение, образовательные
источники).
Основные этапы развития ИКТ. Информационная безопасность
личности, государства, общества. Защита собственной информации от
несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная
профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах
использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Возможные негативные последствия
(медицинские, социальные)
повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

№
урока

Тема уроков

Кол-во часов

Содержание

8 класс - 35 часов
Тема «Математические основы информатики» - 13 часов

1.

2.
3.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника 1
безопасности и организация рабочего места.
Общие сведения о системах счисления

1

6.

1
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления.
1
Компьютерные системы счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в систему
1
счисления с основанием q
Представление целых чисел
1

7.

Представление вещественных чисел

4.
5.

8.
9.

1

Высказывание. Логические операции.
Построение
выражений

таблиц

истинности

1
для

логических 1

Позиционные

и

непозиционные

системы

счисления.

Примеры

представления чисел в позиционных системах счисления.
Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Исторические
примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе
двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного
кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Понятие
о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых
десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы
счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление
текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для
обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Юникод. Возможность дискретного представления
аудиовизуальных данных (рисунки, картины,

10.
11.
12.
13.

Свойства логических операций.
Решение логических задач
Логические элементы

1

фотографии,

устная

речь,

музыка,

кинофильмы).

Стандарты

хранения

аудиовизуальной информации. Размер (длина) сообщения как мера количества
1

содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие

1

подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества

Обобщение и систематизация основных 1
понятий
темы
Математические
основы
информатики. Проверочная работа

информации.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических
выражений.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения,
таблицы истинности.

Тема «Основы алгоритмизации» - 10 часов

14.
15.

16.
17.

18.
19.

20.
21.
22.
23.

Алгоритмы и исполнители
Способы записи алгоритмов
Объекты алгоритмов
Алгоритмическая конструкция следование
Алгоритмическая конструкция ветвление.
Полная форма ветвления
Сокращённая форма ветвления

1
1
1
1
1
1

Алгоритмическая конструкция повторение. 1
Цикл с заданным условием продолжения
Цикл с заданным условием окончания работы 1
Цикл с заданным числом повторений
Обобщение и систематизация основных
понятий темы Основы алгоритмизации.
Проверочная работа

Тема «Начала программирования» - 10 часов

1
1

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные
исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры
формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов, блок-схемы. Алгоритмический язык - формальный язык для записи
алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке.
Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные алгоритмы.
Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и
повторение. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного
алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные,
символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с
табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план
целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных
данных с использованием промежуточных результатов.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Общие сведения о языке программирования
Паскаль
Организация ввода и вывода данных
Программирование линейных алгоритмов
Программирование разветвляющихся
алгоритмов. Условный оператор.
Составной оператор. Многообразие способов
записи ветвлений.
Программирование циклов с заданным
условием продолжения работы.
Программирование циклов с заданным
условием окончания работы.
Программирование циклов с заданным числом
повторений.
Различные варианты программирования
циклического алгоритма.
Обобщение и систематизация основных
понятий темы Начала программирования.
Проверочная работа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итоговое повторение - 2 часа
34.
35.

Итоговое повторение.
Проверочная работа

1
1

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила
представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод,
присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила
записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование разработка алгоритма - запись программы - компьютерный эксперимент. Решение
задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль:
структура программы; правила представления данных; правила записи основных
операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по
разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Этапы
решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на
подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных
алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь.
Управление в живой природе, обществе и технике.

№
урока

Тема уроков

Кол-во часов

Содержание

9 класс - 35 часов
Тема «Моделирование и формализация» - 9 часов
1.
Цели изучения курса информатики

2.

и ИКТ. 1
Техника безопасности и организация рабочего
места.
Моделирование как метод познания
1

3.

Знаковые модели

4.

Графические модели

5.

Табличные модели

6.
7.

8.

1
1
1

База данных как модель предметной области. 1
Реляционные базы данных.
Система управления базами данных
1
Создание базы данных. Запросы на выборку 1
данных
Обобщение и систематизация основных 1
понятий
темы
«Моделирование
и
формализация». Проверочная работа

Тема Алгоритмизация и программирование - 8 часов

Управление в живой природе, обществе и технике. Модели и моделирование. гия
натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). ли в
математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в ической
деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, ца, график,
диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их чение. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям шрования. Графы, деревья,
списки и их применение при моделировании природных щественных процессов и
явлений. Компьютерное моделирование. Примеры ъзования компьютерных моделей
при решении научно-технических задач. давление о цикле компьютерного
моделирования: построение математической ш, ее программная реализация,
проведение компьютерного эксперимента, анализ его ьтатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). геские значения, операции
(логическое отрицание, логическое умножение, еское сложение), выражения,
таблицы истинности. Реляционные базы данных вные понятия типы данных системы
управления базами данных и принципы
ы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

9.
10.
11.
12.

Решение задач на компьютере

1

Одномерные массивы целых чисел. Описание,
1
заполнение, вывод массива.
Вычисление суммы элементов массива
1
Последовательный поиск в массиве

1

13.

Сортировка массива

14.

Конструирование алгоритмов

15.

Запись вспомогательных алгоритмов на языке
1
Паскаль
Алгоритмы
управления.
Обобщение
и1
систематизация основных понятий темы
«Алгоритмизация
и
программирование».
Проверочная работа

16.

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение
задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных
алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и
обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

1
1

Тема Обработка числовой информации - 6 часов

17.
18.

19.
20.
21.
22.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в
ячейках таблицы. Основные режимы работы.
Организация вычислений. Практическая работа
Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки.
Встроенные функции. Логические функции.
Сортировка и поиск данных.
Построение диаграмм и графиков.
Обобщение и систематизация основных
понятий главы «Обработка числовой
информации в электронных таблицах».

Тема Коммуникационные технологии - 10 часов

1
1

1
1
1
1

Электронные (динамические) таблицы. Таблица как средство моделирования. Ввод
данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому
представлению. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о
сортировке (упорядочивании) данных. Реляционные базы данных. Основные
понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с
ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

23. Локальные и глобальные компьютерные сети
24.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

25.

Доменная система имён. Протоколы передачи
данных.
Всемирная паутина. Файловые архивы.

26.
27.

28.

Электронная почта. Сетевое коллективное
взаимодействие. Сетевой этикет.
Технологии создания сайта.

29.

Содержание и структура сайта.

30.

Оформление сайта.

31.

Размещение сайта в Интернете.

32.

Обобщение и систематизация основных
понятий главы «Коммуникационные
технологии». Проверочная работа.

Итоговое повторение - 3 часа
33. Основные понятия

1
1
1
1
1
1
1
1

курса.

34.

Итоговое тестирование

35.

Резерв

1
1

1
1
1

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие

на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция,
сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые
архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой
системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные
каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные
подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника,
сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.).
Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации,
предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации,
сертифицированные сайты и документы и др. Основы социальной информатики.
Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ:
связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление
производством
и
проектирование
промышленных
изделий,
анализ
экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные
источники). Основные этапы развития ИКТ. Информационные ресурсы общества,
образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная
безопасность, информационные этика и право. Информационная безопасность
личности, государства, общества. Защита собственной информации от
несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Защита информации от
компьютерных вирусов. Антивирусная профилактика. Базовые представления о
правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в
сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные)
повсеместного применения ИКТ в современном обществе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».