РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО: На заседании ШМО директор МОУ «Заринская СОШ» Кондратьева И.Н рук-ль ШМО: Скутина Л.В. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. приказ №149/1 от «30» августа 2024г. Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Читаем, размышляем, сочиняем» 11 класс Срок реализации: 1 год Количество часов за год –34 (в неделю -1 ) п.Заря 2024 Планируемые результаты освоения элективного курса Личностные результаты: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, милосердия справедливости и дружелюбия); – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; Метапредметные результаты: Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функциональногостиля; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; – использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Предметные результаты Выпускник научится: – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; – создавать устные и письменные высказывания, – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; – использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, спониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Содержание элективного курса Вводное занятие Общая характеристика задания 27. Критерии оценки сочинения-рассуждения на ЕГЭ. Повторение основных сведений о тексте Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. Типы и стили текста. Подготовка к сочинению Тема, идея текста. Проблемы текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Комментарий проблемы. Примеры-иллюстрации из текста. Смысловая связь между примерами. Авторская позиция в текстах художественного и публицистического стиля. Отношение к позиции автора. Формы и источники обоснования собственной позиции. Стилистика сочинения. Речевые и грамматические ошибки. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения. Моделирование сочинения-рассуждения по художественному и публицистическому текстам. Тематическое планирование Тема урока № п\п Вводное занятие 1 Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения- рассуждения на ЕГЭ Количество часов 1 1 Повторение основных сведений о тексте 5 2 Что такое текст? Связь предложений в тексте. 1 3 Стили текста: публицистический стиль. 1 4 Стили текста: художественный стиль. 1 5 Типы текста. 1 6 Зачетная работа №1 1 Подготовка к сочинению 7 Тема, идея текста. 28 1 Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. 1 9-10 Выявление проблемы в предложенном тексте. (работа с текстами). 2 11-13 Алгоритм написания комментария к проблеме. Примерыиллюстрации из текста. Смысловая связь между примерами. 3 14 Практика написания комментария (работа с текстами) 1 15 Выявление и формулировка авторской позиции. 1 16 Выявление авторской позиции (работа с текстами) 1 17 Отношение к позиции автора. 1 Обоснование собственной позиции 2 20 Зачетная работа №2. 1 21 Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. 1 22-23 Речевые и грамматические ошибки 2 24-25 Практикум по написанию сочинения. 2 26 Анализ сочинений. 1 27 Зачетная работа №3. 1 28 Саморедактирование сочинений 1 29 Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения. 1 30 Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения . 1 31 Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения . 1 Индивидуальная коррекция ошибок 2 Резервный урок. 1 8 18-19 32-33 34