Читаем, размышляем, сочиняем

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

На заседании ШМО

директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н

рук-ль ШМО: Скутина Л.В.
Протокол №1 от «29» августа 2024 г.

приказ №149/1 от «30» августа 2024г.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку
«Читаем, размышляем, сочиняем»
11 класс

Срок реализации: 1 год
Количество часов за год –34 (в неделю -1 )

п.Заря 2024
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, милосердия
справедливости и дружелюбия);
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров дляделовой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функциональногостиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Предметные результаты
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания,
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста
в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста,
спониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной
информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Содержание элективного курса
Вводное занятие
Общая характеристика задания 27. Критерии оценки сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Повторение основных сведений о тексте
Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие
определённой стилистике. Типы и стили текста.
Подготовка к сочинению
Тема, идея текста. Проблемы текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы.
Комментарий проблемы. Примеры-иллюстрации из текста. Смысловая связь между примерами.
Авторская позиция в текстах художественного и публицистического стиля. Отношение к
позиции автора. Формы и источники обоснования собственной позиции. Стилистика сочинения.
Речевые и грамматические ошибки. Редактирование и рецензирование, анализ сочинения.
Моделирование сочинения-рассуждения по художественному и публицистическому текстам.

Тематическое планирование
Тема урока

№
п\п

Вводное занятие
1

Общая характеристика заданий и критериев оценки
сочинения- рассуждения на ЕГЭ

Количество
часов
1
1

Повторение основных сведений о тексте

5

2

Что такое текст? Связь предложений в тексте.

1

3

Стили текста: публицистический стиль.

1

4

Стили текста: художественный стиль.

1

5

Типы текста.

1

6

Зачетная работа №1

1

Подготовка к сочинению
7

Тема, идея текста.

28
1

Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы
текста.

1

9-10

Выявление проблемы в предложенном тексте. (работа с
текстами).

2

11-13

Алгоритм написания комментария к проблеме. Примерыиллюстрации из текста. Смысловая связь между
примерами.

3

14

Практика написания комментария (работа с текстами)

1

15

Выявление и формулировка авторской позиции.

1

16

Выявление авторской позиции (работа с текстами)

1

17

Отношение к позиции автора.

1

Обоснование собственной позиции

2

20

Зачетная работа №2.

1

21

Композиция сочинения. Речевое оформление
композиционных частей сочинения.

1

22-23

Речевые и грамматические ошибки

2

24-25

Практикум по написанию сочинения.

2

26

Анализ сочинений.

1

27

Зачетная работа №3.

1

28

Саморедактирование сочинений

1

29

Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения.

1

30

Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения .

1

31

Работаем экспертами. Анализ предложенного сочинения .

1

Индивидуальная коррекция ошибок

2

Резервный урок.

1

8

18-19

32-33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».