Текст. От замысла к созданию

РАССМОТРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

На заседании ШМО

директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н

рук-ль ШМО: Скутина Л.В.
Протокол №1 от «30» августа 2024 г.

приказ №149/1 от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа элективного курса
«Текст. От замысла к созданию», 11 класс

Срок реализации: 1 год
Количество часов за год – 34 (в неделю -1)

Планируемые результаты изучения элективного курса
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать
собственные тексты. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Содержание программы элективного курса по русскому языку вытекает из требований Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственного образовательного
стандарта 2004 года.
Актуальность данного элективного курса: полученные знания формируют умение грамотно выразить
свои мысли и создавать собственные высказывания, а также в направленности его на организацию
систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его
выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости
самостоятельного построения собственного высказывания.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем
современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки,
техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению
большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения
русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от
обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать,
аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и
вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному
творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного
специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные
таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика,
литературное редактирование, культура речи.

Программа элективного курса предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных
компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного
потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
•

развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

•

формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

•

овладение нормами русского литературного языка;

•

обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

•

развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте
смысловую информацию;

•

формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное
отношение к содержанию исходного текста;

•

обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;

•

воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.

Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
•

теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
•

интерпретировать содержание исходного текста;

•

последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

•

выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

•

создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;

•

анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

владеть:
•

коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании
языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными
пособиями по подготовке к ЕГЭ, с текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как
результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, миниисследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с
требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы,
репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание курса
Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и
нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность
предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями
микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при
определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при
определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности.
Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с
текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые
конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.
авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и
косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при
комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и
рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при
формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники
аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение,
типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность,
речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в
тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических
норм в фоновом материале. Работа с текстами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса
№ п/п

Тематика курса

кол-во часов

теоретич. часть

практич.ч

1

Введение

2

2

-

2

Языковые нормы

1

1

-

3

Текст

3

2

1

4

Функционально-смысловые типы речи

2

1

1

5

Функциональные стили речи

2

1

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

2

1

7

Коммуникативная компетенция.

21

8

13

Всего в 11 классе

34

17

17

Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий
получал в результате практической деятельности. Практические занятия - работа с текстами, со схемами,
составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала,
написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению
родного языка.
Техническую оснащённость курса обеспечивают магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер,
видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, тексты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2012.
2. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста.
Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2013.
3. Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ
Астрель, 2012.
4. И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное
образование, 2014.
5. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:
учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2013.
6. Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.:
Эксмо, 2014.

7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.:
Интеллект-Центр, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата Тема занятия (34 К-во Требования к уровню Вид контроля
п/п
часа)
час. подготовки учащихся
I

Введение

1

Цели
курса.

и

Лекция Практика

2
задачи 1

Знать: цели и задачи Фронтальный
данного элективного курса опрос
как
существенного
дополнения
уроков
русского языка.

1

Уметь: ставить перед собой
учебные цели и задачи.
2

Критерии и нормы 1
оценки тестовых
заданий
и
сочинения.

2

Языковые нормы 1

3

Литературный
1
язык. Нормы речи.
Словари русского
языка.

Знать: критерии и нормы Тестирование
оценки тестовых заданий и
сочинения.
Уметь:
работу.

оценивать

свою

Знать:
основные Самостоятельная 1
литературные нормы, виды работа
со
словарей.
словарями.
Уметь:
словарями.

пользоваться

3

Текст (3 ч.)

4

Смысловая
и1
композиционная
целостность текста.

Знать:
структуру
признаки текста.

Разноаспектный
анализ текста.

Знать:
план Анализ текста
разноаспектного анализа.

5

1

3

1

и Фронтальный
опрос

1

Уметь: составлять текст в
соответствии
с
требованиями.

Уметь: проводить данный
вид анализа.

1

6

Основная
дополнительная
информация
микротекста.

и1

Знать:
микротекста,
информации.

признаки Работа
виды текстами

Уметь:
распределять
информацию, работать с
источниками информации.

4

Функционально- 2
смысловые типы
речи

7

Функционально1
смысловые типы
речи,
их
отличительные
признаки.

Знать: типы речи и их Фронтальный
особенности.
опрос

Предупреждение 1
ошибок
при
определении типов
речи.

Знать:
ошибки
при Работа
употреблении типов речи. текстами

8

с1

Уметь: отличать тексты
различных типов речи.

Функциональные 2
стили речи

9

Функциональные 1
стили,
их
характеристика.

Знать: стили и их признаки. Фронтальный
опрос
Уметь: отличать стили
речи.

10

Предупреждение 1
ошибок
при
определении стиля
текста.

Знать:
ошибки
при Анализ текстов
употреблении стилей речи.

Изобразительновыразительные
средства языка

11

Речь.
Языковые 1
средства
выразительности.

с

1

Уметь: составлять тексты
различных типов.

5

6

1

1
1

1

Уметь: составлять тексты
различных стилей.

3

Знать:
художественно- Фронтальный
изобразительные средства опрос
текста.

1

Уметь: находить языковые
средства в тексте.
12

Тропы,
их 1
характеристика.

Знать: понятие
виды тропов.

«троп», Работа
текстами

с1

Уметь: употреблять тропы
в речи.
13

Стилистические
1
фигуры. Работа с
текстами.

Знать:
стилистические Работа
фигуры, их виды.
текстами

с

1

Уметь: находить в тексте
стилистические фигуры.

7

Коммуникативная 21
компетенция

14

Виды информации 1
в тексте.

Знать: виды информации.

Фронтальный
опрос

1

Употребление
1
языковых средств.

Знать:
особенности Фронтальный
языковых средств.
опрос

1

15

Уметь:
работать
информацией.

с

Уметь:
использовать
языковые средства в тексте.
16

17

18

19

20

Жанровое
многообразие
сочинений.

1

Знать: жанры сочинений.
Уметь: создавать сочинения
различных жанров.

Фронтальный
опрос

1

Формулировка
1
проблем исходного
текста.
Типы
проблем.

Знать: типы проблем.

Типовые
1
конструкции
для
формулирования
проблемы.

Знать:
способы Работа
формулирования
текстами
проблемы.

с

1

Комментарий
к1
проблеме.
Типы
информации
в
тексте.

Знать:
особенности Самостоятельная
комментирования
работа
проблемы.

1

Введение цитат в 1
текст
сочинения.

Знать:
способы Написание
употребления цитат и сочинений
прямой речи в тексте.

Уметь:
формулировать
проблему текста.

Уметь:
проблемы
способами.

Фронтальный
опрос

1

определять
разными

Уметь:
комментировать
проблему.
1

21

22

23

24

Прямая и косвенная
речь.

Уметь:
использовать
цитаты и прямую речь в
тексте.

Типовые
1
конструкции
для
комментирования
проблемы.

Знать: способы построения Фронтальный
проблемы.
опрос

Авторская позиция. 1
Отражение
авторской позиции
в тексте.

Знать: признаки авторской Фронтальный
позиции в тексте.
опрос

Средства
выражения
позиции автора.

Знать: средства выражения Анализ текста
позиции автора.

1

1

Уметь:
комментировать
проблему.
1

Уметь: определять позиция
автора любого текста.
1

Уметь: выражать позицию
автора.

Типовые
1
конструкции
для
выражения
авторской позиции.

Знать:
конструкции
выражения
позиции.

типовые Работа
с
для теоретическим
авторской материалом

1

Уметь:
пользоваться
типовыми конструкциями.
25

Виды аргументов, 1
их «ценность».

Знать: виды аргументов, их Фронтальный
«ценность».
опрос

1

Уметь:
пользоваться
различными
видами
аргументов.
26

27

Структура
аргумента.
Источники
аргументации.

1

Типичные ошибки 1
аргументации.
Создание
«банка
аргументов».

Знать: структуру аргумента Фронтальный
и источники аргументации. опрос

1

Уметь:
составлять
убедительную
аргументацию.
Знать: типичные ошибки Самостоятельная
аргументации.
работа
Уметь:
правильно
аргументировать
свою
позицию.

1

28

Композиция
сочинения.

1

Знать:
сочинения.

композицию Фронтальный
опрос

1

Уметь:
составлять
сочинение по плану.
29

30

31

Абзацное членение. 1
Смысловая
цельность.

Знать:
особенности Работа с текстом
абзацного членения.

Основные средства 1
связи
между
предложениями в
тексте.

Знать: основные средства Фронтальный
связи
между опрос
предложениями в тексте.

Виды и формы 1
вступления. Виды
заключения.

Знать: виды
вступления.
заключения.

1

Уметь: делить текст на
абзацы.
1

Уметь:
связывать
предложения в тексте.
и

формы Фронтальный
Виды опрос

1

Уметь:
правильно
составлять вступление и
заключение текста.
32

33

34

Речевое
1
оформление
сочинения.
Точность
и
выразительность
языка.

Знать: правила речевого Оформление
оформления текста.
сочинения

Соблюдение
1
фактологических
норм в фоновом
материале.

Знать:
фактологические Фронтальный
нормы
в
фоновом опрос
материале.

Особенности ЕГЭ 1
по русскому языку.

Знать: особенности ЕГЭ по Тестирование
русскому языку.

Уметь:
оформлять
сочинение в соответствии с
требованиями.

34 ч.

1

Уметь:
соблюдать
фактологические нормы.

Уметь: распределять время
при выполнении заданий.
ИТОГО:

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».