РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО: На заседании ШМО директор МОУ «Заринская СОШ» Кондратьева И.Н рук-ль ШМО: Скутина Л.В. Протокол №1 от «30» августа 2024 г. приказ №149/1 от «30» августа 2024 г. Рабочая программа элективного курса «Текст. От замысла к созданию», 11 класс Срок реализации: 1 год Количество часов за год – 34 (в неделю -1) Планируемые результаты изучения элективного курса Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научиться: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Содержание программы элективного курса по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственного образовательного стандарта 2004 года. Актуальность данного элективного курса: полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи. Программа элективного курса предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа. Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. Задачи курса: • развитие коммуникативной компетенции обучающихся; • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения; • овладение нормами русского литературного языка; • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию; • формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста; • обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ; • воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова. Ожидаемые результаты. Учащиеся должны знать: • теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; уметь применять такие коммуникативные умения как умение: • интерпретировать содержание исходного текста; • последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; • создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С; • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. владеть: • коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения. Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, миниисследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации. Содержание курса Введение (2 ч.) Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Языковые нормы (1 ч.) Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. Текст (3 ч.) Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи (2 ч.) Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами. Функциональные стили речи (2 ч.) Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами. Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами. Коммуникативная компетенция (21 ч.) Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами. Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами. Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами. Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами. Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса № п/п Тематика курса кол-во часов теоретич. часть практич.ч 1 Введение 2 2 - 2 Языковые нормы 1 1 - 3 Текст 3 2 1 4 Функционально-смысловые типы речи 2 1 1 5 Функциональные стили речи 2 1 1 6 Изобразительно-выразительные средства языка 3 2 1 7 Коммуникативная компетенция. 21 8 13 Всего в 11 классе 34 17 17 Методическое обеспечение программы. Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка. Техническую оснащённость курса обеспечивают магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи. Учебно-методическое обеспечение: таблицы, тексты. Список рекомендуемой учебно-методической литературы. 1. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2012. 2. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2013. 3. Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2012. 4. И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2014. 5. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2013. 6. Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014. 7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2012. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Дата Тема занятия (34 К-во Требования к уровню Вид контроля п/п часа) час. подготовки учащихся I Введение 1 Цели курса. и Лекция Практика 2 задачи 1 Знать: цели и задачи Фронтальный данного элективного курса опрос как существенного дополнения уроков русского языка. 1 Уметь: ставить перед собой учебные цели и задачи. 2 Критерии и нормы 1 оценки тестовых заданий и сочинения. 2 Языковые нормы 1 3 Литературный 1 язык. Нормы речи. Словари русского языка. Знать: критерии и нормы Тестирование оценки тестовых заданий и сочинения. Уметь: работу. оценивать свою Знать: основные Самостоятельная 1 литературные нормы, виды работа со словарей. словарями. Уметь: словарями. пользоваться 3 Текст (3 ч.) 4 Смысловая и1 композиционная целостность текста. Знать: структуру признаки текста. Разноаспектный анализ текста. Знать: план Анализ текста разноаспектного анализа. 5 1 3 1 и Фронтальный опрос 1 Уметь: составлять текст в соответствии с требованиями. Уметь: проводить данный вид анализа. 1 6 Основная дополнительная информация микротекста. и1 Знать: микротекста, информации. признаки Работа виды текстами Уметь: распределять информацию, работать с источниками информации. 4 Функционально- 2 смысловые типы речи 7 Функционально1 смысловые типы речи, их отличительные признаки. Знать: типы речи и их Фронтальный особенности. опрос Предупреждение 1 ошибок при определении типов речи. Знать: ошибки при Работа употреблении типов речи. текстами 8 с1 Уметь: отличать тексты различных типов речи. Функциональные 2 стили речи 9 Функциональные 1 стили, их характеристика. Знать: стили и их признаки. Фронтальный опрос Уметь: отличать стили речи. 10 Предупреждение 1 ошибок при определении стиля текста. Знать: ошибки при Анализ текстов употреблении стилей речи. Изобразительновыразительные средства языка 11 Речь. Языковые 1 средства выразительности. с 1 Уметь: составлять тексты различных типов. 5 6 1 1 1 1 Уметь: составлять тексты различных стилей. 3 Знать: художественно- Фронтальный изобразительные средства опрос текста. 1 Уметь: находить языковые средства в тексте. 12 Тропы, их 1 характеристика. Знать: понятие виды тропов. «троп», Работа текстами с1 Уметь: употреблять тропы в речи. 13 Стилистические 1 фигуры. Работа с текстами. Знать: стилистические Работа фигуры, их виды. текстами с 1 Уметь: находить в тексте стилистические фигуры. 7 Коммуникативная 21 компетенция 14 Виды информации 1 в тексте. Знать: виды информации. Фронтальный опрос 1 Употребление 1 языковых средств. Знать: особенности Фронтальный языковых средств. опрос 1 15 Уметь: работать информацией. с Уметь: использовать языковые средства в тексте. 16 17 18 19 20 Жанровое многообразие сочинений. 1 Знать: жанры сочинений. Уметь: создавать сочинения различных жанров. Фронтальный опрос 1 Формулировка 1 проблем исходного текста. Типы проблем. Знать: типы проблем. Типовые 1 конструкции для формулирования проблемы. Знать: способы Работа формулирования текстами проблемы. с 1 Комментарий к1 проблеме. Типы информации в тексте. Знать: особенности Самостоятельная комментирования работа проблемы. 1 Введение цитат в 1 текст сочинения. Знать: способы Написание употребления цитат и сочинений прямой речи в тексте. Уметь: формулировать проблему текста. Уметь: проблемы способами. Фронтальный опрос 1 определять разными Уметь: комментировать проблему. 1 21 22 23 24 Прямая и косвенная речь. Уметь: использовать цитаты и прямую речь в тексте. Типовые 1 конструкции для комментирования проблемы. Знать: способы построения Фронтальный проблемы. опрос Авторская позиция. 1 Отражение авторской позиции в тексте. Знать: признаки авторской Фронтальный позиции в тексте. опрос Средства выражения позиции автора. Знать: средства выражения Анализ текста позиции автора. 1 1 Уметь: комментировать проблему. 1 Уметь: определять позиция автора любого текста. 1 Уметь: выражать позицию автора. Типовые 1 конструкции для выражения авторской позиции. Знать: конструкции выражения позиции. типовые Работа с для теоретическим авторской материалом 1 Уметь: пользоваться типовыми конструкциями. 25 Виды аргументов, 1 их «ценность». Знать: виды аргументов, их Фронтальный «ценность». опрос 1 Уметь: пользоваться различными видами аргументов. 26 27 Структура аргумента. Источники аргументации. 1 Типичные ошибки 1 аргументации. Создание «банка аргументов». Знать: структуру аргумента Фронтальный и источники аргументации. опрос 1 Уметь: составлять убедительную аргументацию. Знать: типичные ошибки Самостоятельная аргументации. работа Уметь: правильно аргументировать свою позицию. 1 28 Композиция сочинения. 1 Знать: сочинения. композицию Фронтальный опрос 1 Уметь: составлять сочинение по плану. 29 30 31 Абзацное членение. 1 Смысловая цельность. Знать: особенности Работа с текстом абзацного членения. Основные средства 1 связи между предложениями в тексте. Знать: основные средства Фронтальный связи между опрос предложениями в тексте. Виды и формы 1 вступления. Виды заключения. Знать: виды вступления. заключения. 1 Уметь: делить текст на абзацы. 1 Уметь: связывать предложения в тексте. и формы Фронтальный Виды опрос 1 Уметь: правильно составлять вступление и заключение текста. 32 33 34 Речевое 1 оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Знать: правила речевого Оформление оформления текста. сочинения Соблюдение 1 фактологических норм в фоновом материале. Знать: фактологические Фронтальный нормы в фоновом опрос материале. Особенности ЕГЭ 1 по русскому языку. Знать: особенности ЕГЭ по Тестирование русскому языку. Уметь: оформлять сочинение в соответствии с требованиями. 34 ч. 1 Уметь: соблюдать фактологические нормы. Уметь: распределять время при выполнении заданий. ИТОГО: 1 1