РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДЕНО:
На заседании ШМО
директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н
рук-ль ШМО: Скутина Л.В.
Протокол №1 от «30» августа 2024 г.
приказ №149/1 от «30» августа 2024 г.
Рабочая программа элективного курса
«Текст. От замысла к созданию», 11 класс
Срок реализации: 1 год
Количество часов за год – 34 (в неделю -1)
Планируемые результаты изучения элективного курса
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать
собственные тексты. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Содержание программы элективного курса по русскому языку вытекает из требований Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственного образовательного
стандарта 2004 года.
Актуальность данного элективного курса: полученные знания формируют умение грамотно выразить
свои мысли и создавать собственные высказывания, а также в направленности его на организацию
систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его
выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости
самостоятельного построения собственного высказывания.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем
современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки,
техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению
большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения
русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от
обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать,
аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и
вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному
творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного
специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные
таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика,
литературное редактирование, культура речи.
Программа элективного курса предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных
компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного
потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
•
развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
•
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
•
овладение нормами русского литературного языка;
•
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
•
развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте
смысловую информацию;
•
формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное
отношение к содержанию исходного текста;
•
обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
•
воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
•
теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
•
интерпретировать содержание исходного текста;
•
последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
•
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
•
создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
•
коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании
языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными
пособиями по подготовке к ЕГЭ, с текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как
результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, миниисследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с
требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы,
репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание курса
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и
нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность
предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями
микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при
определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при
определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности.
Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с
текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые
конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.
авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и
косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при
комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и
рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при
формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники
аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение,
типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность,
речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в
тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических
норм в фоновом материале. Работа с текстами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса
№ п/п
Тематика курса
кол-во часов
теоретич. часть
практич.ч
1
Введение
2
2
-
2
Языковые нормы
1
1
-
3
Текст
3
2
1
4
Функционально-смысловые типы речи
2
1
1
5
Функциональные стили речи
2
1
1
6
Изобразительно-выразительные средства языка
3
2
1
7
Коммуникативная компетенция.
21
8
13
Всего в 11 классе
34
17
17
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий
получал в результате практической деятельности. Практические занятия - работа с текстами, со схемами,
составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала,
написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению
родного языка.
Техническую оснащённость курса обеспечивают магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер,
видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, тексты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2012.
2. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста.
Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2013.
3. Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ
Астрель, 2012.
4. И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное
образование, 2014.
5. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:
учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2013.
6. Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.:
Эксмо, 2014.
7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.:
Интеллект-Центр, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата Тема занятия (34 К-во Требования к уровню Вид контроля
п/п
часа)
час. подготовки учащихся
I
Введение
1
Цели
курса.
и
Лекция Практика
2
задачи 1
Знать: цели и задачи Фронтальный
данного элективного курса опрос
как
существенного
дополнения
уроков
русского языка.
1
Уметь: ставить перед собой
учебные цели и задачи.
2
Критерии и нормы 1
оценки тестовых
заданий
и
сочинения.
2
Языковые нормы 1
3
Литературный
1
язык. Нормы речи.
Словари русского
языка.
Знать: критерии и нормы Тестирование
оценки тестовых заданий и
сочинения.
Уметь:
работу.
оценивать
свою
Знать:
основные Самостоятельная 1
литературные нормы, виды работа
со
словарей.
словарями.
Уметь:
словарями.
пользоваться
3
Текст (3 ч.)
4
Смысловая
и1
композиционная
целостность текста.
Знать:
структуру
признаки текста.
Разноаспектный
анализ текста.
Знать:
план Анализ текста
разноаспектного анализа.
5
1
3
1
и Фронтальный
опрос
1
Уметь: составлять текст в
соответствии
с
требованиями.
Уметь: проводить данный
вид анализа.
1
6
Основная
дополнительная
информация
микротекста.
и1
Знать:
микротекста,
информации.
признаки Работа
виды текстами
Уметь:
распределять
информацию, работать с
источниками информации.
4
Функционально- 2
смысловые типы
речи
7
Функционально1
смысловые типы
речи,
их
отличительные
признаки.
Знать: типы речи и их Фронтальный
особенности.
опрос
Предупреждение 1
ошибок
при
определении типов
речи.
Знать:
ошибки
при Работа
употреблении типов речи. текстами
8
с1
Уметь: отличать тексты
различных типов речи.
Функциональные 2
стили речи
9
Функциональные 1
стили,
их
характеристика.
Знать: стили и их признаки. Фронтальный
опрос
Уметь: отличать стили
речи.
10
Предупреждение 1
ошибок
при
определении стиля
текста.
Знать:
ошибки
при Анализ текстов
употреблении стилей речи.
Изобразительновыразительные
средства языка
11
Речь.
Языковые 1
средства
выразительности.
с
1
Уметь: составлять тексты
различных типов.
5
6
1
1
1
1
Уметь: составлять тексты
различных стилей.
3
Знать:
художественно- Фронтальный
изобразительные средства опрос
текста.
1
Уметь: находить языковые
средства в тексте.
12
Тропы,
их 1
характеристика.
Знать: понятие
виды тропов.
«троп», Работа
текстами
с1
Уметь: употреблять тропы
в речи.
13
Стилистические
1
фигуры. Работа с
текстами.
Знать:
стилистические Работа
фигуры, их виды.
текстами
с
1
Уметь: находить в тексте
стилистические фигуры.
7
Коммуникативная 21
компетенция
14
Виды информации 1
в тексте.
Знать: виды информации.
Фронтальный
опрос
1
Употребление
1
языковых средств.
Знать:
особенности Фронтальный
языковых средств.
опрос
1
15
Уметь:
работать
информацией.
с
Уметь:
использовать
языковые средства в тексте.
16
17
18
19
20
Жанровое
многообразие
сочинений.
1
Знать: жанры сочинений.
Уметь: создавать сочинения
различных жанров.
Фронтальный
опрос
1
Формулировка
1
проблем исходного
текста.
Типы
проблем.
Знать: типы проблем.
Типовые
1
конструкции
для
формулирования
проблемы.
Знать:
способы Работа
формулирования
текстами
проблемы.
с
1
Комментарий
к1
проблеме.
Типы
информации
в
тексте.
Знать:
особенности Самостоятельная
комментирования
работа
проблемы.
1
Введение цитат в 1
текст
сочинения.
Знать:
способы Написание
употребления цитат и сочинений
прямой речи в тексте.
Уметь:
формулировать
проблему текста.
Уметь:
проблемы
способами.
Фронтальный
опрос
1
определять
разными
Уметь:
комментировать
проблему.
1
21
22
23
24
Прямая и косвенная
речь.
Уметь:
использовать
цитаты и прямую речь в
тексте.
Типовые
1
конструкции
для
комментирования
проблемы.
Знать: способы построения Фронтальный
проблемы.
опрос
Авторская позиция. 1
Отражение
авторской позиции
в тексте.
Знать: признаки авторской Фронтальный
позиции в тексте.
опрос
Средства
выражения
позиции автора.
Знать: средства выражения Анализ текста
позиции автора.
1
1
Уметь:
комментировать
проблему.
1
Уметь: определять позиция
автора любого текста.
1
Уметь: выражать позицию
автора.
Типовые
1
конструкции
для
выражения
авторской позиции.
Знать:
конструкции
выражения
позиции.
типовые Работа
с
для теоретическим
авторской материалом
1
Уметь:
пользоваться
типовыми конструкциями.
25
Виды аргументов, 1
их «ценность».
Знать: виды аргументов, их Фронтальный
«ценность».
опрос
1
Уметь:
пользоваться
различными
видами
аргументов.
26
27
Структура
аргумента.
Источники
аргументации.
1
Типичные ошибки 1
аргументации.
Создание
«банка
аргументов».
Знать: структуру аргумента Фронтальный
и источники аргументации. опрос
1
Уметь:
составлять
убедительную
аргументацию.
Знать: типичные ошибки Самостоятельная
аргументации.
работа
Уметь:
правильно
аргументировать
свою
позицию.
1
28
Композиция
сочинения.
1
Знать:
сочинения.
композицию Фронтальный
опрос
1
Уметь:
составлять
сочинение по плану.
29
30
31
Абзацное членение. 1
Смысловая
цельность.
Знать:
особенности Работа с текстом
абзацного членения.
Основные средства 1
связи
между
предложениями в
тексте.
Знать: основные средства Фронтальный
связи
между опрос
предложениями в тексте.
Виды и формы 1
вступления. Виды
заключения.
Знать: виды
вступления.
заключения.
1
Уметь: делить текст на
абзацы.
1
Уметь:
связывать
предложения в тексте.
и
формы Фронтальный
Виды опрос
1
Уметь:
правильно
составлять вступление и
заключение текста.
32
33
34
Речевое
1
оформление
сочинения.
Точность
и
выразительность
языка.
Знать: правила речевого Оформление
оформления текста.
сочинения
Соблюдение
1
фактологических
норм в фоновом
материале.
Знать:
фактологические Фронтальный
нормы
в
фоновом опрос
материале.
Особенности ЕГЭ 1
по русскому языку.
Знать: особенности ЕГЭ по Тестирование
русскому языку.
Уметь:
оформлять
сочинение в соответствии с
требованиями.
34 ч.
1
Уметь:
соблюдать
фактологические нормы.
Уметь: распределять время
при выполнении заданий.
ИТОГО:
1
1