ОБЖ 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МО Алапаевское
МОУ «Заринская СОШ»

РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
рук-ль ШМО: _________________
Молоков И.Е.
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МОУ «Заринская СОШ»
Кондратьева И.Н
приказ №112 от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 7 класса основного общего образования

п.Заря
2023

Пояснительная записка
Программа ОБЖ позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до
чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей
средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и
формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЖ обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного
поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности
личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и
навыков.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета
на 34 учебные недели в учебном году).
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога
и обучающихся.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета на 34 учебные
недели в учебном году).
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает формирование у обучающихся предметных, метапредметных
и личностных результатов обучения.
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной;
• освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных
связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
учащиеся;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
•

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам;
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты:
•

•

•

•
•

•

•
•
•

•

•

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной
и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты:

•

•
•
•

•
•

•
•
•

•
•

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности
на основе понимания необходимости защиты личности, общества
и государства посредством осознания значимости безопасного поведения
в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе
от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда
здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм
и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим.

Ученик научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
безопасно использовать бытовые приборы контроля качества окружающей
среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно использовать
средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного
характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства, правила поведения на транспорте (наземном, в том
числе железнодорожном, воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

•

•

•

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных
ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества
и государства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или
захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий
по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных
актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних
за правонарушения; классифицировать и характеризовать опасные ситуации
в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие
и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению
своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению
здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего
здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи.

Ученик получит возможность научиться:

безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
• безопасно вести и применять права покупателя;
• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
•
•

•
•
•
•

•

предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов на состояние своего
здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние
на здоровье человека;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Содержание учебного предмета

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури,
смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный
гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные,
торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии
на радиационно опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных,
объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации
по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация
населения и правила поведения при эвакуации.
Раздел 2. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму
в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм – сущность и угрозы безопасности личности
и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних
за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при
обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при

проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы
здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена).
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление
алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние
на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем
кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая
помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 7-го класса разработано с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
•
•

•

•

•

•

•

развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека
и источнику его счастья;
развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне;
развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости
и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном
внимании со стороны человека;
развитие ценностного отношения к миру как главному принципу
человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда;
развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение;

развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной
жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
• развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной
и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения
и позволяющие избегать чувства одиночества;
• развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое
собственное будущее.
•

№
п/п

Модуль/раздел/тема

Количество часов,
отводимых на освоение
темы

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 ч)
1

Различные природные явления и причины
их возникновения

1

2

Общая характеристика природных явлений

1

3

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия
и определения

1

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины
и последствия (3 ч)
4

Землетрясение. Причины возникновения
землетрясения и его возможные последствия

1

5

Правила безопасного поведения населения при
землетрясении

1

6

Вулканы, извержение вулканов, расположение
вулканов на Земле

1

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения,
их причины и последствия (2 ч)
7

Ураганы и бури, причины их возникновения,
возможные последствия

1

8

Смерчи

1

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины
и последствия (5 ч)
9

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

10

Рекомендации населению по действиям при угрозе
и во время наводнений

1

11

Сели и их характеристика

1

12

Цунами и их характеристика

1

13

Снежные лавины

1

Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биологического
происхождения, их причины и последствия (3 ч)
14

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

1

15

Инфекционная заболеваемость людей и защита
населения

1

16

Эпизоотии и эпифитотии

1

Тема 6. Защита населения от ЧС геологического происхождения (3 ч)
17

Защита населения от последствий землетрясения

18

Последствия извержения вулканов. Защита населения 1

19

Оползни и обвалы и их последствия

1

1

Тема 7. Защита населения от ЧС метеорологического происхождения (1 ч)
20

Защита населения от последствий ураганов и бурь

1

Тема 8.Защита населения от ЧС гидрологического происхождения (3 ч)
21

Защита населения от последствий наводнений

1

22

Защита населения от последствий селевых потоков

1

23

Защита населения от цунами

1

Тема 9. Защита населения от природных пожаров (1 ч)
24

Профилактика лесных и торфяных пожаров

1

Раздел 2. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму
в Российской Федерации
Тема 10. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму
и экстремизму (4 ч)
25

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка
в террористическую и экстремистскую деятельность

1

26

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка
в террористическую и экстремистскую деятельность

1

27

Роль нравственных позиций и личных качеств
подростков в формировании антитеррористического
поведения

1

28

Роль нравственных позиций и личных качеств
подростков в формировании антитеррористического
поведения

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 11. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития
человека (3 ч)
29

Психологическая уравновешенность

1

30

Стресс и его влияние на человека

1

31

Анатомно-физиологические особенности человека
в подростковом возрасте

1

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 12. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч)
32

Общие правила оказания первой медицинской
помощи

33

Оказание первой медицинской помощи при наружном 1
кровотечении

34

Оказание первой медицинской помощи при ушибах
и переломах

Итого:

1

1
34

Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога
и обучающихся.

Для педагога:
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная
линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5–9 классы;
• Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности
жизнедеятельности. Поурочные разработки. 7–9 классы;
• Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В./ Под ред.
С.Н. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций;
• Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы
безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 7 класс.
•

Для обучающихся:
Хренников Б.О., Гололобов Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В./ Под ред.
С.Н. Егорова. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций;
• Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы
безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 7 класс.
•

Эл. Ресурсы

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».