Аннотация к рабочей программе по предмету «Музыка» (предметная область «Искусство») для 5-8 класса. 1. Нормативные документы. - Федеральный закон от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Примерная программа «Музыка» 5-8 классы и программой по музыке для общеобразовательных учреждений авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской с учетом важнейших положений художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, Москва Просвещение 2019 г.; - Федеральный образовательный стандарт основного общего образования; - «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - Образовательная программа МОУ «Заринская СОШ» - Учебный календарный план МОУ «Заринская СОШ» 2. Цель и задачи учебной дисциплины. Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы «Музыка» (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.). Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи : - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; - воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоциональноценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; - развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; - освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; - овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально – творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации музыкальных произведений, музыкально – творческой практики с применением информационнокоммуникационных технологий). 3. Количество часов на изучение дисциплины. Предмет «Музыка» изучается в 5-8 классах в объеме 136 часов (по 34 ч. в каждом классе). 4. Учебно-тематическое планирование. 5 класс №п/п 1 2 3 4 5 6 7-8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31-32 33 34 Дата Тема урока тема I полугодия: “Музыка и литература” Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия нет слова красивей. Вся Россия просится в песню. Звучащие картины Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно Фольклор в музыке русских композиторов.Стучит, гремит Кикимора Что за прелесть эти сказки Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Всю жизнь мою несу родину в душе..». «Перезвоны». Звучащие картины. Слово о мастере. Скажи, ты откуда приходишь, красота? Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Гармонии задумчивый поэт. Ты Моцарт бог, и сам того не знаешь Был он весь окутан тайной-черный гость… Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина «Садко» Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балет-сказка Щелкунчик Музыка в театре, кино, на телевидении Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский» Музыкальная живопись и живописная музыка. Романсы С.Рахманинова Музыкальная живопись и живописная музыка. Фореллен-квинтет. Музыкальная живопись и живописная музыка. Дыхание русской песенности Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве Весть святого торжества. Древний храм злотой вершиной блещет ярко.. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. «О подвигах, о доблести и славе…» В каждой мимолетности вижу я миры… Мир композитора. Промежуточная контрольная работа. Защита исследовательских проектов. 6 класс № пп 1 2 3-4 5 6-7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Дата Тема урока тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Удивительный мир музыкальных образов. Входная контрольная работа. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс.Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. «Уноси моё сердце в звенящую даль…» Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф.И. Шаляпин Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. «Старинной песни мир». Песня-баллада «Лесной царь»Ф.Шуберта Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны» В. Гаврилина Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке И. С. Баха. Образы духовной музыки Западной Европы. Образы скорби и печали Фортуна правит миром. «Кармина бурана» Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз – искусство ХХ века. Спиричуэл и блюз Тема 2 полугодия: «Мир камерной и инструментальной музыки» Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада Образы камерной музыки. Ночной пейзаж. Ноктюрн Образы камерной музыки. Инструментальный концерт. «Времена года» А. Вивальди « Итальянский концерт» И. С. Баха. 22-24 Образы камерной музыки. «Быть может, вся природа-мозаика цветов?» «Космический пейзаж» Ч. Айвз. «Мозаика» Э. Артемьев. Картинная галерея Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Симфоническое развитие музыкальных образов. 25 Программная увертюра. 26 Программная увертюра. Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта. Мюзикл «Вестсайдская история» Мир музыкального театра. Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера Образы киномузыки. Защита исследовательских проектов Промежуточная контрольная работа по теме «Мир музыкальных образов» По плану По календарному графику 19 20-21 27-28 29-30 31-32 33 34 Итого: «Эгмонт». Л. Бетховен 7 КЛАСС № п/п Дата Тема урока тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» Классика и современность В музыкальном театре. Опера Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» В музыкальном театре. Балет Балет Б.И. Тищенко «Ярославна». Героическая тема в русской музыке. В музыкальном театре. «Мой народ-американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 11 Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире 12 Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита».Новое прочтение оперы Бизе. 13 Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса».»Всенощное бдение» 14 Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» 15 Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка». тема II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 16 Музыкальная драматургия – развитие музыки 17 Два направления музыкальной культуры: религиозная и светская музыка 18 Камерная инструментальная музыка: этюд 19 Транскрипция 20 Циклические формы инструментальной музыки (концерт,сюита) 21Камерная инструментальная музыка: соната. Л.Бетховен .Соната №8. 22 Соната №2 С.Прокофьева. Соната №11В.А.Моцарта. 23 Симфоническая музыка. Симфония №103(«С тремоло литавр») Й.Гайдн 24 Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1»Классическая»С.Прокофьева 25 Симфония №5. Л.Бетховена. Симфония№8(«Неоконченная») Ф.Шуберта 26 Симфония №1. В. Калинникова. Симфония №5. П.Чайковского 27 Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси 28 Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна 29 Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» 1-2 3 4 5 6-7 8 9 10 30 Музыка народов мира 31 Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостакович 32 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер 33 Промежуточная контрольная работа по темам «Особенности драматургии сценической, камерной и симфонической музыки» Защита исследовательских проектов 34 ИТОГО 8 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20-21 22 23 24 25 26-27 28 29 30-31 32 33-34 Дата Тема урока тема I полугодия «Классика и современность» Классика в нашей жизни Входная контрольная работа. Классика в нашей жизни В музыкальном театре. Опера Русская эпическая опера . Опера «Князь Игорь» В музыкальном театре. Балет Балет Б.И. Тищенко «Ярославна». В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера Рок- опера «Преступление и наказание» В музыкальном театре. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Музыка в кино В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее «Музыка-это огромный мир окружающий человека» тема II полугодия «Традиции и новаторство в музыке» Музыканты- извечные маги. И снова в музыкальном театре. «Мой народ –американцы». Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс». Первая американская опера. Развитие традиций оперного спектакля Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира Классика в современной обработке В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. Литературные страницы Музыка в храмовом синтезе искусств Литературные страницы. Галерея религиозных образов Неизвестный Свиридов. «О России петь- что стремиться в храм» Цикл «Песнопения и молитвы» Свет фресок Дионисия-миру Музыкальные завещания потомкам Защита исследовательских проектов Итоговая контрольная работа по предмету «Музыка» Урок-концерт «Наполним музыкой сердца»